Наш Себежский Афон – до неба рукой подать, до святынь – локоть, до грабителей… бездна!
ОТ РЕДАКЦИИ: задача была предельно чёткой – в рамках совместного с администрацией Псковской области губернаторского проекта рассказать о Себежском районе – подчеркнуть его изюминки и найти новые святыни. Речь об Афанасьевой Слободе и её округе. Но жизнь внесла коррективы. В эти Богом зданные места первыми нахлынули гробокопатели. Следы духовных и материальных преступлений наш журналист увидел воочию.
Чудные божественные виды с Себежского Афона не оставят никого равнодушным. Но обо всём по порядку...
Загляни и ты
за горизонт!
Афанасьева Слобода – одна из высоких точек округи – 152 метра над уровнем моря (56°28' с.ш. и 28°27' в.д.), выше чем соседние Ермолова Гора – 125 метров и Стаклина – 147,7. Конечно, это не себежская Вздыхаленка – 202 метра, тем более не любимая с недавней поры дедовичская Судома – 293 метра, и не родные Красноярские Столбы (700 метров), куда в годину раскулачивания перебралась часть моей себежской родни. Но точка знаковая. До неба здесь точно рукой подать! Не хватает разве что обзорной площадки, которые я часто встречал на Алтае, Байкале, Соловках, в Хакасии, Карелии, Дагестане...
Наш Афон – это кладезь православных и дохристианских святынь. Если знать, что до революции в округе было с десяток храмов, часовен, монастырь, а сейчас море целебных источников, крестов, курганных групп II половины I тысячелетия нашей эры и капищ, то глаза разбегаются, а мозг просто выносит. Это же наше Место силы!
Так вышло, что ГОРЫ наши для меня родные - предки жили в долине Афона. С одной стороны: прославленная псковским поэтом и другом Александром СЕБЕЖАНИНЫМ «Речушка детства, тоненькая Веть, // Пришёл к тебе, родимая, приветь!», деревня отца и гора Костучиха, барские Ямищи и Томсино, погосты Полюшино и Чепелёво, родное бабушкино Одерёво с горой Пивницей и древним опочецким трактом, по которому возвращались наши ратники и праздновали на ПИВНИЦЕ «великую Победу над поганой Литвой». С другой стороны: Гуслинниково, Ровново, озеро Синее, река Синяя и исчезнувшее Синозерье. Место, где двоюродный прадед О(А)нисим Константинов 30 лет служил старостой в Петро-Павловском храме, в который ходила и родня из Латгалии, ныне отгороженной границей так нелюбящей нас натовской Латвии. Ну, да Бог с ней и политикой. Замечу лишь, Афанасьева Слобода была в Опочецком уезде Пскобской губернии, а мои деревни – в Себежском и Красногородском, уже на Витебщине. Но земли это исконно РУССКИЕ, хотя 300 лет терзаемые врагами.
В детстве я мечтал «дотянуться» из Одерёво до горизонта – Стаклиной Горы и Афанасьевой Слободы. Смог лишь через 50 лет. Когда увидел – обалдел от масштаба. Вот он, наш Афон, даже придумывать не надо!
Кресты
и древние идолы
Земли данные - Воина Гавриловича НАЩОКИНА, деда АФАНАСИЯ ОРДИН-НАЩОКИНА (1606-1680), реформатора, дипломата, предтечи ПЕТРА I, в конце жизни монаха Антония Крыпецкой обители; позднее Афанасьева Слобода – владения князей ЮСУПОВЫХ, родни Афанасия.
На Афоне бываю часто, но каждый раз – словно первый! На погосте много «блуждающих» крестов (хотя по кадастру всего один, XIV-XVI вв.). Рядовые псковичи, Анна Алексеева и Сергей Комков, путешественники по энергетически сильным местам, нашли и атрибутировали здесь в 2016 году 11 каменных крестов, при этом отметив у некоторых странности...
