Отречение российского императора Николая II чиновники зачем-то переместили в Дно!
Прошло оно под руководством Сергея Степашина, человека более чем авторитетного и известного в стране. Речь шла, в том числе, об императорском вагоне, который сейчас планируется установить на станции Дно. Вроде бы благое дело, тем более что в Дно, на месте самого первого деревянного вокзала конца XIX века, заканчивается строительство храма святых Царственных Страстотерпцев (хотя и в этом ряду царский вагон с Псковом должны бы стоять на первом месте). Устами Сергея Вадимовича было заявлено, что отречение императора произошло на станции Дно! Неужели вскрылись новые сенсационные документы? Если бы так! Все доказательства ограничились фразой «вы знаете». Приведу дословно основную «царскую» часть видеорасшифровки из того расширенного заседания.
Сергей СТЕПАШИН: «Ну, кроме того, я хотел бы сказать, что у нас есть одна реализуемая пока идея. Вы помните, мы втроём это обсуждали... Это создание такого НЕБОЛЬШОГО ПАМЯТНИКА-ПРОЕКТА, который называется «ИМПЕРАТОРСКИЙ ВАГОН». Значит ВЫ ЗНАЕТЕ, что на станции Дно произошло трагическое событие для нашей страны – ОТРЕЧЕНИЕ ИМПЕРАТОРА, когда его предали свои же, по сути, дела. Я направил письмо Олегу Константиновичу БЕЛОЗЕРОВУ (на самом деле он Валентинович, – О.К.). Даны поручения. Сейчас РЖД подыскивает тот вагон, который мог бы быть копией императорского. Поэтому вот этот проект тоже будет интересен, и мы обязательно с вами его реализуем».
Разве тут поспоришь, царя действительно «предали свои же, по сути, дела». Но вот с центральным посылом вышла, хочется верить, невольная накладка, зато какая…
Последние лет 25 автор этих строк (к слову, дновец) мечтал, чтобы на железнодорожной ветке «Дно – Псков» появился если не царский состав, то царский вагон, думаю, не только я об этом мечтал. Вместе с краеведами, псковичом Романом ЧЕРНОВЫМ и дновцем Сергеем ЕГОРОВЫМ, мы установили 6 лет назад ТОЧНОЕ место стоянки императорского поезда в Дно и Пскове.
Более того, Дмитрий ПЕГОВ – заместитель главного председателя правления ОАО «РЖД», главного руководителя РЖД Олега БЕЛОЗЕРОВА – узнав про обнаруженный скобарями Жандармский тупик на вокзале в Пскове (где и произошло отречение), обещал найти в Волгограде подходящий вагон («Вы, вероятно, не знаете, кто такой Пегов?»). Тогда к этому вопросу подключилась область («На вокзале в Пскове власти и железнодорожники хотят поставить ретро-вагон Николая II», 28.09.2017). Но в коридорах власти произошла «смена губернского караула», вагон для Пскова, увы, подвис в воздухе, как и слова Пегова.
И вот теперь императорский вагон, как часть «НЕБОЛЬШОГО ПАМЯТНИКА-ПРОЕКТА», снова предлагается, но уже в Дно. Всё здорово, новая власть, новые идеи... Кто бы спорил, ведь Николай II провёл в Дно томительных три часа в ожидании председателя Думы Родзянко и чего только не передумал. Спикер же (вместе с генералами) просто струсил, выжидал и был в числе тех самых предателей, которых и имел в виду Сергей Степашин. Однако, господа, никакого отречения Николая II на станции Дно НИКОГДА не было. Это исторический факт!
За последние десятилетия вышло море фундаментальных трудов о Пскове, Дно, в деталях и минутах рассказывающих о Николае II и пути следования царского поезда. Вспомним, как минимум, профессора и ректора Псковского государственного педагогического института Петра Архиповича НИКОЛАЕВА, кандидата технических наук, доцента СПБ Политехнического университета Александра Владимировича ИСАЕВА и его книгу «Императорский поезд. Хроника трёх дней», профессора Российского гос-университета им. Герцена Андрея Борисовича НИКОЛАЕВА и монографию «Думская революция: 27 февраля – 3 марта 2017 года», кандидата исторических наук Петра Валентиновича МУЛЬТАТУЛИ – автора многих статей, монографий, сценариев историко-документальных фильмов о жизни Николая II.
Откуда же могло всплыть отречение в Дно? Подобные вольности позволяли себе разве что после революции поэты и писатели, когда всё строилось на образных ассоциациях и слухах. Дно, как бы сейчас сказали, попало в тренд! Из тех, кто тогда «застолбил» царя в Дно, были: Демьян БЕДНЫЙ, Алексей ТОЛСТОЙ, Борис ПАСТЕРНАК, Михаил БУЛГАКОВ, Марина ЦВЕТАЕВА... Ещё в 70-е годы дновские железнодорожники с упоением рассказывали, «как заходили с револьвером в вагон Николая II, чтобы арестовать царя». Затем поезд «был отправлен» в Псков, где и произошло отречение. Замечу, но даже в советские годы не оспаривалось само место отречения!
