Автодесант: Томсино. Забытые святыни
Это древнее порубежное село по праву сегодня может стать центром паломничества на старом летнем Себежско-Опочецком трактеОкончание. Начало в №№ 42-46.Кресты и обительОснование Томсино ученые связывают с периодом псковско-литовского владычества в себежском приграничье. На межевых картах 1770 года здесь уже были и село, и деревня. Однако история этого места уходит в куда более древние времена. На берегу реки Веть до сих пор сохранилось старое Полю(у)шинское кладбище, которое в приходских книгах называлось Казихино. Была там в конце XIX века и старинная часовня. Сейчас остались могучие каменные кресты XIV-XVI веков «Четырехконечные, изготовленные из известняка. В средокрестии, на лицевой и тыльной сторонах, выбит шестиконечный крест».По воспоминаниям старожилов, раньше на горе находился древний монастырь. Мне довелось подняться в октябре этого года на высоченный мыс, который огибают реки Веть и Каменка. Невольно напрашивалась мысль, что здесь могли быть и обитель, и забытая порубежная крепость. Но оставим этот вопрос историкам.Владельцы именияТомсино встретило нас хорошо сохранившимся вековым парком, пока не очищенными барскими прудами и двумя чудными новенькими часовнями. Они возведены земляками на месте уничтоженного в войну Покровского храма, в котором были склепы с приделами святителя Николая и великомученика Георгия, Бориса и Глеба и святителя Тита.После присоединения к Речи Посполитой здешние земли 14 марта 1623 года были пожалованы «в конкретном размере (30 уволон) за воинские заслуги Гавриилу Медунецкому, жены и детям и потомкам, пока род его существовать будет» (вот вам и условное время основания Томсино). К слову, чуть позже родственники Гавриила Медуницкого геройски сражались на войне с Наполеоном. А в 1675-1677 годах в здешней округе жили казаки-переселенцы Донской и Морской станиц, оставив о себе память. Не отсюда ли и названия деревень: Федька Рубан – Рубаново, Савка Барсуков – Барсуки, Парфешко Астриловской – Острилово, Янка Шутов – Шуты, Куксанов – Куксиха…Но вернемся к святыне, к 1719 году относится первое упоминание деревянного Покровского униатского храма Себежской суррогации. Несколько слов из дневника опочецкого купца Ивана Игнатьевича ЛАПИНА за 1826 год, 6 августа: «Был на ярмарке впервые в Томсине , где были приехавши для богослужения из Рима 8 ксендзов и жили 2 недели, наставляли народ почитать Бога и проч., что называют миссиею; и это случается чрез 30 лет; и я торговал 10 рублей, причиною сему миссия».Покровская церковь была передана православному духовенству в 1838 году (по другим данным, в 50-м). Но в 1839 году здесь ещё служил греко-униатский священник Викентий ПИОТРАШКО, а в 52-м уже был православный псаломщик Иванъ ЛАПЧЕВСКИЙ, получавший жалование в 122 рубля 40 копеек. В это время в Томсино находились сад, корчма, воловая мельница (чуть позже водяная) и винокуренный завод, кроме того, действовало три ярмарки – 2 мая, 6 и 29 августа. После участия в польском восстании 1863 года томсинские земли отошли госказне, к не менее родовитым, но уже русским дворянам – Василию Антоновичу ЧЕРНЕНКО и в 1888 году статскому советнику, уездному предводителю дворянства Василию Антоновичу ЧУЙКЕВИЧУ.Именная иконаОднако меня больше всего поразил и другой факт. В метрических книгах псковского архива за 1903 год удалось найти сенсационное сообщение. В храме была своя уникальная святыня – Томсинская икона Божией Матери. При этом 28 августа совершались крестные ходы из приходов. Именная икона (вспомним Старорусскую, Тихвинскую), без сомнения, чудотворная и является большой редкостью, а это явно поднимает статус Томсино. Но ныне об этом факте никто ничего не знает.
Не исключено, что следы святыни надо искать как в православных, так и в униатских источниках (под Невелем, в порубежных Плиссах, до сих пор есть чудные общие лики). Томсинская Покровская Богоматерь была утрачена в 1930-31 годах, когда атеисты сдали чекистам активных прихожан, старосту, батюшку и сделали из церкви Народный дом (клуб). Хочется верить, что святыня все же обретет сама себя. Да и в божницах у стариков и сейчас могут стоять копии утраченной Покровской иконы (для несведущих – лик Богородицы с полотенцем, см. возможные варианты, стр. 17).
Имена страдальцевВ этом храме служил старостой и репрессированный брат моего прадеда Михаил НИКОЛАЕВ.
Как значится в архивных документах ОГПУ 3 февраля 1930 года: «Николаев проводил антиколхозную агитацию, осуществлял сбор подписей на средства по окраске храма в 1928 году. Всего было собрано 312 руб.». А во время допроса не побоялся открыто заявить: «…Я повинуюсь Христовым писаниям. Я ходил и служил в (Покровской) церкви, потому что верю Христовым писаниям».
