Когда жителям села Дубровки из Нижнеломовского района со всех улиц будут вывозить отходы ТКО?
В итоге, мы перестали платить. Что делать в такой ситуации? Что нас ждем по закону?»
Николай Фролович, Нижнеломовский район (по телефону)
Отвечает Елена РОГОВА, уполномоченный по правам человека в Пензенской области:
- В соответствии с п. 8 ст.23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за обращение с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами включена в плату за коммунальные услуги.
Согласно п. 148.34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
На основании п.9,13.1 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.
Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы (п. 5 Правил обращении с твердыми коммунальными отходами).
Согласно п. 8.17 этих же Правил в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя на заключение договора и установленные документы в необходимый срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора.
Согласно статье 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», площадки для установки контейнеров размещаются в соответствии с территориальной схемой, должны быть удалены от жилых домов, детских игровых площадок, спортивных площадок и мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
Частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии соглашения, заключенного между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО, и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Таким образом, для качественного оказания услуги по обращению с ТКО заявителю необходимо обратиться в администрацию муниципального образования с заявлением об установлении места накопления ТКО. Администрация, в свою очередь, должна согласовать с региональным оператором схему расположения мест накопления ТКО (контейнерных площадок), а если таковых мест нет, то согласовать места остановки мусоровоза для того, чтобы жители могли вручную вынести мусор. При отсутствии контейнерных площадок жители должны самостоятельно загрузить мусор в пакетах в мусоровоз.
Самостоятельная утилизация ТКО собственниками жилых домов не допускается, поскольку размещение и ликвидация ТКО допускается только на лицензированных полигонах ТКО, которые отвечают всем требованиям действующего законодательства и включены в Государственный реестр объектов размещения отходов.
Коммунальную услугу по вывозу ТБО необходимо оплачивать вне зависимости от того, был ли заключен договор или нет. При неуплате региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием об оплате задолженности по оплате данной услуги.