В 1987 году, в 70-летие революции, будучи выпускником ЛГУ и ещё зелёным журналистом, я начал заниматься в Дно «царским» вопросом, и с грустью констатировал: отречения в Дно не было, никто поезд Государя никуда не поворачивал и Николая II не арестовывал. Здесь была лишь НЕУДАЧНАЯ попытка остановки литерного «А» на станции «Полонка» (о чём царю даже не доложили). Помнится, тогда мне удалось разыскать живую свидетельницу, телеграфистку Тоню КОЧЕТКОВУ (ГОЛАШЕВСКУЮ). Благодаря землячке мы с друзьями узнали новые факты о фиктивных накладных и задействованных дновцах. Но что самое главное, через 30 лет, в марте 2017 года, на основе ЭТИХ НЕОПУБЛИКОВАННЫХ ВОСПОМИНАНИЙ, мы вычислили точное место стоянки вагона («По пути царского поезда: станция Дно, Тоня и Николай II», «КрЪ» №12, 2017 г.). Император гулял в Дно по перрону второго пути Бологовской стороны, Родзянко не дождался, но маховик измены, трусости и обмана уже был запущен. К чести железнодорожников, в наши дни они сохранили фрагменты того самого гранитного перрона.
Но слово не воробей, теперь фраза, озвученная уважаемым Сергеем Степашиным, про отречение в Дно, вовсю гуляет по сети и будет вносить сумятицу в умы людей. В этой суете даже главу Дновского района, Михаила Шауркина, мои псковские коллеги обозвали руководителем Гдовского района, сообщив о факте отречения... Детали с путаницей букв и районов «Г» и «Д» никому уже не интересны, если сама суть вопроса перевёрнута с ног на голову. В «Живом журнале» вообще пошли дальше и стали размещать посты «на разрыв», заявляя, что «В Дно готовят царский вагон для отречения. Кого?». На мой взгляд, явная подстава власти, губернатора, двух владык и самого Степашина? Параллельно в сети всплывает газета «Гудок» за 12.04.2007 г. про музей Московской железной дороги и «Императорский ширококолейный поезд…1896-1897 гг.», где вновь подчёркивается, что «в Дно был подписан документ об отречении от престола». Приплыли! На сегодня усомнились в сказанном только «Деловой Петербург» и учёные (знаю от Исаева), которые готовят обстоятельное письмо Сергею Степашину. Дойдёт ли? С чьей лёгкой руки произошла «накладка» – помощников, советчиков, современных поэтов, спичрайтеров?.. Пока тишина.
Никто не отрицает, что идея царского вагона очень актуальна. Но нельзя же перевирать историю?! Названные мною краеведы и ныне здравствующие учёные хоть сейчас готовы показать точные места стоянки царского литерного «А» на станциях в Дно и в Пскове, которые мы установили в рамках специальных «Губернских автодесантов» и сотрудничества с Администрацией Псковской области («При каком губернаторе восстановят царский вагон?», «КрЪ» 23.03.2017 г., «120 шагов до Николая II. Установлено точное место стоянки Царского поезда», «КрЪ» 29.12 2019 г.).
По факту, если получится идея с вагоном, то она пойдёт на пользу туризму и туристам. Пусть себе курсирует вагон с поездом между Дно и Псковом или между Питером и ставкой Верховного главнокомандующего в Могилёве. Но ведь про это никто не говорит. Ошибочно привязаны вагон и место, где якобы отрёкся царь.
Ну а какую изюминку можно было бы приберечь для Дно в рамках «Возрождения объектов культурного наследия Псковской области»? Да пожалуйста: в Подмосковье, в Сретенской обители несколько лет назад сканировали уникальную картину талантливого современного художника и иконописца художественной артели Вячеслава АЛЕКСЕЕВА, увековечившего Николая II
в вагоне на фоне путей и исторического вокзала в Дно. Почему бы и не порадовать этим шедевром дновцев с паломниками? Ведь в подцерковье нового храма Царственных Мучеников устроители по крупицам создают музей и историю следования царского поезда.
Ну, а императорский вагон, если уж говорить о фактическом подписании акта вынужденного отречения от престола, логично поставить в Пскове в Жандармском тупике, в 120 шагах от вокзала, где и находился состав на самом деле. Правда и история не пострадают. При любом другом варианте путаница будет только расти. Нетрудно догадаться, на кого станут ссылаться: про оговорку, сенсацию или напутавших всё помощников никто уже не вспомнит.
Олег Константинов,
Псков – Дно
ОТ АВТОРА: ничего случайного, когда этот материал был уже свёрстан, 10 декабря на телеканале «Россия-24» вышла авторская передача митрополита ТИХОНА (Шевкунова) про смуту 1917 года. К счастью, наш бывший владыка не поддался на пассаж уважаемого Сергея Степашина (или его помощников) про «отречение в Дно» и назвал вещи своими именами: «Тот самый Гучков, который лично ненавидел НИКОЛАЯ II, прибывает с монархистом Шульгиным в Псков и там, в царском вагоне, император отрекается от престола в пользу своего сына цесаревича АЛЕКСИЯ при регентстве Великого князя МИХАИЛА (генерал Рузский напишет в своём дневнике: «Вырвал из рук Николая его отречение»)».
Могу только сказать: мы с краеведами не смолчали. И оказались полностью правы. Вопрос: что дальше?