Эта вполне приличная с виду дама признана виновной в убийстве супруга, вместе с которым прожила почти тридцать лет. Когда её доставили к следователю, на вопрос, почему она это сделала ответила: «Он был пьян. Храпел. Мешал спать». Позднее, правда, от этого признания отказалась.
Узнав о том, что преступление совершено в местечке Короцко, полицейские, выезжавшие на место ЧП, были готовы к тому, что прискорбное событие так или иначе связано с психбольницей, расположенной в посёлке: с кем-то из обслуживающего персонала либо из числа бывших пациентов, обосновавшихся в Короцко после выписки.
Предположение, однако, не подтвердилось. Трагедия случилась в семье, которая не имела ни малейшего отношения к психбольнице и прожила здесь всего-то около трёх лет. В 2021 году супруги Светлана и Николай Вьюгины переехали в Короцко из далёкого Надыма Ямало-Ненецкого автономного округа.
Причина смены места жительства была проста, понятна и банальна: ближе к пенсии захотелось перебраться туда, где теплее, где климатические условия – лучше, а в Валдае жили родственники мужа.
Никаких нареканий за это время ни к 63-летнему Николаю, ни к 54-летней Светлане ни у кого не было. Жили тихо, мирно, ни с кем из соседей особенно не сближаясь, что тоже неудивительно: не тот возраст, когда новых друзей заводят. Хоть у обоих и была уже оформлена пенсия, и неплохая – «северная», супруги продолжали работать: он – дальнобойщиком, она – уборщицей в магазине.
11 февраля 2023 года стало известно, что муж – мёртв, а жену подозревают в его убийстве.
* * *
Полицию вызвал брат погибшего, проживающий в самом Валдае. Телефонным звонком его разбудила Светлана. Сказала:
– Срочно приезжай! Брат умер!
В считанные минуты добравшись до места трагедии, мужчина увидел уже бездыханного брата. Светлана была мрачнее тучи: горе-то какое! Потом, как принято в таких случаях, труп отправили на экспертизу.
В тот же день там было составлено официальное заключение: смерть – не от естественных причин, а от асфиксии, то есть – от удушения.
В момент гибели мужчины в доме не было никого, кроме Светланы. Её задержали и доставили к следователю.
– Уже на первом допросе, – рассказывает старший следователь Валдайского межрайонного следственного отдела регионального СУ СК Екатерина Петрова, – женщина дала признательные показания. Объяснила, что в ту ночь муж был сильно пьян: его принесли домой коллеги по работе. Ночью, когда она пыталась заснуть, своим храпом супруг не давал возможности это сделать. Тогда она подошла к нему и зажала пальцами нос и рот.
Храп прекратился. Жизнь человека – закончилась. По словам следователя, на допросе Вьюгина призналась, что и сама была не трезва. Вначале, ещё до возвращения мужа, «позволила себе выпить» в обществе знакомой, а потом «приняла рюмочку» и с мужиками-дальнобойщиками, доставившими мужа до дома.
Они были допрошены сразу после возбуждения уголовного дела. Объяснили, что в тот день «обмывали» новую фуру, которую получил один из коллег. Николай сильно перебрал, поэтому решили довезти его до самого дома в Короцко. Жена была не особенно приветлива: ругалась, кричала на мужа, что «опять напился». Но он ни на что не реагировал. Потом положили его спать в прихожей. Мужчины подтверждали: когда «транспортировка» пьяного человека была завершена, женщина согласилась выпить с ними рюмочку. Уезжая из дома, никак не могли предположить, что здесь случится беда.
Вообще же, как подтверждали и соседи, и дети, приехавшие после случившегося в Валдай, Светлана Вьюгина была большой противницей пьянства. Если между ней и мужем и случались ссоры, то только из-за этого. Причём сама абсолютной трезвенницей не была, что подтвердили и события того дня.
На «признательных показаниях» женщина оставалась недолго. В процессе следствия, как принято в таких случаях говорить у юристов, «переобулась», и заявила, что к смерти мужа непричастна: он сам якобы задохнулся во сне.
Тем не менее ей было предъявлено обвинение в умышленном убийстве, а дело с утверждённым прокуратурой обвинительным заключением направили в Валдайский районный суд для рассмотрения по существу.
* * *
Процесс начался 21 августа 2023 года. В качестве потерпевшего к делу был привлечён сын, участвовавший в судебных заседаниях в режиме видеоконференцсвязи. Дочь дала показания как свидетель.
– И сын, и дочь были обескуражены из-за того, что произошло между родителями, – рассказал государственный обвинитель Кирилл Соловьёв. – При этом не отрицали, что ссоры случались, когда все члены семьи жили вместе: из-за того, что матери, действительно, очень не нравилось, когда отец приходил домой пьяный. Но никаких потасовок никогда не было. Несмотря на то, что на скамье подсудимых была мать, и сын, и дочь сказали, что она должна понести наказание за содеянное.
Сама Светлана Вьюгина весь период судебного процесса стояла на той позиции, которую избрала в ходе следствия: отрицания своей вины в убийстве мужа. Про храп говорила, но пыталась убедить суд, что такая причина не может стать мотивом преступления. Говорила, что, по её мнению, пьяный муж перевернулся на кровати лицом вниз: таким образом, что перекрыл доступ кислорода. «Он сам в подушку упёрся!» – со скамьи подсудимых утверждала Вьюгина во время допроса.
– Мы вызвали в суд эксперта, сделавшего заключение о причине смерти, – продолжает государственный обвинитель Кирилл Соловьёв. – Он подтвердил свои выводы об асфиксии как о причине смерти мужчины. Кроме того, дал показания о том, что на лице погибшего остались ссадины от ногтей: повреждения, зафиксированные в процессе экспертизы. А это говорило о том, что давление руки на лицо было сильным и целенаправленным. Синяки остались и на носу, и на внутренней стороне губ. Эксперт сказал, что такие повреждения характерны именно для целенаправленного удушения, которое продолжалось в течение не менее двух минут. И полностью отверг возможность того, что человек сам задохнулся во сне.
Версию Вьюгиной о непричастности к преступлению суд отверг, сочтя её «линией защиты, избранной обвиняемой в целях избежание уголовной ответственности за содеянное». Достоверными признаны явка с повинной, написанная сразу после задержания, признательные показания начального этапа следствия, а также данные проверки показаний на месте преступления, когда женщина лично демонстрировала все свои действия той ночи на манекене.
Суд пришёл к выводу, что вина женщины в убийстве мужа полностью подтверждена совокупностью исследованных доказательств.
8 декабря 2023 года Валдайский районный суд приговорил Светлану Вьюгину к 7 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
Её мужа похоронили на валдайском кладбище. По словам следователя СК Екатерины Петровой, ни один из свидетелей не сказал о нём ни одного худого слова: «Был положительный со всех сторон: работящий, не агрессивный, прекрасный отец. И дом хороший – полная чаша!». Вот только не отказывался, когда друзья предлагали поддержать компанию. Но и алкоголем, по свидетельству знакомых, не злоупотреблял: всю жизнь проработал шофёром, большую её часть – дальнобойщиком.
Алексей КОРЯКОВ,
Валдай
Источник фото: Объединённая пресс-служба судов Новгородской области