Королева сето Аннэла посетила свои владения в Сигово

Секреты  женских украшений, задушевные песни и танцы «до небес»… ОТ АВТОРА: на Международный фестиваль «Сетомаа»  в деревне Сигово Печорского района  меня пригласила радетельница старины Нина ПЕТРОВА-ЮРИСААР, у которой довелось побывать месяц назад. У подвижницы Нина Константиновна живет в километре от Сигово, в деревне Олохово, возрождает утраченные ткацкие традиции  и знает о жизни сето практически все. - Когда я впервые приехала в сетусскую деревню, они приняли меня дружелюбно, но тем не менее не забывали  порой спрашивать: зачем это я на их земле и почему живу здесь, - вспоминает собеседница. - Сето считали, что каждый должен находиться на той земле, где родился. Да и языка я не знала, а сето очень любили на нём поговорить. Хозяйка показала мне старинный ткацкий станок сето, на котором уже и она может творить чудеса. Провела по деревне, превратившейся  в эдакий печорско-псковский  Коктебель. Здесь я увидела дома, в которых раньше жили сето, школу, в которой они учились... - Но если ты ищешь настоящих сето, то обязательно приезжай к нам в августе на фестиваль, - искренне призналась  собеседница. - Большинство из сето теперь в Эстонии, но каждый год спешат на  малую родину, на свой чудный  праздник – поют, танцуют, радуются жизни... И в воздух женщины «летали» И вот наступил конец августа. Автобуса на Алуксне в среду не было, но добраться до Сигово мне помог один из местных дачников,  Константин ЧИЖОВ, директор псковской школы по гребле. - За день до самого торжества сето приезжают в Псково-Печерский монастырь, там отмечается Успение Пресвятой Богородицы и проходит крестный ход, - поведал мне детали  праздника Константин Николаевич. – Сето с особым трепетом поминают усопших, чтут традиции  предков, да вы и сами увидите. На праздник в Паниковскую  волость приехали действительно  немало сето и гостей из Эстонии, Красноярского края,  Псковской области... Увидела  здесь я и самую настоящую Королеву. Все выступления были на сетусском языке. Но больше всего поразило пение – оно как-то сразу брало  за душу. Несмотря на то, что текст я не поняла, все слова звучали очень мелодично и красиво: «Õt mi latsõ’ sammu pitä’ // jovvasi õks tõisiga, // õt saas valgõt päivä nätä’, // tulõvikuh Setomaa». Говорят, что сето никогда не заучивали песни, а пели о том, что приходило в голову... Так ли было на этот раз, судить не берусь, но пение проходило, как и в старину, без музыкальных инструментов. Всё в Сигово для меня оказалось  в диковинку. Особо порадовали  национальные танцы. В  движениях пар сплелось что-то и русское, и эстонское...  Захватывало дух, когда мужчины  подбрасывали  в небо своих партнерш, и те взлетали словно птицы.  После  таких  неповторимых «па»-полетов зрители долго не отпускали танцоров. Некоторые из гостей не выдерживали и тоже пускались в пляс. Сыльг – «добро» на роды Ещё меня поразили женские костюмы:  черные сарафаны, головные уборы-«линники», яркие фартуки и белые рубахи с красивой вышивкой. Особенно в наряде сето выделялась серебряная «тарелка», закрывающая грудь женщины, и несколько «цепей» со старинными монетами.  Но загадочные «тарелки» были у избранных. - Это украшение называется «сыльг», его может надеть только женщина, которая способна к рождению детей, - без утайки раскрыла секреты Аннэла ЛААНЕОТС, Королева сето, которую я встретила вначале праздника. – Кстати, молодые девушки «сыльг» не носят.   Как удалось узнать, Аннэла живет и работает  в Таллине. Королевой её   выбрали на аналогичном этно-празднике в Эстонии в начале августа. Несмотря на свой высокий «чин», королева Аннэла приветливо и открыто общалась со всеми  гостями. При этом носила при себе длинный изогнутый посох, обвязанный традиционными поясками-оберегами сето. Именно Аннэла и запомнилась мне, как настоящая красавица и  представительница народности сето, встречу с которыми и обещала Нина Петрова. Сложно объяснить, почему  – может, из-за ее тёплой улыбки и серьезного взгляда. А может потому, что Аннэла без проблем согласилась пообщаться на английском языке после праздника через электронную почту. При этом ответить на все вопросы, которых у меня набралось очень много.   Мысли вслух Тёплую  атмосферу не испортил даже дождь, который периодически заставлял всех прятаться под зонтики и надевать дождевики. Гуляние у костра продолжилось до позднего вечера. Переночевав у гостеприимной хозяйки, Нины ПЕТРОВОЙ-ЮРИСААР, я с грустью покидала родину сето. Было искренне жаль, что псковичи мало  знают об этом душевном народе и их фестивале. Чем не место для дружного отдыха? Так что советую всем заглянуть в Сиголво  на будущий  год и, как минимум,  пообщаться с  Королевой. Вместо эпилога По статистике в  Печорском районе проживает менее 300 человек сето, хотя  в 1901 году было более 10 тысяч. Об этом я узнала у другой подвижницы - Татьяны ОГАРЕВОЙ, которая создала в крестьянском амбаре   чудный музей «Памяти  крестьян сето».  И он мне показался очень-очень  семейным. Экспонаты туда  приносили жители сетусских деревень. - Все, что вы видите, создано руками сето, - сказала мне  Татьяна Николаевна. – Это очень трудолюбивый и душевный народ. Продукты они производили сами, в семьях было много детей. Кроме того, у сето свой язык, который сильно отличается от эстонского. Глаза вокруг разбегались. Кстати, одна из музейных «восковых» фигур жителя сето напомнила мне  до боли знакомого политика (см. фото)…  А вам?  Может, это намек на столь необходимую  для сето поддержку?!   На прощание хозяйка подписала мне свою новую книгу «Этнографические заметки из жизни крестьян Сето» (2014г.), которая пропитана любовью к этой малой народности, в которую влюбилась и я.                                                                                                          Полина КОНСТАНТИНОВА, д. Сигово


подпишитесь на нас в Дзен