Авиадесант в Сибирь: духовник Белой Армии Августин вернулся к адмиралу Колчаку старцем

Байкал-Батюшка и Белая-Матушка в Дновском районе Псковской области намного ближе, чем мы думаем! Мало кто знает, но в древней русской деревне Белой покоится игумен Августин – самый молодой духовник в Белой Армии адмирала Колчака. Жизнь его сродни подвигу, пример патриотизма для молодёжи и служения Родине

От автора: мы сделали это! Зимний десант в Сибирь стал реальностью, открыв тайну о мучениках...
В
первые я услышал с паломниками о сподвижнике Колчака лет 20 назад из уст глубоко почитаемых мною батюшек Олега Тэора и Павла (Кравца). В 70-е годы они служили с Августином и знали его как праведника.

Сирота и иеромонах
Из признаний настоятеля и благочинного о. Павла, церковь Покрова Божией Матери, Дедовичи:
– В Троицком храме в Болчино служил игумен Августин – человек удивительной судьбы. В раннем детстве стал сиротой, воспитывался бабушкой. Единственными друзьями мальчика были кошки. Августин служил при Архиерейском доме (и учился в Духовном училище Вятки, – О.К.), рано стал иеромонахом. Затем – на корабле у адмирала Колчака (эту линию ещё отрабатываем с краеведом Р. Черновым, – О.К.). Был духовником в Белом движении, после гибели Колчака попал в Китай. Поверив, что «ничего не будет», вернулся в Россию и 15 лет провёл в заключении на Тайшете. Освободился, служил в Свердловске, Дно, откуда перевели в Болчино из-за кошек, которых у него было неимоверно много.
Жил в сторожке до 79 лет, пока о. Павел не забрал к себе в Белую. Последние
3 года ни в чём не нуждался. Похоронен у храма, но его с любовью помнят и в Болчино (из книги «Под Покровом Божией Матери» Валентины Михайловны Клишиной).
Увы, сейчас не осталось в Дно тех, кто знал старца. В Болчино я был в 2002/08 годах. Помню благодать, древние иконы (о. Павел успел их спасти) и огромные дверные ключи, которые явно хранят тепло рук старенького Августина.
А сейчас давайте вчитаемся и в слова Олега Тэора, настоятеля храма Александра Невского в Пскове:

Проповедник от Бога
– Однажды меня вызвал Владыка Иоанн и сказал, что я направляюсь в Бельский храм... Приехали с отцом Николаем Гордеевым из Порхова 9 августа 1970 года, накануне престольного праздника Смоленской Божией Матери, отслужили Всенощную. Потом привезли (из Болчино, за 8 км, – О.К.) отца Августина. Он уже тогда очень старенький был, упал по дороге с лошади, но всё равно поехал на службу. Августин прошёл советские лагеря, работал на лесоповале. Заключённые уважали его. Старец замечательно говорил проповеди. Он и в мой первый день в Белой, обратился к прихожанам с проповедью («Страницы истории Бельского храма», В. Клишина).
Батюшка первым показал нам могилку Августина, сказав весомо: это духовник Белой Армии Колчака!
Но и накануне десанта в Сибирь мало было что известно, кроме слов на Кресте: «Игумен Августин, скончался на 90-м году жизни в 1977 г.» (фамилия – из воспоминаний – ХОджин). И ни словечка нового в сети. Словно дело это покрыто тайной.

Чудеса и имя старца
К счастью, благодаря друзьям-дновцам, начальнику отдела Дновского ЗАГСа Марине Васильевой и руководителю краеведческого музея Сергею Егорову, свершилось чудо – мир теперь знает мирское имя Августина: «Павел Андреевич Хаджин (на самом деле, до эмиграции в Китай, Ханжин – О.К.). Родился 28 июня 1895 г. в с. Котовка Ела(о)вского (Оханского) района Молотовской (Пермской) области. Умер 12 ноября 1977 г. в д. Белая». Замечу: было батюшке 82 года. Родился – в Котовке!
Игумен Всеволод (Поцелуев) из Никандровой пустыни, служивший в Белой, подтвердил: «Августин в молодости был духовником Белой Армии Колчака. Что касается тяги к кошкам, которых у старца жило очень много, то это всё с детства, когда он был сиротой, и они его согревали».
О любви Августина к домашним питомцам сказал и о. Дмитрий Васильев из храма Покрова в Дедовичах, и вместе с библиотекарем из Белой Надеждой Ефимовой свёл меня с автором цитируемых книг, москвичкой Валентиной Клишиной:
– Всё, что сказано о старце – чистой воды правда. Всё со слов батюшек! – подтвердила подвижница.
Далее Марина Карпова, замглавы Дновского района, познакомила с благочинным о. Виктором Шелуховым, он видел общие фотографии с Августином из Подоклинья и обещал проверить эту линию.

