Вокзал на станции Дно возведён как Великий памятник Победы Героям Великой войны!
От редакции: кто из россиян не проезжал по железке через «царское» Дно и не восторгался вокзалом! Только к царю он не имеет уже никакого отношения, если не считать, что построен на месте дореволюционного, на перроне которого Николай II провёл томительные часы в ожидании «спикера» Госдумы Родзянко перед вынужденным отречением в Пскове. Что тоже символично, хотя и этот факт до сих пор не увековечен. Но сегодня речь о современном вокзале и его архитекторе.
Бронислав Хилькевич участвовал в проектировании множества знаковых вокзалов и зданий страны. И это подтверждено официально. Между тем, на дновском железнодорожном 75-метровом небоскрёбе нет даже таблички, говорящей об архитекторе и значимости святыни.
На гербе города
Многие эстеты относили вокзал в Дно к типовой сталинской неоклассике, ампиру, мол, ничего особенного. Простые дновцы, правда, другого мнения. Вокзал оставался для всех поколений молодёжи местом неформальных встреч. А взрослые даже занесли его на герб города – за красоту!
Авторы этих строк ещё в молодости мечтали узнать имя архитектора. Но не судьба. В наши дни удалось установить историю всех 4-х вокзалов, вычислить место стоянки царского поезда и узнать правду о довоенном клубе имени Дзержинского – великом Доме-паровозе с памятником Сталину и «Статуей советской свободы»...
К счастью, мир оказался добр и тесен, а мысли материализовались!
Друзья подарили сенсацию
В январе пришло письмо из Питера – от кандидата исторических наук кафедры «История» СП ГУПС Сергея Критского и доцента Высшей школы юриспруденции и технической экспертизы, кандидата технических наук Александра Исаева. В рамках товарищеского обмена, наши друзья прислали послевоенные вырезки из газет 50-х годов. И случилось настоящее чудо.
На прошлой неделе, в день отречения царя, петербуржцы побывали в Дно и Пскове. При этом искренне удивились и порадовались сенсационной значимости общего открытия. Ведь в одной из заметок названа фамилия самого архитектора – Бронислава Хилькевича. Поезд тронулся!
Особой ценностью стала газета «Ленинградский железнодорожник» (№68 за 9 июня 1950 года, «Строительство вокзала в Дно»): «В Дно развернутся большие работы по сооружению нового вокзала. Красиво оформленный, как снаружи, так и внутри, с башней и высоким шпилем..., дновский вокзал явится украшением города железнодорожников. На строительство вокзала государством отпущено 4 миллиона рублей!» Согласитесь, сумма нешуточная.
Наша справка: в 1950-1953 годах килограмм белого хлеба стоил 3 рубля, чёрного – 1 рубль, автомобиль «Победа» – 16 тысяч рублей и «Москвич» – 9 тысяч. Килограмм красной икры можно было купить по 36 рублей, чёрной – по 85, кофе в зёрнах – по 50. Средняя зарплата составляла 500-600 рублей: учитель получал 400, инженер – от 900 до 1200, а уборщица – 200 рублей.
Вскоре задуманное стало зримым: «Строители на вахте» (№129, от 31 октября 1951 года): «Вновь строящийся вокзал на станции Дно ещё находится в лесах, но по всему видно, что наружные работы уже идут к концу. Мастер-стахановец Константин Фёдоров покрывает бронзовой краской 23-метровый шпиль на башне вокзала...».
Через полмесяца не менее патриотические строки (№135): «На месте разрушенного гитлеровскими захватчиками вокзала в Дно строится новый, лучше и краше прежнего. Это будет один из красивейших вокзалов на нашей дороге».
Запомним их фамилии!
Из репортажей мы восстановили и фамилии земляков-строителей, возводивших уникальный вокзал на станции Дно:
– коллектив 4-го участка Строительного монтажного отряда №75 Министерства транспортного строительства (начальник Георгий Михайлович Меерсон);
– каменщики Иван Бойцов, Василий Павлов, Александр Васильев, Иван Кашпиров;
– штукатуры А. Григорьева, Екатерина Новикова, Зоя Эрдман, Прасковья Яковлева, Антонина Павлова, Анна Васильева;
– маляры В. Зуева, К. Фёдоров, А. Киселёв;
– плотники И. Стукачёв, М. Плотников, В. Журавлёв, Николай Степанов;
– бригадиры подсобных рабочих А. Рендакова, Л. Гри-горьева, Мария Иванова;
– мастера В. Щедрин, Константин Фёдоров…
Понятное дело, это далеко не полный список, но теперь волонтёрам, родне и молодогвардейцам будет чем заняться в рамках тех же губернаторских патриотических проектов.
