Экстремальное путешествие из Сахалина в Себеж на микроавтобусе
На дальневосточной «дороге жизни» жена спасла мужа от смерти, а он её от обморожения…
ОТ РЕДАКЦИИ: проехать через всю страну на машине и прочувствовать на себе все тяготы путешественника - что может быть интереснее? В редакцию позвонил житель деревни Чернея Себежского района и попросил помощи. Как выяснилось, сам герой, Андрис ДРЕЙМАНИС, родом из Латвии. В Псковскую область приехал с супругой на микроавтобусе «HYUNDAI GRAGE» из Южно-Сахалинска и не может его переоформить. На дальневосточной таможне по ошибке была поставлена неверная категория. Вот и приходится ходить по замкнутому кругу. Мы отправили письмо Андриса Эдуардовича в областное ГИБДД, а в благодарность он поведал нам свою жизненную историю.
Жена поддержалаАндрис родился и вырос в Латвии, в портовом городе Лиепая. В 1960 году был призван в армию. Последний год служил на Сахалине, в портовом городке Корсакове. На острове и остался. С будущей супругой встретились в Южно-Сахалинске. - С Еленой Ивановной я познакомился в 2000 году, когда работал боцманом на судне, - начал свой рассказ собеседник, и я лишь старательно стала записывать эту исповедь, ловя каждое слово Андруса Эдуардовича. - На пенсию вышел на 5 лет раньше, потом работал водителем автобуса. Подождал, пока жена выйдет на заслуженный отдых, а потом предложил: поедем на материк! Вообще многие жители Сахалина стараются переехать в теплые края, в основном, в Краснодарский край. Мы же решили поселиться поближе к Латвии, где у меня живет сестра. Так вышло, что в то время уроженка деревни Чернея, переехала с мужем на Сахалин, и дала объявление о продаже домика. Мы сразу всё решили. Она назвала цену: 7 тысяч долларов. Ну ладно, думаем, по сахалинским меркам тех лет - ничего страшного. Заплатили. Не оформив документы, решили ехать - это было спонтанно, в декабре 2005 года. Я знал, что предстоит долгая дорога. И кому бы ни рассказывал, все говорили: «Вы самоубийцы. Вам что, жить надоело?». А жена Леночка не побоялась. На Сахалине я работал на маршрутном автобусе, точно таком же, как купил. Прежде чем выехать, нужно было снять машину с учета. Нам дали 20 дней, чтобы доехать до Псковской области, где и встать на учет. Когда я приехал к начальнику ГАИ Южно-Сахалинска, он повторил слова друзей: «Вы точно самоубийцы. Опасное путешествие. Дорог нет. Я бы не решился. Но время выбрали правильное. По зимнику можно прорваться. В другое время не получится, там болотистые места». А ещё начальник ГАИ посоветовал моим героям взять пять 20-литровых канистр с бензином. Говорит, пригодится, ведь в Читинской области в тайге старые лесовозные дороги, если заблудитесь, то замерзнете. У Андриса в микроавтобусе бак на 60 литров, и еще 100 литров было в канистрах. Это и спасло.Убитая дорога и… бандиты - Лена заказала билеты на паром: из города Холмска до порта Ванино, - поведал собеседник. - Через 16 часов по Татарскому проливу были уже на материке. В дорогу выехали 20 декабря: от Ванино до Хабаровска (больше дорог нет) около 560 километров. Ближайшая заправка - через 400 километров, в деревушке Троицкое. Приехали Хабаровск благополучно, потом добрались до Биробиджана - очень уютный город. Он как раз готовился к Новому году. Весь наряженный, как новогодняя елочка. Это первая памятная остановка, где мы переночевали в гостинице. К слову, от Ванино до Биробиджана - 790 километров. Далее выехали на Белогорск. 510 километров. Без происшествий. Переночевали. Мороз -35 градусов. Дальше двинулись на Читу. Была уже плохая дорога. Очень редко встречались фуры. Тогда там опасно ездить – места глухие, и всюду бандиты дежурили на трассах, убивали водителей, а груз и увозили. Ехать страшно, никаких знаков. А от Сиваки дорога, которая идет на Читу, вообще обозначена в атласе лишь пунктиром. Непонятно, куда и как ехать. Навигаторов тогда не было, справа и слева какие-то лесовозные дороги. Мы часто останавливали машину, смотрели: где больше всего накатана колея. Дорога шла через тайгу - извилистая, узкая, ухабистая. Хорошо, что жена не спала - это нас и спасло. Помнится, был туман, ехали на ближнем свете, неожиданно жена кричит: «Андрис! Машина!» Я только глаза поднял: как из тумана выехала фура. Едва успел затормозить. Расстояние от Белогорска до Читы - 1702 километра. До ближайшей заправки 1200 километров. Мои герои смогли преодолеть их без дозаправки только благодаря запасам в канистрах. Ну а крепкий кофе в литровом термосе помогал не заснуть. Останавливались лишь в редких придорожных кафе, чтобы перевести дух. Все это время Андрис не спал.