В Новгородской области вынесен обвинительный приговор по редко применяемой на практике статье Уголовного кодекса РФ «Похищение человека».
В тот день звонок Валерия застал Маргариту врасплох.
Уже около четырёх лет супруги жили по отдельности. Когда-то Маргарита ушла от мужа из-за того, что тот стал поднимать на неё руку. Собрала вещи, одела ребёнка и хлопнута дверью: пока к маме, а там – как получится.
Первое время Валерий, страдавший из-за поступка жены, добивался с ней встреч, постоянно звонил. Хочешь – не хочешь, отношения пришлось поддерживать: в одном городе жили.
Были периоды, когда супруги воссоединялись, пробовали склеить разбитую чашку, но перемирие заканчивалось, и всё возвращалось на круги своя: муж – сам по себе, а жена – с ребёнком.
Первой наладила личную жизнь женщина. Встретила мужчину, который, казалось, – полная противоположность Валерию: добрый, покладистый, совсем не вспыльчивый и не агрессивный. Жизнь женщины пошла на лад. Когда Алексей сделал её предложение, сразу же согласилась.
Имелась, правда, одна загвоздка: брак с Валерием расторгнут не был. Предстоял очень непростой разговор. Но, к удивлению Маргариты, узнав о её новых отношениях с другим мужчиной, Валерий не стал упорствовать. Отнёсся с пониманием: развод, так развод – ну, не сложилась совместная жизнь!
Супруги подали заявление. Осталась, казалось, последняя формальность: решение суда.
* * *
И вдруг позвонил Валерий.
Маргарита удивилась: всё ведь уже обговорили. Приближался день, когда нужно было идти в суд, чтобы получить решение и поставить точку в отношениях.
Меж тем, Валерий заявил, что надо встретиться ещё раз и обсудить некоторые детали: в частности, по разделу имущества и алиментам.
Тон мужчины был строг и серьёзен. А сам он – трезвый, спокойный, деловой.
Маргарита согласилась на встречу.
Он заехал за ней вечером, после работы. Жена села на заднее сиденье автомобиля. Когда Валерий сказал ей, что надо ещё заехать к другу, не насторожилась: если надо, значит, надо.
Машина тронулась. Поначалу всё шло так, как и должно быть: мужчина и женщина спокойно разговаривали: без нервов, без эмоций, без угроз. Обсуждали нюансы раздела имущества, порядка общения с ребенком и выплаты алиментов.
Но после нескольких неожиданных поворотов машины женщина поняла, что Валерий едет вовсе не к другу, место жительства которого ей было известно, а за город. Куда? Зачем?
Маргарита прямо спросила об этом. И, глядя в лицо мужа, отражавшееся в зеркале заднего вида, увидела совсем не того человека – ещё несколько минут доброго и покладистого. Теперь лицо Валерия было напряжено и словно окаменело.
Он свернул на просёлочную дорогу. Затормозил. Остановил машину. Потом схватил женщину за руку, и Маргарита почувствовала на запястье холод металлического браслета. Щёлкнул замок, и женщина оказалась закованной в наручники. Валерий забрал её мобильный телефон. И произнёс:
– Теперь мы будем говорить по-другому! Доигралась!
Потом вновь завёл машину и рванул вперёд. Проехав ещё несколько километров по заброшенной дороге, мужчина велел женщине:
– Вылезай!
Сопротивляться было бессмысленно, в ней и пятидесяти кг нет, в нём – за сотню.
Оказавшись на улице, женщина перепугалась ещё сильнее. Уже начало смеркаться. А муж повёл её вглубь ельника.
Маргарита умоляла отпустить, кричала: «Спасите! Помогите!». Но никого не было поблизости, только лес: тёмный, страшный.
– Не ори! – сказал муж. – Хуже будет!
Потом она признается, что по-настоящему боялась в тот момент, помнила, как раньше, ещё в период совместной жизни, муж поднимал на неё руку. Что же будет теперь?
Вдруг женщина увидела, как Валерий достал из кармана широкий скотч, и сразу же поняла – для чего. По странному стечению обстоятельств, накануне смотрела «Жмурки» Балабанова, и хорошо помнила сцену, в которой двое киношных отморозков при помощи скотча заставляют замолчать пытаемого ими милиционера.
– Не надо! – взмолилась. – Не надо завязывать мне рот. Я буду молчать!
Муж убрал скотч в карман. Но тут же в его руке появился… пистолет.
Маргарита не понимала, куда её ведут. Запиналась, спотыкалась, падала. Но Валерий всё равно продолжал тащить ее за наручники. Запыхавшись, наконец остановился. И, глядя в лицо жене, произнёс – будто бы приговор:
– Рита, пойми меня правильно: я хочу сохранить семью. Если ты не будешь моей, значит, не достанешься никому.
В иной ситуации Маргарита могла даже рассмеяться. Мужчина! Джентльмен! Герой!
Но тогда было совсем не до смеха. Неужели при помощи скотча, наручников и пистолета он и правда надеется её вернуть?
Что оставалось делать? Только хитрить!