Выскажу свою точку зрения с высоты жизненного опыта: это не странности, это реальные языческие идолы, куда более древние, но с выбитыми на них крестами. В одном лично я увидел Змея Горыныча – ящера с уходящими в землю крыльями; в другом – лик скомороха... Учёные распознают что-то своё. Жаль, легенды, как не пытал местных жителей, не дошли до нас. Но когда показал эти снимки знатоку раннего средневековья, псковскому археологу Анатолию АЛЕКСАНДРОВУ, тот чуть не потерял дар речи: вот куда надо ехать в экспедиции! Кресты разной формы, одни по макушку вросли в землю, другие тянутся ввысь...
И в дохристианские времена здесь явно было намоленное место – языческое святилище. Не секрет, что родное православие перенимало народные верования, умело объединяя их. Не уничтожая! И в этом и мощь Афона. Именно здесь осознаёшь, что корни наши русские куда глубже, чем учили истории всякие там западники. Называю святыни спокойно, потому что находятся они под незримым присмотром – вокруг живут люди, чего нельзя сказать о других местах.
20-летний студент
во Христе и… его родной батя!
Среди ярких открытий Афона – последний приют юного студента Владимира ПЕТРОВА – в шикарной кованой ограде и якобы с мистическим надгробием. В 2018 году мы с друзьями так и не расшифровали этот символ. Но вот пришлось!
– А вы знаете, что в Афанасьевой Слободе захоронен чернокнижник и знак там особый, – признался нам во время десанта на горе Костучиха Николай – один из новых добрых томсинских знакомых. – Местные видели, как в 90-е у могилы шаманили люди с покрашенными белой краской лицами, явно чернокнижники.
Слова эти застали меня врасплох, дома я призвал на помощь известного московского учёного и краеведа Николая МЕНЬШОВА, для которого Афанасьева Слобода – давно уже творческая родина.
– Во-первых, на надгробии изображена Хризма или Хрисмон, монограмма имени Христа, которая состоит из начальных греческих букв имени – (хи) и (ро), скрещённых между собой, – успокоил меня друг и исследователь. – Восходит монограмма совсем не к чернокнижникам, а апостольским временам и связана со словами Апокалипсиса: «Печать Бога Живаго».
Следом, для большей доступности и с подсказки собеседника, нашёл в журнале «Фома» следующие разъяснение (XI.2021 г.):
– Две скрещённые буквы в круге первые христиане чертили на стенах катакомб, чтобы символически обозначать и передавать основы веры, – подчеркнул уже Дмитрий ТРОФИМОВ, русский художник, иконописец храма Христа Спасителя. – Вообще с чудесного явления Хризмы началась и христианская эпоха в Византии! Символ этот сейчас можно встретить на стенах церквей и облачении священников.
Чтобы окончательно реабилитировать афонского студента, снова процитирую высказывание нашего учёного Меньшова:
– Во время поисков важно сочетание полевой работы с изучением архивных материалов, что мне и удалось сделать в отношении Слободы и студента, – заметил Николай. – Владимир ПЕТРОВ родился 31 января 1863 года в семье отставного поручика 7-го запасного батальона Бутырского пехотного полка, тверского дворянина Павла Егоровича ПЕТРОВА и Елены ИВАНОВОЙ. Крещён 3 февраля в Введенской церкви Пухново Велижского уезда священником Иоанном Щербаковым, дьячком Алексеем Овсянкиным и пономарём Петром Невдачиным (это в 30 верстах от Усвят, такие фамилии есть и в себежских «святцах», – О.К.). Восприемники будущего студента: статский советник Егор Петров и надворная советница Мария Петрова, подполковник Сувлуков и титулярная советница Снаткина. Удалось установить, что 7 мая 1883 года Владимир успешно окончил в Москве на площади Разгуляй II-ю гимназию, а 31 июля подал прошение из Себежа о поступлении на юрфак Московского университета. Был успешно зачислен и «уволен в отпуск с 9 по 25 августа».
Но далее самое трагическое: исследователь нашёл в Метрической книге Успенской церкви Опочки запись под №45. Вскоре, 6 октября 1883 года, студент ПЕТРОВ «умер после продолжительной болезни (чахотка), исповедавшись и приобщившись Святых Таин», а «8 октября был предан земле на прицерковном кладбище Афанасьевой Слободы».
