Проверенные жизнью советы против "наезда" ретивых коллекторов
«Моей близкой знакомой названивают коллекторы и чуть ли не угрожают открытым текстом. Я очень за нее переживаю, может, подскажете, как общаться с этими людьми? И вообще, кто такие коллекторы и какое имеют право на свои столь агрессивные действия?»
С такой проблемой столкнулась Екатерина СИМОНОВА, псковитянка.
«КурьерЪ»: журналист обратился в УМВД России по Псковской области.
- В последнее время широкое распространение получили коллекторские агентства, которые занимаются взысканием различного рода задолженностей, в том числе и по потребительским кредитам, - рассказал Алексей БАРАНОВ, сотрудник пресс-службы УМВД России по Псковской области. - К сожалению, в своей работе они не всегда используют законные методы. Их цель - извлечение прибыли.
По словам собеседника, в настоящее время коллекторы руководствуются в своей деятельности гражданским кодексом РФ, законом о кредитных историях, а также рядом федеральных законов.
- Получив информацию от банка об имеющейся просроченной задолженности, коллекторское агентство устанавливает контакт с должником, - продолжил собеседник. - Как правило, ему направляют письменное уведомление либо звонят по телефону или приглашают на личную встречу. Далее коллекторы переходят к выполнению юридических действий, направленных на взыскание задолженности в судебном порядке.
Однако, как показывает общероссийская практика, представители таких организаций зачастую используют незаконные методы, связанные с психологическим давлением на должников. Если банк продал ваш долг коллекторам, возможно, они будут приходить к вам домой, звонить на работу, рассказывать вашим знакомым и соседям о том, что вам нельзя доверять. Более того, аналогичное давление может оказываться и на ваших близких.
Но этих неприятностей можно избежать, если правильно вести себя уже при первых звонках коллекторов, - разъяснил Алексей БАРАНОВ. - В первую очередь нужно помнить, что большинство их методов незаконно. Например, звонки после 23 часов можно квалифицировать как хулиганство, а требование денег – как вымогательство. Представители коллекторов прекрасно это понимают и ориентируются на тех, кто не знает своих прав. Как только вы поняли, что вам звонит коллектор, скажите, что вы включили аудиозапись и можете продолжить разговор. Этого будет достаточно, чтобы собеседник вел себя более корректно.
Обычно коллекторы не скрывают информацию о себе, но сообщают ее только в том случае, если вы сами зададите нужные вопросы. И поэтому выясните и запишите фамилию, имя, отчество и должность человека, который звонит, а также полное название компании, которую он представляет, почтовый и юридический адрес этой организации, контактные телефоны. Уточните, какое отношение звонящий имеет к банку-кредитору, какой договор заключен между ним и коллектором. Выясните, чего от вас хочет коллектор, какую сумму и на каких условиях требует. При этом нужно помнить, что сказанное по телефону – это только справочная информация, на которую нельзя полагаться с юридической точки зрения.
По словам Алексея БАРАНОВА, лучше не пытайться вступать в дискуссии. Вы можете просто положить трубку, но лучше четко обозначить свою позицию: «Я не согласен с вашими условиями. Дальнейшее общение – только через суд. Если вы будете меня беспокоить, я напишу заявления в полицию, прокуратуру и Центробанк!»
Если эта формула не поможет - смело пишите заявления в полицию и прокуратуру.