Десант в Сибирь
Батюшка Александр (Баранов) из Белой, узнав о десанте, поддержал мою идею перенесения землицы от Креста Августина в Иркутск – к Кресту Колчака. И через день земля эта – разве не чудо! – была у меня в Пскове, а утром – в самолёте.
И вот, 16 февраля, через 102 года, дновский старец встретился с Верховным правителем России (см. фото), в Армии которого служил духовником и подпрапорщиком. Произошло это в исторической камере, ныне музее, действующей Иркутской тюрьмы, но смотрели в СИЗО на скобарей, как на безумцев.
Вообще в армии Колчака служило более 1100 батюшек. Наш Павел, наверное, среди них один из самых молодых (23 года). А вот личным духовником адмирала был архиепископ Сильвестр, возглавлявший церковное управление Сибири. В конце 1919 года его распяли в тюрьме Омска, прибив гвоздями к полу и пронзив раскалённым шомполом. В 2000 году причислен к лику новомучеников.
– Вы что, поклонники Колчака? – спросили, не сговариваясь, водитель такси и юрист в тюрьме. – Да он столько крестьян от себя отвернул, что Сибирь тогда сама окрасилась.
– Мы поклонники Истории и забытых Героев на любой войне, – ответил сибирякам, увы, разделённым и сейчас на лагеря.
Перед глазами были: шикарный памятник Колчаку у Знаменской обители и картинка в сети, лик расстрелянного адмирала на деревянном Кресте у Ангары, где и предстояло оставить земельку из Белой.
Сходили к месту трагедии, Крест тот в 2014 году, к счастью, казаки заменили на железный, но почему-то забыли про фото адмирала. Оставил у таблички привезённые снимки, как мог, помолился. Рядом срывались с цепи злые собаки, на деревьях вороньё, и Ангара, стремительно уносящая вниз льдины. Словно ничего не изменилось.
Расстреляли Правителя России 7 февраля 1920 года в 5 утра – без суда и до завершения следствия – решением Иркутского ВРК, как считается, по указанию Ленина. Тело утопили. Руководил предГубЧеКа Самуил Чудновский. Но любые злодеяния наказуемы! Товарища убили свои же в 37-м, реабилитировали в 57-м. Чего нельзя сказать о Колчаке и Августине.
После убиения наш Августин – Павел Хад(н)жин – в составе Омского стрелкового полка стал участником Великого Сибирского Ледяного 2500-километрового конно-пешего перехода по льду Ангары – Байкала... в Читу (дошло всего 25 тыс. воинов).
Рванул и я, благодаря Turbotravel на Байкал. Хотел понять: каково им там было? Бескрайние дали, торосы и пушечные разрывы от коварных тещин. И ни Креста, ни Знака, но таблички! Не любим мы свою историю.
Но по прилёту в Псков «вдруг» пришла добрая весть из Хабаровска, есть в архиве «Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской империи» – уникальное досье японской контрразведки 1935 года на русских эмигрантов. В 45-м архивы эти бесценные вывезла наша контрразведка.

В руках СМЕРШа
Было в списках и дело Хаджина на 3-х листах, но мне недоступное. Помогли друзья – снова чудо! – Максим Кузнецов из Казахстана, служивший ранее в епархии и доцент кафедры церковно-исторических дисциплин Хабаровской семинрии Зоя Лапшина.
Сама анкета подарила нам море сенсаций: фото молодого Павла, с 1915-го – 123-й пехотный запасной полк, штаб Казанского округа, неведомая мне пока «команда 30-ти» и Кавказский фронт. В революцию, 1918 году, Хаджин – учитель и псаломщик в пермском селе Лобно-Богородск, в возрождаемом ныне шикарном Богородицком храме (следом нашёл Метрики и увидел идеальный почерк Павла). Здесь Августин стал свидетелем восстания крестьян против красных. А уже с 1919 года нёс стоическое служение духовником и подпрапорщиком в Армии Колчака. И только в 1922 году он в Китае, в Маньчжурии, в Дальневосточном Миссионерском обществе при Харбинской епархии, но на жизнь зарабатывал в Русском охранном отряде под Порт-Артуром (Далянь) «сторожем». По убеждению, так однозначно и записано, монархист!
Следом в двух Книгах Памяти с Сергеем Егоровым мы нашли подтверждение слов батюшек: арестован 10.09.45 г. СМЕРШем 6-й гв. танковой армии по ст. №58 «Антисоветская агитация и пропаганда. Организационная контрреволюционная деятельность». На удивление, оправдан. Но через 2 года снова схвачен! Итог – 15 лет Тайшетлага! Надо думать, за Колчака, то самое японское досье в Маньчжурии и то, что монархист?
Однако лишь через 17 лет после смерти, 25.03.1994 года, Павел Хаджин – для нас монах Августин! – официально был признан жертвой политического террора и реабилитирован прокуратурой ЗабВО (РФ от 18. X. 1991г. N1761-I). По факту: на Псковщине старец так же стоически служил с конца
60-х по 1977 год, но с клеймом «враг народа»! Не оттого ли так был оберегаем и уважаем псковскими батюшками? К слову, в деревне Белой нёс служение и Василий Ратьковский – родственник другого нашего героя под Порт-Артуром, Павла Ратьковского – корабельного священника с крейсера «Ретвизан».

Время открытий
Земелька от Креста Колчака привезена и скоро ляжет к Кресту Старца. Теперь адмирал побывает у самого молодого и последнего духовника своей Белой Армии. Круг замкнётся! Пора нам всем восстанавливать историческую справедливость и в отношении опального адмирала Александра Васильевича Колчака. Как минимум, реабилитировать! Уточню: великого русского учёного, мореплавателя, покорителя Северного морского пути.
Сегодня, как никогда, настало время собирать камни: примирять и объединять всех русских, не делить народ на белых и красных, и не делиться самим. Что касается Августина, единственного из духовников, кто вернулся к своему Верховному Правителю, то имя его, уверен, откроет нам и России ещё много тайн!
Олег Константинов,
Псков – Дно – Белая – Иркутск – Ангара – Байкал

P.S. Когда этот номер газеты «КурьерЪ» вышел в свет, пришла весть, что и в хабаровских архивах госбезопасности есть дело на Павла Хаджина, нашего с вами Августина...



подпишитесь на нас в Дзен