– Уверен, могила юноши может быть Памятным местом для пытливого студенчества, – заключил учёный и краевед. – Факт наличия монограммы Христа говорит, что Владимир человек воцерковлённый, хорошо знавший азы юриспруденции, римского права. И совсем не чернокнижник!
Удивителен и другой факт: с противоположной стороны тем же шрифтом и под тем же знаком Христа увековечено и имя отца, отставного военного, Павла Егоровича ПЕТРОВА. Что ещё символичнее – оба лежат рядом. Если абстрагироваться, то у нас на Руси в православии есть муж и жена - Пётр и Февронья, братья - Борис и Глеб, а здесь, пусть и не святые, но зато наши и любящие во Христе отец и сын - Павел и Владимир! Практически не сомневаюсь, что они, при должном подходе, откроют новые страницы из своей жизни и смерти.
Ещё бы покрасить ограду, поднять сброшенное надгробие студента и бати поручика – цены бы нам и себежанам не было. Пусть не всю христианскую веру эпохи Византии возродим, но хотя бы один культовый памятник с редким – семейным! – символом Христа на Себежском Афоне. Такого точно в округе нет!
21-летний герой партизан
под Красной Звездой!
В годы Великой Отечественной, от Слободы было рукой подать до партизанской вольницы в Лоховне, но в апреле 1944-го деревня попала под жёсткую карательную экспедицию. Об этом говорят на погосте десятки надгробий стариков, детей, партизан... Есть среди них и имя Евгения ЦЕЛИЦО. О нём и его родне оставил тёплые строки мой батя, Василий Константинов, тогда ещё 13-летний пацан.
– В годы оккупации в Томсино жил фельдшер Павел ВЕПЕРС, было ему за 50, лечил он от всех недугов, и люди боготворили его. Павел Иванович был для томсинцев всем – хирургом, зубодёром, терапевтом, гинекологом. Спас от гангрены и мою двоюродную сестрёнку Фросю Андрееву, которую фрицы ранили в бою у Одерёво. Внук Веперса Евгений ЦЕЛИЦО (5.04.1923 – 16.04.1944) был у партизан разведчиком. Погиб у деревни Говядово (в паре вёрст от Слободы, – О.К.). О его жизни я видел маленькую книжечку. Второй внук, Валя ЛЕГКОБИТ, стал фельдшером, был моим другом, а его мать, Лидия Павловна, учила моего старшего брата Дмитрия – в войну юного партизана.
Следом, в ВК Томсинской библиотеки, нашёл сведения, практически совпадающие со словами отца: «Евгений Целицо в 16 лет стал разведчиком 5-й партизанской бригады. Участвовал в диверсиях на железной дороге, в обороне Томсино, в боях у Верино, Заситино, Одерёво... В апреле 44-го заболел тифом, был схвачен карателями. Погиб мученической смертью».
На погосте я нашёл скромный обелиск 21-летнему герою. Вверху – звезда. Вы не поверите, но ощущение - до боли! Нет сомнений, погост на нашем Афоне – это и Народный Курган Партизанской Доблести Себежан. Герой - на герое! В 2018 году здесь возвели часовню иконы Божией Матери «Умиление» Себежская (Опочецкая). Сделали это по инициативе земляка и главы района Леонида Курсенкова, трепетно относящегося к памяти предков.
В Афанасьевой Слободе была церковь во имя Рождества Богородицы 1795 года постройки! Но через 99 лет «7 мая в 5-м часу пополудни сгорела в грозу от удара молнии». Жители Афона тогда сотворили чудо: спасли книги, документы, иконы, колокола, утварь... Епископ Псковский и Порховский Антонин «благословил обратить в молитвенный дом местную часовню Иоанна Предтечи».
