Ручной или машинный ковер? Не промахнитесь в своем выборе!

Ковры изготавливают несколькими способами: ручным, машинным и мануфактурным. Раньше в качестве основного применялся ручной метод. В наше время ему на смену пришло машинное производство. В европейских странах в продаже чаще всего можно встретить ковры машинного изготовления.  

Но истинные восточные шедевры являются творением рук мастера. Шерстяной ковер, который соткан мануфактурным способом, будет служить от 5 до 10 лет, персидский ковер ручной работы - не менее 150 лет.

На сегодняшний день, на российском рынке существует огромное количество предложений по самым разнообразным видам напольных покрытий для покупателей. Различия могут как по внешним характеристикам (материал, цвет, форма, размер, дизайн), так и по техническим свойствам. Мы обратились к эксперту интернет-магазина «ПЕРСО», который специализируется в продаже персидских ковров. Мы попросили ознакомить наших читателей с нюансами и деталями.

Чем отличается ручной ковер от машинного?

Отличия существенны. Это можно легко увидеть на обратной стороне изделий. В ручном ковре концы ниток выглядят как узелки. В изделии, изготовленном на станках, узелки незаметны, так как концы ниток приклеивают к основе.  Кроме того, если ковер соткан мастером вручную, то он будет иметь один рисунок с двух сторон. Цвет изделия и его яркость также будут одинаковыми. Основу ковра при этом очень сложно увидеть, поскольку нити с узелками располагаются очень плотно. Вместо бахромы ручной ковер имеет нити основы. В машинном изделии бахрому просто пришивают.

Подлинные иранские ковры представляют собой до сих пор произведения искусства, но даже в них можно найти недостаток. Это объясняется самой религией, которая считает, что совершенным может быть только Аллах. Поэтому при создании идеального творения мастер просто оскорбит его. Дефектом может быть другой размер цветка или просто асимметричный рисунок. Но в каждом конкретном случае такой дефект будет ярким показателем работы масетра.

Обычно ручные ковры, например персидские, имеют традиционный орнамент и изготавливаются достаточно долго. Но и в современной промышленности можно часто встретить дизайнерские варианты, которые напоминают ручную работу. Они отличаются выраженной геометрией рисунка и использованием звериных мотивов.

Мастера Китая, Турции и ряда других восточных стран, создают свои ковры по готовым картинам абстрактного направления. В них удачно совмещается ручная работа и авангард. Эти изделия давно признаны самыми лучшими на специализированных выставках. Для изготовления дизайнерских ковров могут использоваться самые разные способы. Чаще всего это тафтинг, суть которого заключается в следующем. Первичную основу ковра прошивают ворсом, а с обратной стороны наклеивают латекс. После этого на ковер приклеивают вторую основу. С помощью тафтинга можно выбирать любой цвет изделия, использовать вставки из различных материалов. В результате стоимость изделия получается невысокой.

Сочетание ручного и тафтингового производства позволяет создавать так называемые скульптурные ковры. Нить на основе закрепляется при помощи специального пистолета. Поверхность получается рельефной благодаря выстриганию и меланижированию. В итоге создаются объемные рисунки, которые также иногда украшаются различными вставками.

Для ручных ковров применяются только натуральные материалы, например, шерсть и шелк. Скульптурные ковры изготавливаются только из синтетических ниток. Это объясняет, почему первые стоят намного дороже вторых.

ковер Тебриз

На изготовление одного квадратного метра ковра ручной работы может уйти 3 месяца. К примеру, ковер Тебриз 2х3 м. поступит на продажу через 1,5 года. В то же время станок автоматизированного типа за сутки выпускает 2,5 тысячи кв.м. различных ковровых изделий. Цена авторских ковров чаще всего просто астрономическая. Некоторые изделия имеют существенную добавку к стоимости из-за имени бренда. В 2008 году на нью-йоркском аукционе был продан лот, относящийся к 7 веку, по стоимости более 4 млн. дол. Самым дорогим оказался ковер, изготовленный в 19 веке. Его сделали для дара гробнице пророка Мухаммеда. Полотно ковра из шелка было украшено драгоценными камнями. Причем на каждый кв. м. приходилось не менее 5000 жемчужин. За это шедевр получил свое название – «жемчужный». В 2009 году его приобрели почти за 6 млн. долларов на одном из аукционов.