Нашли асфальт Из Читы выехали на Улан-Уде. Ближе к городу начался хоть какой-то асфальт. Приехали в город ночью. - У меня там сын с семьёй жил, но мы его не предупредили, что приедем, - продолжил рассказ собеседник. - Куда дальше двигаться не знаем. И спросить некого. Мороз - 35 градусов. Ужас! Нашли один адрес, остановились. И черт дернул меня переключить печку, чтобы поток теплого воздуха пошел внутрь салона. Думаю, пусть моя Леночка погреется, а я зайду проверить адрес. В печке есть заслонка, которая направляет поток воздуха (горячий – холодный), и вдруг в ней отломился рычажок. И ничего не сделать! У Лены началась истерика. В один моментом все окна затянуло льдом. Куда деться ночью? Печка не работает, не починить, пальцы отмерзают. Хорошо, в круглосуточном магазинчике добрые люди нас пустили погреться. Я побежал проверять второй адрес. Опять не то… Только под утро нашли. Сын родился на Сахалине, служил в Чите, а в Улан-Уде женился и остался. Они там к морозу привычные, закаленные, а мы всё время не могли отогреться. Сын Эдуард только покачал головой, когда узнал про путешествие, но был рад этому подарку судьбы. Новый год мои герои встретили вместе с сыном, невесткой и внучкой, а уже 3 января 2006 года, починив печку, поехали дальше. - Там, на выезде из Улан-Уде, растет дерево, которое приносит удачу странникам, - продолжил свой рассказ Андрис Эдуардович. - Чтобы волшебство подействовало, на него нужно повязать ленточку. Когда мы подъехали, оно смотрелось как новогодняя елка – всё в бантиках. Мы тоже повязали, на удачу. Не исключено, что помогло…Валюта – кедровые орешкиПуть из Улан-Уде до Иркутска пролегал мимо Байкала. Везде рыбаки продавали знаменитого копченого омуля. Кстати, очень вкусного, как признался собеседник. - Мимо Байкала ехали ночью, но природа там красивая. Обогнули южный берег и резко поехали на север, на Иркутск. Трасса шла на Красноярск. Мороз большой. В Богом забытых деревнях дым валил из труб вертикально. Бревенчатые дома построены в ямах. Когда наметал снег, то сугробы были наравне с крышей - лишь труба видна. Окна в таких домах маленькие, чтобы холод меньше поступал. Были по пути и железнодорожные переезды, но рядом ни одного поселка. У переезда - несколько бабушек торгует кедровыми орешками. Как не купить… - Встречались сбитые из досок будочки, чуть больше собачей, по полтора метра шириной и высотой, - вспоминает Андрис Эдуардович. - В них торговцы разжигают костер. В некоторых даже труба есть. Топят, дым валит, лица все черные. В маленькое окошечко видно только их головы в шапках-ушанках. У них можно было купить хорошую меховую шапку из лисы, волка, шкурки соболя... и те же кедровые орешки. Думали здесь цивилизацияОт Красноярска дорога стала веселей, появились гостиницы. - Мы поехали в сторону Новосибирска, - пояснил мне рассказчик. - Доходило до того, что в глазах темнело от дороги. Но снова доехали. Потом - на Омск, оттуда - на Тюмень. Вновь сильные морозы. По разным маленьким дорожкам добрались до Кургана. Далее - на Челябинск, через Уральские горы, а дорога полдня - всё вверх и вверх. Потом извилистый путь вниз: с Челябинска - на Уфу, оттуда - на Самару. Мимо Тольятти. Дальше уже на Рязань дорога пошла нормальная, машин много. А вот через Тверскую область, где в те годы трасса была ужасная, фуры еле двигались. Мы думали, что здесь цивилизация, а оказалось еще хуже. В конце концов, по трассе Москва-Рига приехали в Псковской области. Но долго плутали в Себежском районе в поисках Чернеи. Указателей не было. Спасибо местным жителям - подсказали дорогу. - Женщина, которая продала нам домик, дала его фотографию: проехали по деревне –нет даже похожего. С трудом опознали: такой заброшенный, заросший, забор подкошенный... Дальше к нашему разговору присоединилась супруга Андриса Эдуардовича.- Домик уже был куплен, но не оформлен, а вот деньги отданы, – призналась Елена Ивановна. – Когда его увидели, подумали: «Боже, куда мы приехали!» И в дом тот даже не зашли. Стали звонить женщине, которая его продала. Правда, она честная оказалась, прислала деньги назад. Затем стали ездить по деревням и смотреть разные дома. Заглянули и в Латвию к родственникам. Хотели уже переехать, но с нашими пенсиями там не прожить. Нашли свою Чернею Супруги первое время остановились у соседки, позже сняли рядом домик, пока не купили свой. Он тоже требовал большого ремонта, но моим экстремальным героям понравился. - Это хоть и маленький, но наш, - улыбается Андрис Эдуардович. - И крыша своя над головой. К тому же Чернея расположена на территории Себежского национального парка. Мы поначалу даже задохнулись от кислорода: столько свежего воздуха. И Елена Ивановна поддерживает супруга:- Далеко ходить не надо: тут и ягоды, и грибы. У нас огородик, пруд, куда каждую весну прилетает уточка и вьет гнездо для деток. Кругом озёра. Красотища. Мы даже лодку купили, а ещё зимой и летом муж ходит на рыбалку. А главное, знаете что? Несмотря на столь тяжелую дорогу через всю страну, мы как будто чувствовали эту деревню. С первого дня она нам понравилась, как и люди. Ездили в другие места, но всё не то… Я тогда сказала Андрису: наверное, это судьба, будем здесь жить. Так и сложилось. Уже 9-й год в нашей Чернее. И дай нам Бог и дальше жить - не тужить.