Даёшь юбилей –
70 лет вокзалу!
Вот и самая знаковая весточка, позволяющая назвать точную дату нынешнего юбилея (текст и фото Я. Барского): «К открытию XIX партийного съезда (5-14 октября, – ред.) трудящиеся города Дно и района получили замечательный подарок – сдан в эксплуатацию новый вокзал. 2 октября 1952 года государственная комиссия закончила его приёмку».
А теперь не пропускаем каждое слово:
«Прекрасное здание, построенное по проекту архитектора (Бронислава) Хилькевича, является украшением станции и города Дно. В архитектурном оформлении здания широко использованы элементы русской классической архитектуры и лучшие традиции старинной архитектуры Новгорода и Пскова. В скульптурно-декоративных лепных украшениях (на фасадах, внутренних стенах, крыше и шпиле дновского вокзала – ред.) отражена героика и пафос побед советского народа в Великой Оте-
чественной войне и в мирном созидательном труде».
Согласитесь, таких эпитетов в сталинские времена удостаивалась работа не каждого архитектора. Ясно, что перед нами монументальный, великий и рукотворный 75-метровый памятник героям и Победы советского народа в Великой войне, и в Мирной жизни (заметим, в высоту не менее 25 этажей!).
Читаем далее: «Над зданием высится 23-метровый шпиль, увенчанный изображением герба СССР. Два светлых колонных зала, просторные вестибюли, обрамлённые стеклянными витражами, балконы-площадки с красивыми балюстрадами, отделанные под дуб двери, многочисленные скульптурно-лепные украшения, прекрасные полы, выложенные метлахскими плитками... На втором этаже – комната отдыха для транзитных пассажиров, для пассажиров с детьми, библиотека, красный уголок, парикмахерская… 5 октября двери нового вокзала (в Дно) откроются для пассажиров» («Ленинградский железнодорожник» №118 (1103), 5 октября 1952 г).
Один только герб, венчающий шпиль вокзала, весил 465 килограммов, а в высоту был 6 метров!
Хочется добавить наши личные воспоминания из 70-х годов: изнутри в центральном холле купол уходил чуть ли не под небеса, напоминая своей лепниной столичные вокзалы и русские соборы.
Недаром во время стройки расчётчик бухгалтерии станции Дно Мария Никулина любила втихаря, пока не было мастеров, заглядывать сюда с подругами, приходя в восторг: «Настоящий дворец будет!». Подтверждаем, стал!
Кто же он, Бронислав Хилькевич?
Увы, архитектурные святцы не сохранили фото и дату смерти талантливого архитектора. Не знаем мы пока ничего и о его родственниках (вот бы пригласить на юбилей!). Известно, что родился мастер в 1913 году в Туле. В 1939 году окончил МАИ (МАРХИ), работал в Архитектурной мастерской института «Мосгипротранс» (1939 – 1979). В войну занимался оборонительными укреплениями и надзором.
В 1950-х годах участвовал в конкурсном проектировании вокзала в Сталинграде и Пантеона Героям Великой Отечественной войны в столице. По его проекту возведены чудеснейший вокзал в «Волховстрое-1», стадион «Локомотив», в составе команды архитекторов – «Дом с башенками» в Москве для железнодорожников у Белорусского вокзала, который считается сейчас шедевром архитектуры. А вот про Дно эксперты напрочь подзабыли. Теперь эта трагическая ошибка устранена!
После смерти Сталина, вышло пресловутое Постановление ЦК КПСС и СовМина СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», где была раскритикована пышность сталинской неоклассики. Подвергся резкой критике и Бронислав ХИЛЬКЕВИЧ. Эстетика «сталинского ампира» и наш герой стали мишенью карикатуристов. Курс был взят на типовую безвкусицу, позже её назовут хрущёвками.
Вернуть героику подвига станции
Помним ли мы о дновском подвиге архитектора Бронислава Давидовича Хилькевича? Знают ли историю вокзала наши дети и внуки? Увы, нет. И неудивительно. В результате реконструкций исчезли на крыше основные лепные композиции четырёх знамённых групп и ажурная балюстрада, закрыт изнутри и центральный купол с чудными лепными украшениями. Много чего утрачено и «облегчено». Но талант и шедевр не убьёшь!
В дновском вокзале и сейчас читаются «героика и пафос побед советского народа в Великой Отечественной войне и в мирном созидательном труде». При этом хочется верить, что настала пора вернуть железнодорожному шедевру в Дно – великому памятнику Великой Победы в Великой войне – не только имя архитектора, но и былую мощь, как нашей лучшей монументальной гражданской святыни.
Журналисты Олег Константинов и Сергей Егоров,
Санкт-Петербург – Дно – Псков