Рядом возвели храм Николая Чудотворца. В советские годы судьба святынь оказалась явно печальной, хотя в деталях мне пока неизвестна. Но ведь каменные кресты НИКТО не тронул! Ни одна тварь не смогла поднять на них руку, чего нельзя сказать про наше время и святыни, находящиеся в долине Афона…
О новомучениках
Земли Псковской
Сам АФОН подарил нам мученика и священника Валентина АЛМАЗОВА (1886 – 26.10.1935), связанного ещё с погостами в Белой (Дно) и в Высоком (Дедовичи). Соседние Прихабы явили миру протоиерея АФАНАСИЯ ПРИХАБСКОГО (Кислова, 1880 – 23.08.1937), причисленного к лику святых! Волостное Томсино взрастило батюшку-праведника Андрея Васильевича ЗАБЕЛИНА (1887 – 3.12.1937), схваченного в деревне Палицы Струго-Красненского района и расстрелянного в застенках НКВД. Целый сонм месточтимых себежских мучеников (надо думать, есть и другие), странно, что объединить их никто не догадался.
Когда мы с племяшами Александром и Сергеем Лабановыми приехали в Афон, над часовней сияло солнце, а по центру креста появился символический круг. Для кого-то это просто фотографический гало-эффект, для нас – благословение.
Сделав снимки и «дотронувшись» рукой до Стаклиной Горы (см. фото), мы рванули наугад к ней, но оказались в… Козулино. Нас встретил одинокий житель Николай (к слову, подписчик газеты «КурьерЪ»), улыбнулся нашим плутаниям, показал, как на ладони, Стаклино, Афанасьеву Слободу и подчеркнул, что на этих горах ещё и самый вкусный мёд!
Томсино-Полюшино-
Казихи
Порадовало и Томсино. О нём мы не раз говорили с землячкой, пустошкинским библиотекарем и краеведом Тамарой ЯКОВЛЕВОЙ, ныне, увы, покойной. Томсино не оценено современниками до конца: связано оно с имением Медунецких и Чуйкевичей, их потомки приезжали сюда, а родственник по материнской линии Сергей Губаревич подарил томсинцам яркие воспоминания Ирины ГАЙ… «Страницы жизни» про красавицу Феклушу.
На правом берегу обрыва реки Веть в древности был храм Бориса и Глеба, ныне – Полюшинское кладбище, до революции – Казихское (место упокоения батиной родни). Ещё раньше, со слов советского краеведа 30-х годов Якова Ланштейна, монастырь-форпост псковитян, который канул в войну с Речью Посполитой. Но документально этого мы не смогли подтвердить. До войны была одноимённая часовня, сейчас три мощных креста, исследованы Л.А. Смирновой в 1981 году: «4-конечные, из известняка, на лицевой стороне 6-конечный крест, изображение с обеих сторон, культовый памятник XIV-XVI вв.». Когда покидали Полюшино-Казихи, из-под кладбищенской скамейки выполз огромный уж, в древние времена – охранитель семьи и дома. Добрый знак – ничего случайного!
Две новые часовни в Томсино (Веры, Надежды, Любви, матери их Софии., а также и Покровская) стоят на месте 1-го Покровского храма (с униатскими склепами) и последнего – Александра Невского. В 1874 году был построен 2-й храм Покрова, который Советы забрали под школу, а церковь Невского под Нардом. Вокруг хоронили уважаемых селян (мой прапрадед Николай с женой Капитолиной в их числе). Сейчас место у бывшей школы не отмечено даже крестом. К счастью, по личной просьбе землячки и краеведа Тамары Яковлевой эти утраченные храмы XIX века скрупулезно воссоздал на бумаге наш земляк и талантливый художник Дмитрий ДРОЗДЕЦКИЙ, сделав это по предоставленным нами дореволюционным документальным описаниям.
По берегам реки Веть бьют минеральные родники, из некоторых томсинцы берут воду. Явно целебную! В 2018 году при освящении одноимённых часовен благочинный округа, отец Пётр Нетреба, окропил во время крестного хода святой водой и минеральную скважину у реки. Жаль, земляки не догадались сделать здесь мужскую и женскую купели для омовения, как в тех же Крыпецах, отбоя не было бы.
Рядом шикарный барский парк со множеством барских затей, но вычистить два пруда уже не под силу (вот где бы путинский президентский грант помог родному селу). Есть и чудные природные валуны. Один с «лицом пришельца» сейчас представляет родину в Себеже на набережной, правда, не указан, откуда. По соседству – польское кладбище с фундаментом от каплицы (а может, костёла?) и богатым надгробием знатному томсинцу Леону САБАТКОВСКОМУ, потомки которого остались на родине, приняли православие и часто упоминаются в Метрических книгах. Место это, без сомнения, тоже усиливает Себежский Афон, но требует обустройства.
Родная батина Костучиха
и барские Ямищи наших крёстных
Следующая важная точка в долине – уже родные мне Костучиха-Ямищи-Одерёво. В Костучихе могила расстрелянных полицаями беженцев, в Одерёво – барская усадьба Зотовых-Оржешко с исчезнувшим от мельницы жерновом (последний хорошо бы смотрелся в томсинском парке).
К слову, сам Зотов был управляющим земель Гавриила ДЕРЖАВИНА, не раз посылая к поэту в новгородскую Званку наших крестьян.
Фамилия дворян Оржешко, как я мигу предположить, корнями связана с писательницей Элизой Оржешко. Но гранитные надгробия наших (одерёвских) разбросаны на погосте в Себеже, хотел было их поставить, но один не осилил.
– Ты, наверное, последний крестьянин в Псковской области, кто переживает за барыню своего прадеда, – пошутил известный исследователь Аннинского и мой земляк Роман ЧЕРНОВ. – Но согласен, историю края нельзя забывать!
Замечу, дворяне Оржешко были крёстными у моих многих предков по николаевской линии, у других уважаемых и трудолюбивых крестьян.
Любимая деревня
моего детства, Одерёво
Радует (если так уместно сказать) и исчезнувшая деревня моей бабушки Одерёво. Здесь, благодаря главе Себежского района и нашим автодесантам, воздвигнут 5-метровый крест в память о жителях и первом открытом бое партизан в зимнюю Николу 1942 года. Был приятно удивлён, но икона св. Николая даже не выцвела, как и списки погибших крестьян с партизанами. Значит – благое дело! На краю деревни нам улыбнулась Гора Пивница, но кто сейчас, кроме томсинских охотников, знает о тракте, и что это знаковое место для трапез в честь славных побед героев-русичей? Где-то по близости от дороги, со слов сестрёнки Елены и её матери Анны Ивановны, был и святой камень со следочком Божией Матери, но исчез в 80-х годах при строительстве дороги в вымирающую деревню.
В конце десанта я решил проверить легенду о другом местном камне, уже «чёртовом», мол, он водит путников и возвращает назад Одерёво. Место это я знал условно, со слов своей матери: «Находится он в лощине по дороге на Боброво». Вы не поверите, но пока Сергей и Александр Лабановы косили траву у нашего Поклонного Креста, я нашёл-таки лощину, засеянную рапсом хозяйства «Веть», вместо дороги – следы от шин и аккуратно собранные в кучу валуны. Мысленно дорисовывал лики, но всё не то. И вдруг над огромным камнем увидел, словно подсказку, перевёрнутое «мордой» вверх дерево. Так это и есть «чёртов камень»! Про себя посмеялся: н-е-е-е-т, уж меня он точно не сможет водить!
Прошёл в сторону соседней исчезнувшей деревни Леохново, Лысая Гора (Лысица) уже полностью заросла берёзами, в войну там стоял гарнизон с немцами, австрийцами и легионерами, откуда те «в шутку» палили в сторону уже сожжённого дотла Одерёво по сидящей на землянке малышке – моей матери Нине Николаевой (Лобановой), что та кубарем катилась вниз, запомнив это на всю жизнь.
Солнце стояло в зените, жёлтый рапс - по пояс, повернулся и… ни тропинки, ни колеи вокруг! Куда идти? Чёрт его знает?! Поучается, на ровном месте заблудился. Вот и говори, что легенды врут, а старики рассказывают байки! Чудом вышел уже через земли заросшего бабушкиного хутора, откуда её, вдову с 6-тью детьми, заставили переселяться с избой в колхоз «Красный Одерёвец». Но ничего, выдержали и выжили.