Она упала перед ним на колени. Но психическая атака не завершилась. С хитрым прищуром Валерий сказал:
– Вот здесь я привяжу тебя к дереву и оставлю! Звери сожрут!
И сделал попытку поднять её с колен на ноги. Но Маргарита стала умолять о жалости. И произнесла фразу, которую, была уверена, так ждал муж.
– Я согласна, – сказала. – Пусть всё будет так, как ты хочешь! Прости меня! Мы сохраним семью!
Валерий поверил не сразу. Но, по-видимому, эта её фраза всё-таки принесла пользу. Маргарита наблюдала, как преображается его лицо, разглаживаются складки-морщинки вокруг глаз, появляется какое-то подобие улыбки. Он поднял пистолет и сделал один выстрел. В воздух.
А потом, удовлетворённый результатом, повёл жену в обратном направлении – к машине. Всю обратную дорогу женщина, как могла, ублажала мужчину, рассказывала какую-то ерунду: о работе, о подругах, о покупках. Только главного – будущего – старалась не касаться. Муж вернул ей телефон. Скоротать время удалось благодаря звонку мамы. Никогда в жизни, наверное, Маргарита так не радовалась её желанию поговорить.
Когда Валерий остановил машину у её дома, даже не попрощавшись с ним, выскочила на улицу. Хоть и унижена, но жива!
* * *
Увидев, как выглядит любимая женщина, собиравшаяся лишь обсудить с «бывшим» детали развода, Алексей был несказанно удивлён. В грязной одежде, помятая, с хвоей, запутавшейся в волосах.
– Что случилось, Рита? – спросил.
Она расплакалась и рассказала о пережитом. Но пока – без подробностей. Маргарита попросила оставить ее одну. «Нужно успокоиться!», – сказала. Алексей выполнил волю женщины и ушёл из квартиры. Маргарита была уверена, что «бывший» в этот вечер к ней не явится. Но просчиталась. Спустя некоторое время Валерий всё-таки пришёл. Уже без наручников и пистолета, но он вновь принялся давить на женщину, уверяя её в своей любви.
После этого визита Маргарита поняла, что добром это не кончится.
И на другой день пошла в полицию с заявлением, в котором указала, что Валерий обманом вывез её в лес и угрожал расправой. Потом прошла медицинское освидетельствование. Врачи зафиксировали травмы. В частности: «Установлены телесные повреждения в виде ссадины и кровоподтека на наружной поверхности левой кисти у основания большого пальца. Данные телесные повреждения образовались по механизму удара (кровоподтек) и трения-скольжения (ссадина) в результате не менее чем однократного воздействия тупого твердого предмета, которым могли являться наручники, что подтверждается характером вышеуказанных повреждений».
В ходе выемки у Валерия был изъят пистолет – пневматический.
По заявлению женщины было возбуждено уголовное дело. Валерия обескуражил подобный поворот сюжета. На допросе у следователя он отрицал всё. Соглашался только с тем, что, действительно, встречался с женой, чтобы обсудить проблемы, связанные с разводом. И они съездили в лес, где «состоялся разговор на повышенных тонах». Применение наручников и пистолета отрицал. Правда позднее, при проведении очной ставки, Валерий подтвердил, что использовал наручники.
Но в суде вновь вернулся к изначальной позиции полного отрицания.
К словам Валерия о непричастности к преступлению суд отнёсся критически и расценил их «как избранную обвиняемым линию защиты в целях избежание уголовной ответственности за содеянное». Показания и Маргариты, и Алексея были едины и не противоречивы в течение всего периода следственных действий и судебного производства. Виновность Валерия подтверждали и выводы медиков, проводивших освидетельствование потерпевшей, и изъятый у обвиняемого пистолет.
Действия мужчины квалифицированы по ч. 2 ст. 126 УК РФ: «Похищение человека, совершённое с угрозой применения насилия опасного для жизни, с применением предметов, используемых в качестве оружия».
Боровичский районный суд вынес приговор 23 ноября 2023 года: за похищение женщины мужчине назначено наказание в виде 5 лет и 6 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком в 5 лет. Если в течение этого времени он вновь проявит агрессию к теперь уже бывшей жене, условный срок будет заменён на реальный.
Маргарита заявила гражданский иск о компенсации морального вреда. В заявлении писала о том, что «всерьёз опасалась за свою жизнь и здоровье, испытывала физическую боль, чувство страха, унижения ее чести и достоинства: ей пришлось непонятно за что просить прощение, стоя при этом на коленях». По воле мужа была лишена конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, а потом долгое время принимала успокоительные препараты. Суд не усомнился в том, что действиями мужчины Маргарите причинены нравственные страдания. Размер компенсации определён в 50 тысяч рублей.
Развод между Маргаритой и Валерием был оформлен спустя месяц после инцидента. Сейчас Маргарита замужем за Алексеем. О происшествии они вспоминают как о страшном сне. 9 декабря 2023 года приговор вступил в законную силу.
Алексей КОРЯКОВ
Боровичи
(Все имена изменены. – Прим. ред.)