Два царя и две святыни: паломники 20 лет спустя по пути Александра III и Николая II

Не все знают, но на псковской земле есть места, увековечивающие и сейчас прославляющие имена российских царей, положивших головы за «люди своя». Как сделать эти святыни более доступными?Так сошлись звёзды, что эта поездка наша выпала на 17 июля – День памяти святых царственных мучеников (убиение Николая II).

Выехали мы от исторического железнодорожного вокзала в Пскове. Именно здесь в 1917 году в Жандармском тупике стоял царский поезд, в котором во времена круговой «измены, лжи и обмана» Государь вынужден был подписать акт отречения. Место это установлено нашим «Губернским автодесантом» ещё 3 года назад, но, увы, остаётся не увековеченным. Ни тебе обещанного для туристов ретро-вагона, ни креста, ни таблички («Станция Псков. 120 шагов до Николая II», газета «КурьерЪ», №49, 2019 г.).

Жаборы и забытая
царская икона

Душа успокоилась лишь в Жаборах, в имении героя Отечественной вой-ны 1812 года Николая АНИЧКОВА, где отец ИГОРЬ встретил нас утром в храме Покрова и проникновенно сотворил для «моих дорогих и хороших» молитву по Николаю II, Александре Фёдоровне, Ольге, Татьяне, Марии, Анастасии и Алексею. Это было неожиданно и символично!
Не все знают, что именно здесь хранится в киоте единственная на Псковщине святыня – икона Николая Чудо-
творца и царицы Александры, посвящённая отцу Николая II – Александру III. Тому, кто пророчески заявил: «У России всего два союзника – её армия и флот, а все остальные сразу же ополчатся против нас, как только появится возможность» (согласитесь, так и вышло – О.К.). Тому, кто 17 октября 1888 года спас в железнодорожной катастрофе на Украине под Харьковом цесаревича Николая и семью, удерживая руками крышу рухнувшего под откос вагона. Святыню эту псковскую бережно хранят послушницы и духовные чада безвременно ушедших отца СЕРАФИМА (Шанькова) и матушки АННЫ (Бутаковой). А лики святых, словно почуяв, что о них вспомнили, улыбались каждому из нас.
Схимонахиня Анна три года назад первой показала мне икону, написанную в XIX веке по инициативе начальника станции «Подсевы» Сергея МОРОШКИНА в честь чудесного спасения царской семьи («Царский Луг и часовня в честь Александра III», «КрЪ», №47, 2019 г.). Икона эта предназначалась для каменной часовни Преображения Господня в соседней деревне Луг, возведённой на порховском тракте по инициативе порховских крестьян во славу царя-миротворца Александра III.
Увы, сейчас от часовни осталось полторы плачущих стены (см. фото вверху). А вот икону каким-то чудом спасли жители и батюшки приходского храма в Жаборах (ангела-хранителя им и их внукам)!

И крепость тоже
нас благословила...

Изменилось ли что за 20 лет наших путешествий в царских владениях? В Порхове нашим проводником стала подвижница Лидия ВАСИЛЬЕВА. Она не только показала уездный город и район во всей красе, но и нашла «лучи света в тёмном царстве».
После «городца на Шелони» Александра НЕВСКОГО, мы заглянули в крепость. Сейчас она возрождается благодаря реставраторам и нашей власти, сумевшей выбить деньги на починку древних каменных стен. 20 лет назад мы не могли об этом даже мечтать. Но в жизни всегда надо верить в лучшее. В подтверждение этих слов над нами низко-низко пролетела пара аистов.
В это время Лидия Тимофеевна рассказывала о Витовте и его литовском войске, обломавшем зубы о порховскую крепость в 1428 году, о взорвавшейся после первого выстрела неприятельской суперпушке «Галке» вместе с пушкарём из Неметчины. А ведь и сейчас такие суперпушки бьют по русским людям на юге России. Ничего не меняется, и снова обломают зубы.

Холомки Гагарина
обрели себя и князя

Свидетелями другого рукотворного чуда паломники стали уже в Холомках, возведённых во времена царствования Николая II первым ректором Политехнического института Андреем Григорьевичем* ГАГАРИНЫМ. С конца 90-х годов мы приезжали сюда на краеведческие чтения вместе с его внуком Андреем Петровичем и только гадать могли в исчезающих искрах ночного костра о лучших временах такого же исчезающего имения. В голодные советские годы усадьба эта приютила колонию литераторов и художников (Мандельштама, Зощенко, Чуковского, Добужинского…), а в наши дни оказалась забытой.
Дело сдвинулось с мёртвой точки, когда порховичи вместе с Лидией ВАСИЛЬЕВОЙ достучались до подвижников в ректорате питерского Политеха. Поезд тронулся, сейчас это филиал университета и туристическая жемчужина Псковщины. Влюбились в Холомки и порховские молодожёны. И это ли не чудо? Приятно, что и нас здесь через 20 лет узнали.

Святая Троица
и Мария помогли

Примеры позитивных изменений мы увидели в имении Дондуковых-Корсаковых в селе Полоное и в Старых Буригах, куда раньше приезжал с Ириной Беняк и паломниками отец Олег ТЭОР из храма Невского. Теперь здесь появились церкви Божией Матери Споручница и святой Троицы. В них проникновенно и стоически служит отец Михаил ОСИПОВ со своей матушкой Мариной. Места эти намоленные и исторические. Доказано жизнью, что после молитв под образами «полонских» святых у бездетных родителей появляются детки. И это, думаю, не случайно.
Именно здесь, в Буригах, во времена Александра III и Николая II, усилиями Марии Дондуковой-Корсаковой (ставшей при жизни праведницей, хотя и не причисленной к лику святых) была создана и успешно работала община сестёр милосердия Марии МАГДАЛИНЫ, принимавшая больных ещё и при Советах, в 70-е годы.
Из чудес: могила Марии в Буригах была утрачена, и божественно проявилась благодаря расцветшим на ней ландышам. В прошлом году ландыши исчезли, словно предрекая тяжёлые времена, но нынче пробились к небу из-под старой кладки. Охранительница Буриг, подвижница Ольга ИВАНОВА, считает это добрым знаком, лучшей памятью о предках и святости Марии.

Бельское Устье –
под куполом Господним

Побывали мы и в Бельском Устье, в храме Вознесения, который стал шедевром российского зодчества, а в 90-е годы должен был исчезнуть. Не представляю до конца как, но сейчас, благодаря государству, храм помолодел и возносится к небесам. Я залез по лесам под самый купол и был потрясён красотой и мощью отреставрированной лепнины.
Мой друг, известный дновский краевед Сергей ЕГОРОВ уверен, что в 1950-е годы советский архитектор Бронислав ХИЛЬКЕВИЧ очень тонко подметил и применил эти же приёмы в убранстве купола дновского железнодорожного вокзала, возведённого в честь победы над фашистами. Правда, теперь купол стыдливо спрятан, хотя у вокзала юбилей, а место напрямую связано с Никола-
ем II. Именно в Дно (у прежнего вокзала) царь ожидал 3 часа председателя Думы Родзянко, перед отъездом в псковскую западню.
Образно говоря, совсем скоро вокзал будет «перезваниваться» в дновском божественном треугольнике с колоколами городской церкви Архистратига Михаила и возведённым через пути храмом Царственных страстотерпцев. Накануне нашего десанта здесь подняли именные колокола. Святыня эта возводится по инициативе и при патронаже наших уважаемых владык – сперва ЕВСЕВИЯ, а сейчас ТИХОНА.

Виделебье
и лик царя

В конце пути мы заглянули в Виделебье, в храм XV века св. Николая – родину Евфросина и Никандра. Весь день ожидавшая нас служительница св. обители Серафима показала на втором этаже келейку-придел Никандра и рассказала, что в храме было видение седовласого старца в чёрной одежде, выходящего из боковой двери алтаря.
В конце общения женщина достала пасхальное яйцо, на котором мы увидели проявившийся человеческий лик и корону. Позже я понял, что это символическое послание нам – 17 июля – от Николая II, его отца и всех страстотерпцев за проведённый с ними день.

Олег Константинов,
Псков – Луг – Жаборы – Порхов – Бельское Устье – Старые Буриги – Виделебье

От автора: не перестаю верить, что все места эти царские и их святыни дождутся своего часа и подвижников.



подпишитесь на нас в Дзен

*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов