На пороге перемен: как информационные технологии влияют нашу жизнь
Ежедневно мы совершаем онлайн-покупки, оформляем документы на онлайн-сервисах государственных услуг, общаемся с людьми, которые находятся на другом конце Земли или получаем образование дистанционно у лучших специалистов различных сфер - это всё яркие примеры, как возможности информационных технологий облегчают нам повседневную жизнь. И это не предел!
Мегатренды
Благодаря цифровизации наш мир непрерывно меняеется, а пандемия коронавирусной инфекции этот процесс только ускорила. У человека появилась возможность работать из любой точки мира, мы адаптировались к цифровизации, научившись общаться в формате видеоконференций. Соответсвенно, встал вопрос доступа к файлам, что обозначило новый тренд - развитие распределенного облака.
К слову, в 2021 году Псковская область стала регионом-лидером по цифровизации предпринимательства — более 900 лицензий приобрели представители малого и среднего бизнеса на облачное программное обеспечение.
Если говорить о мегатрендах в сфере IT, то российский провайдер цифровых услуг и сервисов ПАО «Ростелеком» провёл исследование об основных тенденциях в сфере информационных технологий за последний год и выделил следующие тренды: искусственный интеллект, квантовые вычисления, E-health (цифровое здравоохранение), Интернет вещей, роботизация, информационная безопасность, E-commerce (электронная коммерция), Data Mining (анализ данных), облачные вычисления, технологии беспилотного вождения транспортных средств, блокчейн и 5G.
Новые возможности
Тренд на независимость от местоположения продолжает развиваться до сих пор, подкрепляясь стремлением, как можно быстрее цифровизировать всё и вся.
Цифровизация всех сфер – то, к чему стоит быть готовым. Пока мы ещё носим с собой паспорт или возим бумажную страховку на автомобиль, но в будущем привычные документы практически везде может заменить цифровой профиль.
Возьмём, например, возможность дистанционной записи к врачу или в налоговую. Теперь не нужно сидеть в очереди, ругаться ради талончика, можно просто оформить онлайн-запись и прийти на приём в выбранный день и час.
Так интернет-сервисом «Онлайн запись на прием в налоговую инспекцию» в Псковской области за 2021 воспользовалось почти 16,5 тысяч псковичей.
Или, в прошлом году, в Пскове появилась услуга кикшеринга (системы краткосрочной аренды самокатов и электросамокатов). На 10 парковках в городе появилось более сотни самокатов. Для того, чтобы воспользоваться услугой не нужно искать будку скассиром, который оформит прокат, достаточно скачать приложение на телефон и привязать банковскую карту. Вуаля — можно ехать!
Это удобно, но возникает вопрос – безопасность данных. Нужно понимать, что все приложения по продаже услуг, будь то доставка еды, каршеринг или фэшн-ритейл, не способны защититься об кибернападения.
О будущем
Подводя некий итог вышесказанному, отметим, что в нынешнем году гиперавтоматизация, кибербезопасность и искуственный интелект остаются в тренде. Но важно ускорить рост, а также подкрепить и увеличить доверие к информационным технологиям.
Анастасия МАКАРЧУК, Псков