А вот Чепелёво
сегодня плачет!
Теперь о наиболее печальных и горьких фактах в долине Себежского Афона. Самое близкое кладбище к нашей Одерёвке – Чепелёвское. Там покоятся предки – Николаевы, Лобановы, а так же все наши соседи. Недавно мне позвонила из Полоцка троюродная сестрёнка Лена Шендо (Лобанова) и сказала, что в эту Троицу не увидела любимого Тёплого Креста (он точно излучал тепло и был любим чуткими к святыням жителями – О.К.). Я перезвонил главе Себежского района Курсенкову, тот удивился, но заметил, что местные украсть точно не могли. Да я и не сомневался, Леонид Михайлович рассказывал мне ранее, что в лихие 90-е их мужик вытащил трактором для питерцев каменный крест в имении Верино и сгинул дурной смертью.
О том, что крест исчез, в Чепелёво подтвердили: зав-клубом в Томсино Галина Казимировна ДАНИЛОВА, её певучие бабульки из ансамбля, а позже и местные жители Дмитрий с Николаем, последний провалился у ограды дяди Феди в вязкий песок.
Крест этот в социальной сети всегда называли «космическим». К счастью, я заснял его с Леной и Алексеем (ныне бойцом СВО) Никифоровыми. Небольшой, при этом в одном кресте сразу три объёмных креста, внутри – надписи, сзади непонятные знаки. Подобной красоты точно нигде не видел.
В нашей Псковской области
треть крестов украли!
Мы долго не могли найти среди заросших рамсом полей погост наших предков Чепелёво, Племяш и бывалый УФСИН-овец Александр Лабанов первым вышел на потерявшийся взгорок. Крест раньше стоял за могилой соседа дяди Феди, но там не было ни Тёплого Креста, ни скамейки! На краю кладбища увидели засохшие спиленные деревья, как можно догадаться, чтобы грабителям легче было подъехать и дотянуться кран-балкой. Могу только предполагать: остался ли в земле родной подпятный камень или и его тоже украли? Остальные кресты пока не тронуты, но они, скажу так, обычные. Хотелось кричать: «Что же вы, сволочи, сделали?! Себе и детям своим могилу вырыли! Не шутят с такими вещами. Верните с… ест!» Но ищи-свищи ветра в поле.
Да, это дело чёрных заезжих копателей, но кто их будет искать? Дома узнал – проблема глобальная: 11 лет назад на Псковщине уже украли треть из 200 крестов!
– Последние годы мы получали информацию, что кресты исчезают со своих мест, их куда-то перевозят, организуют абсолютно неожиданные и, скорее даже, незаконные частные экспозиции, – отметил ещё 4 октября 2012 года коллегам из ПЛН начальник отдела полевых исследований Археологического центра региона Александр МИХАЙЛОВ. – Как минимум треть каменных крестов, которые нам известны по учётной документации, не оказались на своих местах во время мониторинга.
И словам авторитетных псковских учёных и археологов, которых я хорошо знаю, не могу не верить. Ещё говорят, что Себежский район – один в Псковской области, на который у копателей есть карта кладов. Таковой не видел, для меня Себежский Афон и его округа – один большой КЛАД, который надо сегодня всем миром сберечь для потомков.
Гром на нашем Афоне ещё раз грянул. И снова нужна помощь людей! Друзья, если вы вдруг увидите в любом уголке страны НАШ тёплый чепелёвкий Крест (с. фото) у губителей старины - помогите его спасти!
Олег Константинов,
Себежский Афон: Афанасьева Слобода - Полюшино - Томсино - Костучиха - Ямищи - Одерёво – Чепелёво (официально, по документам, Изотово-Боброво).
От автора, для тех, кто дочитал до конца: берегите свою малую Родину, чаще заглядывайте на погосты предков, иначе испытаете подобную боль утраты. Репосты помощи и народного поиска Креста приветствуются.