За эти слова предка лишили имущества, конфисковали «пачку документов и переписку, книги, церковные дела и 6 иностранных монет», а затем сослали в Кемь – сборный лагерь перед Соловками. Далее следы теряются. Жена Михаила, Мария Федоровна, сыновья Иван и Петр были отправлены в Пермь. Моему двоюродному деду, Павлу Николаеву, подкупив охрану, удалось спасти одного племянника, Петра, который выпрыгнул из поезда, потом перебрался в Питер и геройски воевал на фронте (сын погибнет позже после службы на атомной подлодке). В Томсино никто из них больше не приезжал.Старший сын Михаила Николаева, Федор, был выселен с семьей за пределы погранзоны, в Идрицу, в войну вернулся в Одерёво, но был расстрелян фашистами после памятного боя в декабре 1942 года (см. №43). Средний сын Степан НИКОЛАЕВ также оказался репрессирован, его дочь София ВАСИЛЬЕВА после войны учительствовала в Ямищах, и все её очень уважали. Мне удалось найти потомков своих николаевых-лобановых-константиновых в Себеже, Новополоцке, Красноярске... Впрочем, таких страдальцев в томсинской округе было немало. А еще я понял, что на самом деле означает слово «земляк». Десятки неизвестных мне себежан, узнав, что мои предки из Одерёво-Костучихи-Синозерья, бескорыстно помогали вернуть из небытия многие забытые имена и факты. В том числе батюшек из Покровского храма. Ещё выяснилось, что сын последнего Томсинского священника Андрея Забелина, младший лейтенант, командир стрелкового взвода 129СП Константин Андреевич Забелин геройски погиб 29 июня 1942 года под Ленинградом, на левом берегу Невы, у деревни Арбузово. Мать, ЗАБЕЛИНА Анна Герасимовна, перед войной проживала в Витебске по улице Коммунистической, 15/3 (извещение № 583). Самого отца Андрея расстреляли 3 декабря 1937 года. Правда, арестовали его уже в селе Палицы Новосельского района (Псковской области).Тайны старого склепаВ августе прошлого года вместе с поисковиком Костей БУЕВИЧЕМ удалось обнаружить на стене томсинского склепа следы от пуль пистолета (на уровне груди).
Кого расстреливали здесь, пока покрыто тайной. Но это не просто склеп, а фамильная усыпальница дворянина Василия Антоновича ЧУЙКЕВИЧА. В 1906 году 5 апреля здесь похоронили его внучку Наталью Родзевич (1 год 9 месяцев) – дочь губернского секретаря Алексея Николаевича Родзевича и Софии Чуйкевич. Через три года – 1 декабря 1909 – младенца Шурочку Родзевича.
И приходская книга как раз раскрыла секрет: усыпальница Чуйкевича была записана там как Александро-Невская церковь (читай, придел). Вот такая она, дорогая святыня. Прошлым летом, во время закладки фундамента новой часовни, Алексей Никифоров нашел мраморное надгробие Шурочки и сохранил его для истории.Собрав всё воедино и обследовав склеп, мы с Костей и Алексеем пришли к выводу, что здесь было не 6, а 12 ниш (по центру отчетливо видны следы от сломанных перегородок). В фамильной святыне председатель колхоза устроил картофелехранилище. Сейчас склепы зарыты (как нам сказали, для безопасности, чтобы не обрушались). Но я не сомневаюсь, что после озвученных фактов томсинцы очистят-таки святыню, возведут над склепом-усыпальницей кровлю и восстановят нижний Александро-Невский придел. По воспоминаниям жительницы Томсино, ныне себежанки, Любови Николаевны ГОРЯЧОНОК, «на сводах склепа было нарисовано синее небо и звездочки».
Подвиг учителяС Покровским храмом связан и подвиг учителя-военрука в самом начале войны. Приведу воспоминания своего отца Василия Константинова, записанные им из уст очевидцев: – 9 июля 1941 года два десятка немцев в полдень приехали в Томсино на мотоциклах. Навстречу из Нардома вышел военрук Томсинской школы с винтовкой наперевес и потребовал предъявить документы. Увы, смелый учитель тут же был сражен автоматной очередью. Фашисты сперва зашли в магазин, помочились в углах и направились к Нардому, бывшей Покровской церкви, на фасаде которой, вместо иконы, висел портрет Сталина. Он тут же был изрешечен в клочья. Постреляли немцы и в зале, внутри дома-церкви, а потом уехали в сторону Опочки по большаку. Что стало с убитым героем, увы, я так и не догадался спросить у отца…. По словам Любови ГОРЯЧОНОК, фамилия военрука могла быть Петров, но больше этого мне никто не подтвердил. Удалось найти лишь архивные данные: «ПЕТРОВ Николай Павлович, младший командир, 1916 года рождения, призван из Томсино (за четверо суток до войны) на 45-дневные сборы вместе с ШПАКОВЫМ Алексеем Сафроновичем и ЯКИМОВЫМ Алексеем Ульяновичем». Не исключено, что это и есть тот самый военрук, который, возможно, был отпущен домой. Чем не повод для поисков? Надгробия и источникиНо и это еще не всё. В центре Томсино в XIX веке стояла деревянная Екатерининская церковь, позднее на её месте возвели двухэтажную школу. Ныне – руины. Вблизи удалось найти фрагмент круглого каменного креста.
Как знать, быть может, и здесь поставят Поклонный крест, как это делают добрые люди в поруганных местах. Могу предположить, что появление храма святой Екатерины было противовесом находящемуся рядом польскому кладбищу, которое сейчас на грани исчезновения. Благодаря Алексею Никифорову удалось обнаружить неизвестные польские надгробия уважаемых томсинцев, в частности, Леона Сабатковского, а также четкий большой прямоугольник от фундамента каплицы (часовни), возможно, первого Покровского храма 1719 года. А ведь это тоже часть нашей порубежной истории, которую нельзя забывать.
Вместо послесловияВ конце хочу сказать пару слов о потенциале и резерве Томсино. Согласно исследованиям ученых вдоль реки Веть бьют целебные серно-железистые источники, причем в огромном количестве (говорят, предки об этом не только знали). Сейчас – всё бесхозное. В Чехии каждый аналогичный серно-железистый источник имеет свое название, стоит на учете, принося людям исцеление и прибыль... Будем надеяться, что у нас просто время еще не подошло.Целью нашего десанта, кстати, поддержанного губернатором Псковской области Андреем ТУРЧАКОМ, как раз и было обнаружение утраченных имен, забытых и памятных мест. Томсино находится на полпути между Себежем и Опочкой... Рядом – ещё одна легендарная гора – Куксиха. Здесь проводятся встречи партизан и местных жителей. Так почему бы обнаруженный нами тракт не сделать действующим? Как минимум, раз в году молодежь и паломники-экстремалы могли бы поклониться подвигу предков на Рубежном озере, Топоровом ручье, Белой козе, Пивнице, в деревнях Одерево, Ямищи, Клин, Костучиха и финишировать в Томсино или на уже «обжитой» Куксихе, а, может, и на Себежском кургане партизанской славы. Но пока можно довольствоваться малым, Летний опочецко-себежский большак открыт. Как заверил меня при встрече глава Себежского района Леонид КУРСЕНКОВ, который на деле поддержал нашу экспедицию, на следующий год на братской могиле в центре Томсино будут увековечены имена партизан и красноармейцев, которые мы обнаружили вместе с поисковиками. Чем не повод для обновленного автодесанта?Олег КОНСТАНТИНОВ, Псков-ТомсиноИми нужно гордитьсяБОШНЯК Иван Константинович, гарнизонный полковник и саратовский комендант (имение Прихабы) и МУФЕЛЬ Карл Иванович, генерал-майор, командир 24-й легкой полевой команды, премьер-майор (имение Гришманы), герой русско-турецкой войны, участвовали в подавлении Пугачевского восстания, получили имения вблизи Томсино. У Пушкина упомянуты в приложениях к «Истории Пугачева» и в «Замечаниях о бунте».1705г. – ПЕТР I приезжал в Себеж. Хочется верить, что – по Опочецкому-Себежскому тракту, через Одерёво-Ямищи-Костучиху-Томсино.МЕДУНИЦКИЙ Иосиф Каземирович, владелец имения Томсино, окончил войну под Парижем, был награждён за храбрость орденами Святой Анны 3-й степени, Св. Владимира 4-й степени и Золотой шпагой (ныне в Ефремовском районе Тульской области сохранилось их второе родовое село МЕДУНЕЦКОЕ). ЧУЙКЕВИЧ Петр Андреевич, писатель и переводчик, автор книг: «Подвиги казаков в Пруссии» (СПб., 1810); «Рассуждения о войне 1812 г.» (СПб., 1813); «Покушение Наполеона на Индию 1812 года». Надо думать, родственник Василия Антоновича Чуйкевича, которому позже принадлежало Томсино.КРУЗЕНШТЕРН Константин Алексеевич, гвардии штабс-капитан, в 1911 году 20/24 июля был в Томсино, в Покровском храме на венчании у своего друга Николая Васильевича Чуйкевича. Позднее офицер лейб-гвардии Семеновского полка, служил в свите Николая II. С лета 1919 года – начальник отдела внешних сношений Северного корпуса, генерал-майор. Умер в эмиграции в 1962 году. ЧУЙКЕВИЧ Николай Петрович* и ЧУЙКЕВИЧ Сергей Петрович, офицеры российской Белой гвардии («Энциклопедия гражданской войны»).ШОЛОХОВ Михаил, писатель, автор «Тихого Дона», в 1940 году, до августовской встречи со Сталиным, приезжал в Себежский 11-й Погранотряд ОГПУ (из воспоминаний журналиста Михаила Розенцвайга). Не исключено, что был в д. Морозовка, под Томсино, где и стояли пограничники.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов