Королева сето Аннэла посетила свои владения в Сигово
Секреты женских украшений, задушевные песни и танцы «до небес»…
ОТ АВТОРА: на Международный фестиваль «Сетомаа» в деревне Сигово Печорского района меня пригласила радетельница старины Нина ПЕТРОВА-ЮРИСААР, у которой довелось побывать месяц назад.
У подвижницы
Нина Константиновна живет в километре от Сигово, в деревне Олохово, возрождает утраченные ткацкие традиции и знает о жизни сето практически все.
- Когда я впервые приехала в сетусскую деревню, они приняли меня дружелюбно, но тем не менее не забывали порой спрашивать: зачем это я на их земле и почему живу здесь, - вспоминает собеседница. - Сето считали, что каждый должен находиться на той земле, где родился. Да и языка я не знала, а сето очень любили на нём поговорить.
Хозяйка показала мне старинный ткацкий станок сето, на котором уже и она может творить чудеса. Провела по деревне, превратившейся в эдакий печорско-псковский Коктебель. Здесь я увидела дома, в которых раньше жили сето, школу, в которой они учились...
- Но если ты ищешь настоящих сето, то обязательно приезжай к нам в августе на фестиваль, - искренне призналась собеседница. - Большинство из сето теперь в Эстонии, но каждый год спешат на малую родину, на свой чудный праздник – поют, танцуют, радуются жизни...
И в воздух женщины «летали»
И вот наступил конец августа. Автобуса на Алуксне в среду не было, но добраться до Сигово мне помог один из местных дачников, Константин ЧИЖОВ, директор псковской школы по гребле.
- За день до самого торжества сето приезжают в Псково-Печерский монастырь, там отмечается Успение Пресвятой Богородицы и проходит крестный ход, - поведал мне детали праздника Константин Николаевич. – Сето с особым трепетом поминают усопших, чтут традиции предков, да вы и сами увидите.
На праздник в Паниковскую волость приехали действительно немало сето и гостей из Эстонии, Красноярского края, Псковской области... Увидела здесь я и самую настоящую Королеву.
Все выступления были на сетусском языке. Но больше всего поразило пение – оно как-то сразу брало за душу. Несмотря на то, что текст я не поняла, все слова звучали очень мелодично и красиво: «Õt mi latsõ’ sammu pitä’ // jovvasi õks tõisiga, // õt saas valgõt päivä nätä’, // tulõvikuh Setomaa». Говорят, что сето никогда не заучивали песни, а пели о том, что приходило в голову... Так ли было на этот раз, судить не берусь, но пение проходило, как и в старину, без музыкальных инструментов.
Всё в Сигово для меня оказалось в диковинку. Особо порадовали национальные танцы. В движениях пар сплелось что-то и русское, и эстонское... Захватывало дух, когда мужчины подбрасывали в небо своих партнерш, и те взлетали словно птицы. После таких неповторимых «па»-полетов зрители долго не отпускали танцоров. Некоторые из гостей не выдерживали и тоже пускались в пляс.
Сыльг – «добро» на роды
Ещё меня поразили женские костюмы: черные сарафаны, головные уборы-«линники», яркие фартуки и белые рубахи с красивой вышивкой. Особенно в наряде сето выделялась серебряная «тарелка», закрывающая грудь женщины, и несколько «цепей» со старинными монетами. Но загадочные «тарелки» были у избранных.
- Это украшение называется «сыльг», его может надеть только женщина, которая способна к рождению детей, - без утайки раскрыла секреты Аннэла ЛААНЕОТС, Королева сето, которую я встретила вначале праздника. – Кстати, молодые девушки «сыльг» не носят.
Как удалось узнать, Аннэла живет и работает в Таллине. Королевой её выбрали на аналогичном этно-празднике в Эстонии в начале августа. Несмотря на свой высокий «чин», королева Аннэла приветливо и открыто общалась со всеми гостями. При этом носила при себе длинный изогнутый посох, обвязанный традиционными поясками-оберегами сето.
Именно Аннэла и запомнилась мне, как настоящая красавица и представительница народности сето, встречу с которыми и обещала Нина Петрова. Сложно объяснить, почему – может, из-за ее тёплой улыбки и серьезного взгляда. А может потому, что Аннэла без проблем согласилась пообщаться на английском языке после праздника через электронную почту. При этом ответить на все вопросы, которых у меня набралось очень много.
Мысли вслух
Тёплую атмосферу не испортил даже дождь, который периодически заставлял всех прятаться под зонтики и надевать дождевики. Гуляние у костра продолжилось до позднего вечера.
Переночевав у гостеприимной хозяйки, Нины ПЕТРОВОЙ-ЮРИСААР, я с грустью покидала родину сето. Было искренне жаль, что псковичи мало знают об этом душевном народе и их фестивале. Чем не место для дружного отдыха? Так что советую всем заглянуть в Сиголво на будущий год и, как минимум, пообщаться с Королевой.
Вместо эпилога
По статистике в Печорском районе проживает менее 300 человек сето, хотя в 1901 году было более 10 тысяч.
Об этом я узнала у другой подвижницы - Татьяны ОГАРЕВОЙ, которая создала в крестьянском амбаре чудный музей «Памяти крестьян сето». И он мне показался очень-очень семейным. Экспонаты туда приносили жители сетусских деревень.
- Все, что вы видите, создано руками сето, - сказала мне Татьяна Николаевна. – Это очень трудолюбивый и душевный народ. Продукты они производили сами, в семьях было много детей. Кроме того, у сето свой язык, который сильно отличается от эстонского.
Глаза вокруг разбегались. Кстати, одна из музейных «восковых» фигур жителя сето напомнила мне до боли знакомого политика (см. фото)… А вам? Может, это намек на столь необходимую для сето поддержку?!
На прощание хозяйка подписала мне свою новую книгу «Этнографические заметки из жизни крестьян Сето» (2014г.), которая пропитана любовью к этой малой народности, в которую влюбилась и я.
Полина КОНСТАНТИНОВА,
д. Сигово