Дед Мороз и Снегурочка: откуда они вообще взялись на Руси и когда появились?

Большинству из нас кажется, что эти замечательные персонажи существуют в народных поверьях со времен досюльных. Но это не так! Обожаемые ныне зимние волшебники, герои сказок и детских грез появились в том обличье, в котором мы их знаем, совсем недавно, в XIX веке. Конечно, Деда Мороза можно соотнести

с героями мифов древних славян. Некоторые исследователи склоняются к тому, что прообразом белобородого старика, приходящего к людям вместе с зимней стужей, был Трескун. У него есть много и других имен: Снежный Дед, Карачун, Студенец, Зимник, Морозко.

Так-то оно так, но уж больно отличался персонаж древних сказаний от нашего Деда Мороза! Во-первых, к людям он не питал никакой симпатии. И это еще мягко сказано! Любого, кого встречал на пути, старался заморозить насмерть. Подарков никаких не дарил, это к нему самому нужно было являться с подношениями, чтобы хоть как-то задобрить. Мешок-то у него был, но он в него пойманных ребятишек засовывал и уносил с собой в студеную горницу…

Интересно, что некоторые северные народы и сейчас стараются умаслить старика Мороза – в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки, мясо, выливают вино, чтобы зловредный дух не злился, не мешал охоте, не губил посевы.

Есть также другая версия. В старину верили, что духи умерших не покидают своих близких, помогают им. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала пугающие маски, выворачивала наизнанку тулупы и ходила по домам – колядовала. Хозяева одаривали ряженых едой. Колядующие представляли духов предков. Среди них часто встречался один человек, одетый страшнее всех. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне может быть, что он и есть прообраз современного Деда Мороза…

Согласитесь, как-то не вяжутся эти языческие существа с нашим добрым Дедушкой. Карачун олицетворял собой все опасности, все неприглядные стороны зимы – холод, метели. Прогневишь его – нашлет на тебя злые ветры, засыплет снегом, закует в ледяной панцирь – и следа не останется… Другой Дед, который приходит вместе с ряжеными за угощением, тоже не вызывает особой любви...

С приходом христианства древний суровый дух зимы не ушел из народных сказок, однако приобрел более гуманные черты – стал справедливее, добрее. Хотя остаточные «дефекты характера» в нем все же присутствовали. Вспомните сказку «Морозко»: там грозный Дед довел бедняжку Настеньку до того, что она от холода еле губами шевелила – морозил, дул что есть силы! И при этом все спрашивал: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» Форменное издевательство!

Отметим, что пересказов у этой народной сказки, позже переработанной несколькими писателями, было множество – одних только русских вариантов насчитывается 40. Однако в каждом из них, как бы ни менялся сюжет, обязательно присутствовала эта каверзная фраза властителя зимы. По давнему фильму «Морозко» помнится: понравилась ему Настенька тем, что каждый раз кротко отвечала: «Тепло мне, дедушка, хорошо». Философия тут простая: притесняемые, но стойкие будут вознаграждены за терпение. А заносчивых да злых (вспомните родную дочку Настиной мачехи) ждет жестокая расплата. И если в фильме Александра РОУ суровый Морозко Марфушку просто выгоняет с позором, не дав подарков, то в народных мифах эта злючка «окостеневает» либо остаются от нее «одни косточки».

У Владимира ОДОЕВСКОГО, который первым сделал литературную обработку сказки, Мороз Иванович – это строгий седой старик, живущий в ледяном доме. Туда поочередно попадают и трудолюбивая девушка, и бездельница. Рукодельнице он дарит за работу «брильянтик» для косынки и серебряные пятачки в ведерке. Ленивица же получила «за труды» лишь сосульку. Как видим, никого он не замораживает при всей своей суровости, а просто одну помощницу вознаграждает, а другую отпускает с пустыми руками. Образ привлекательный и поучительный, такую сказку хочется на ночь ребенку почитать. Дату издания книжки Одоевского, 1840 год, можно считать точкой отсчета появления Деда Мороза.

Постепенно колоритного старика с пышной белой бородой городское население стало связывать с Рождеством. И называть его Рождественский (или Святочный) Дед. Он стал восприниматься примерно как Санта-Клаус в европейских странах. Такой же добрый, приносящий всем подарки, награждающий ребятишек за хорошее поведение. Но в отличие от Санта-Клауса, он не был святым и вообще не имел ничего общего с религией. А в сельской местности вовсе не заметили его появления и продолжали праздновать Святые вечера, как и раньше – с гаданиями и колядками.

Широкой публике Дед Мороз стал знаком с 1910 года. И помогли в этом рождественские открытки. Его рисовали в синей или белой шубе до пят, под цвет самой зиме. На голове изображалась шапка того же цвета, также Дед носил теплые валенки и рукавицы. Непременными атрибутами стали волшебный посох и мешок с подарками.

После прихода к власти большевики начали борьбу против «религиозного хлама». В 1929 году запретили отмечать Рождество как религиозный праздник. Понятно, что и Дед Мороз с рождественской елкой также впали в немилость. Даже сказки с его участием были признаны обманом, призванным затуманить головы народных масс.

Только в 1935 году вышло постановление ВЛКСМ о праздновании Нового года. Предписывалось организовать новогодние елки для детей вместо дореволюционных рождественских. Отмечалось, что это прекрасная забава для малышей рабочих и крестьян, которые раньше могли только с завистью смотреть на развлечения отпрысков богачей.

Символика елки тоже изменилась. Это был светский, а не религиозный праздник. Вместо Вифлеемской звезды на вершине лесной красавицы зажглась красная пятиконечная. Дед Мороз же остался таким же добрым дедушкой, приносящим подарки.

Итак, мы разобрались, откуда появился Дед Мороз. Снегурочка же рядом с ним возникла гораздо позже. В древнеславянском фольклоре нет никакого указания на спутницу нашего Деда. Образ Снегурочки был придуман А.Н. ОСТРОВСКИМ. В его сказке она была дочкой Деда Мороза, которая пришла к людям, привлеченная музыкой. После появления оперы Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА Снегурочка стала очень популярна. Иногда она появлялась на елках, но сама по себе, без Деда Мороза.

В 1937 году на елке в московском Доме Союзов она впервые выступила вместе со своим Дедом. Превращение ее из дочери во внучку произошло потому, что веселая девочка или совсем юная девушка была ближе к детям, для которых и устраивался праздник.

В наше время в новогоднем волшебстве принимают участие и другие сказочные герои. Например, Снеговик, появившийся в сказках замечательного детского писателя и мультипликатора Владимира СУТЕЕВА. Он то идет в лес за елочкой на праздник, то водит машину с подарками. Зачастую в сценариях появляются Старички-Лесовички, Братья-Месяцы...

Сам образ Деда Мороза тоже претерпел изменения. Раньше, к примеру, он передвигался пешком или на крыльях метели. Затем его стали представлять на лихой русской тройке. А сейчас в его резиденции в Великом Устюге содержатся и северные олени. Не может же самый добрый Волшебник страны, чьи владения простираются до Северного полюса, давать фору Санта-Клаусу!

По материалам fb.ru, 2semechki.ru, ru.wikipedia.org, log-in.ru



подпишитесь на нас в Дзен