Танк Т-28. Чудище Сталина о трех головах - в Пскове!
Поисковики–реставраторы возродили из небытия первый в мире действующий танк Т-28, на котором хоть сейчас можно отправляться если не в бой, то на парад точно.В мастерских «Арьергарда»До настоящего времени было известно всего о трех сохранившихся 25-тонных махинах производства 30-х годов, две – в Финляндии и одна под Москвой в Кубинке, но только у скобарей Т–28 теперь на ходу (всего из ворот Кировского завода было выпущено 500 единиц такой техники – ред.). Об этом факте мне сообщил на прошлой неделе поисковик Сергей Спиридонов: «Быть может, успеешь на ходовые испытания нашего «сталинского трехголового монстра», как его именовали на войне фрицы. В ближайшие дни «малыш» покорит просторы Урала»….Через час я уже был на окраине Любятово – в реставрационном ангаре у поисковиков «Арьергарда». Честно признаюсь, какие только фронтовые реликвии не видел в своей жизни: и вытащенный из великолукских топей тягач «Сталинец», и действующую печатную машину (писателя Ивана Виноградова) «Бостонка», поднятую из дедовических болот Партизанского края, и «кровью» написанные на каменной дороге в дновском аэродроме «Гривочки» слова военнопленных, однако то, что предстало перед глазами, заставило остолбенеть, а по телу пробежали мурашки. Эдакая ревущая трехметровая громадина на гусеницах с 76-миллиметровой пушкой, тремя башнями и авиационным двигателем, извергающая из себя столбы дыма, лязг 222 траков от гусениц, готовых сделать из тебя котлету…
Подвиг экипажа в МинскеСегодня мало кто знает о подвиге экипажа танка Т–28 майора Васечкина, который летом 41-го попал в окружение в Белоруссии, но не бросил машину, а стал прорываться к нашим. Дорога была через захваченный фашистами Минск. Фрицы остолбенели не меньше меня, в панике разбегались, когда эта громадина неслась по улицам, подминая под себя роту фашистов, грузовики, мотоциклистов, пушки и бронетранспортер Hanomag. Экипаж из шести человек вел стрельбу из трёх башен – одной пушки и четырех пулеметов. Лишь на окраине города фрицам чудом удалось подбить танк, но экипаж сумел частично эвакуироваться и добраться до своих. В победном 1944-м механик-водитель Дмитрий Малько, участвуя в освобождении Минска, увидел на обочине свою родную машину, а после войны нашел и двух выживших членов экипажа… Хоть фильм снимай.Танк собирали по частямНе случайно, вся команда «Арьергарда», в добром смысле этого слова, «больна» идеей спасения такой раритетной техники. Своё детище они собирали и выкупали по частям – из болот и окопов Северо-запада (на Корельском перешейке был обнаружен остов танка). Часть отсутствующих деталей псковские умельцы делали по своим чертежам, для чего не раз ездили в Финляндию. Так, пришлось полностью воссоздать подвеску, по своей сути, это уникальный результат творчества инженеров 30-х годов (сложнейший механизм, с колоссальным количеством пружин и амортизаторов – ред.). – Танки Т-28 участвовали в боях и на территории Псковской области, под Порховом и Островом, – рассказал мне руководитель проекта «Арьергард» Александр КОНОВАЛОВ. – Весь комплект ходовых катков, часть амортизаторов, крупных броневых листов моторного отсека были найдены в Ленинградской области, а вот люки, множество мелких наружных и внутренних элементов – в Тверской, Псковской и Новгородской областях. В Карелии удалось найти ещё и башни.
Ну, а что до работающих в «Арьергаде» спецов, то каждый из них Кулибин или Левша.– Так, Сергей Спиридонов – светлая голова, бесценный аналитик и конструктор, рассчитавший до мелочей точные копии замены деталей от гусениц до двигателя, – с чувством гордости продолжил свой рассказ о команде собеседник. – Николай Расторгуев – сварщик от Бога, готов дневать и ночевать на собираемом танке, человек, болеющий техникой и с серьезными задатками реставратора. Виктор Сунгуров – очень силен в двигателях, Валерий Расторгуев – наш надежный зам по тылу. И вообще, все здесь фанаты своего дела и очень любят историю.Горожане потеряли Музей боевой славыДалее Александр Коновалов не без доли сожаления заметил, что собранный менее чем за год танк отправится под Екатеринбург – в самый большой в России «Музей боевой славы Урала», что в Верхней Пышме.– Несколько лет назад, когда я работал председателем регионального комитета по делам молодежи, была реальная возможность создавать такой музей в Крестах, – вспоминает Александр. – Причем речь шла о готовом проекте: музее техники под открытым небом, мастерских для реставрации поднятых реликвий и полигоне, где псковичи могли бы прокатиться на воссозданных образцах и даже пострелять холостыми патронами. Были проведены предпроектные работы. Оставалось вложить порядка 20 миллионов рублей, и город воинской славы сейчас имел бы уникальную площадку с памятным комплексом героям Красной армии, православным храмом, летным городком и Музеем под открытым небом. Но, увы, время тогда распорядилось по-иному. На мой вопрос, а что самому больше нравится в «сталинском монстре», Александр с улыбкой ответил.– Фишка в том, чтобы танк был максимально приближен к историческому образцу, – подчеркнул собеседник. – Я больной по «обвесу». Так, на броне нашего Т–28 можно увидеть все, что было при выпуске с завода: траки, тросы, два домкрата (найденные под Великими Луками), лопаты, лом и пилы – всё образца 42–43 годов. Даже три из четырех пулеметов системы Дегтярева – из мест боев. Мелочей в этом вопросе для меня нет.Надежда умирает последнейСлушая слова собеседника, не мог оторвать взгляд от 76-миллиметровой укороченной пушки, со следами «ранений» на стволе (прямое попадание – см. фото).
Когда мы расставались, Александр заметил, что остается оптимистом, верит, что идея создания музея боевой техники всё же выстрелит и в Пскове, «чем мы хуже Ленинграда или Екатеринбурга?»Впереди у реставраторов – танк Т-70, корпус которого уже стоит в их мастерской, а также еще один «Сталинец». Пожелаем ребятам успехов. Если родное государство до сих пор не занимается спасением исторических святынь, значит, к делу подключаются народные умельцы.
Справка «Курьера»Поисковиками «Арьергарда» возвращено из небытия: артиллерийский тягач «Сталинец», легкий танк Т–60, две самоходных установки С–76 и ИСУ–15, автомашины ЗиС–2 и ЗиС–3, кроме того, удалось вернуть на родину более 50 единиц боевой техники...Роковая любовь тракториста «Сталинца»Незабываемые страницы истории. Стык Псковской и Тверской областей. Окрестности Торопца. Здесь в годы войны на небольшом озерке Усодице, среди болот, разыгралась настоящая драма, но узнали о ней псковские поисковики из «Арьергарда» через 70 с лишним лет.- Линия фронта отодвинулась вперед, и зимой у летчиков находился здесь «аэродром-подскока», - рассказал журналисту поисковик Сергей СПИРИДОНОВ. - Взлетную полосу чистил солдатик на артиллерийском тягаче «Сталинец». Поблизости была деревенька Белодедово, из которой сюда бегали девушки. Дело молодое, между трактористом и одной из красавиц возникли отношения, влюбленные даже хотели пожениться. Было это ближе к весне…Дальше есть две версии случившегося. По одной: тракторист увидел любимую вместе с подругами, поддал газу, и 12-тонный тягач провалился на 8-метровую глубину. По другой: девушки успели добежать до «Сталинца» и попросили покатать по озеру. Во время разворота тягач ушел под воду. В любом случае, произошло это на глазах любимой, и паренек, увы, так и не выбрался из промоины. Почему? Это осталось загадкой и трагедией девушки. После войны на краю болота появился скромный обелиск. Сюда приезжали родители солдатика, а девушка так и жила в деревне.Она-то и рассказала эту историю поисковикам, которые задумали поднять «Сталинец». Однако прошло несколько лет, прежде чем реставраторам из «Арьергарда» удалось рассчитать и провести уникальную операцию. Для этого поисковиками по болоту был перенесён на плечах (кусками по 50 метров) 12-тонный километровый трос. Когда «Сталинца» извлекли из пучины, удалось установить, что парень всё же пытался выбраться из тягача, но в ватнике и валенках не смог вылезти в узкую дверь. Шансов спастись не было. Впрочем, к моменту подъема, девушка парня, ставшая уже бабулей, умерла, говорят - от разрыва сердца, а может, от тоски по любимому…
Олег КОНСТАНТИНОВ,Псков