Большая часть ручных ковров выполняется из овечьей шерсти, так как она удобнее в работе по сравнению с козьей и верблюжьей. Последние виды шерсти трудно окрашивать. Элитные персидские ковры обычно сотканы из шерсти баранов. Они отличаются многими достоинствами:

  • высокая износоустойчивость;
  • отличная звуко- и теплоизоляция;
  • прекрасное сохранение тепла.

Для изготовления машинных ковров применяются синтетические материалы, например, полиэстер, нейлон, акрил. Эти изделия отличаются разными размерами и расцветкой. Их преимуществами является небольшой вес, прочность и легкость в уходе. Синтетические ковры часто имеют в своем составе небольшое количество шерсти, около, 25% или 50%. К ней добавляют синтетику, чтобы повысить износостойкость изделия.

Но у этих изделий имеются и недостатки. Их относительно сложно чистить. Кроме того, синтетический материал может вызвать аллергию.

Ковры из вискозы находятся посередине между натуральными и синтетическими изделиями. Они по своей структуре и свойствам во многом похожи на шелк. Вискозное полотно делают из натуральной целлюлозы. Ковры из этого материала являются отличной имитацией натуральных шелковых ковров, но при этом их стоимость намного меньше.

Какие бывают ковры по технике изготовления?

Различают два вида:

Тканые ковры отличаются тем, что ворс просто вплетается в основу, что позволяет получать цельное изделие. Для уменьшения расхода ниток производят распушивание ворса, поэтому стоимость продукции очень низкая.

Иранские ковры высокого качества отличаются специальной обработкой нитей, в результате чего снижается их электростатический эффект. Также таким способом повышаются его антиаллергенные свойства и изделие приобретает устойчивость цветовой окраски.

Тканые ковры не имеют ворса. К ним можно отнести килимы и паласы. Их легко изготовить, поэтому их стоимость достаточно низкая. У плетеных ковров должен быть ворс. Его высота определяет мягкость ковра и особенности ухода.

Изделия с небольшим ворсом, (от 3 до 7 мм), обычно расстилают в коридорах и прихожих. Ковры с ворсом от 5 до 15 мм идеально подойдут для столовой. В спальню лучше всего положить вариант с высотой ворса больше 15мм.

Ворсовые ковры могут иметь один или много уровней петель. При многоуровневом расположении петель получается рельефный рисунок, который придает ковру большую ценность. От плотности этого ковра зависит напрямую его качество. В изделиях ручной работы на 1 кв. см приходится 900 узлов. Цена ковра зависит от сложности рисунка и ворса.

Также на стоимость оказывает влияние прочность нитей. Самыми дешевыми считаются ковры из полипропилена. Они имеют плотность 150 000 узелков на 1 кв. м. и высоту ворса около 7 мм. Данные изделия быстро электризуются и изнашиваются всего за один - три года. Кроме того, их очень сложно чистить. Войлочные ковры делают с помощью другой технологии. Они выполняют функцию теплого покрытия для пола. Также для этих целей часто применяются ковры из шкур козы или лисы.

Ковры производят в самых разных странах и везде есть люди, чьи работы можно отнести к уникальным художественным творениям. Но можно встретить и имитацию дорогих ковров, в частности, персидских. Для их изготовления применяется бельгийское или немецкое оборудование, но российские шерстяные ковры машинного производства гораздо дешевле импортных. Ковры из Ирана относятся к категории самых дорогих. В нашей стране также есть мастера, которые своими руками из ниток создают произведения искусства.



подпишитесь на нас в Дзен