Армия, собранная вручную
Дмитрий Цаголов воссоздал Бородинскую битву с помощью мха, кофе и пяти тысяч «клопов»
От автора: с 36-летним моделистом и коллекционером Дмитрием ЦАГОЛОВЫМ я встретил в здании бизнес-инкубатора на улице Окружной. Здесь, на первом этаже, по соседству с офисами компаний, ему отвели просторный зал. Большую его часть занимает площадью 15 метров, созданная Дмитрием диорама Бородинского сражения – эпичная, детально воссозданная реконструкция главной битвы Отечественной войны 1812 года, над которой энтузиаст корпел два года. 3 февраля я отправился на встречу с Дмитрием, чтобы увидеть его диораму.
На встречу я специально пришел немного раньше намеченного. Баннер перед входом приглашает на экскурсии, но время – обед, и, кроме меня, здесь никого.
Первое и самое большое впечатление от увиденного – такого количества крошечных пластмассовых солдатиков я вживую, кажется, еще не видел.
– Сколько их здесь? – спрашиваю, когда наконец приходит Дмитрий.
– Около пяти тысяч. В принципе, это не предел. Можно было бы еще «трупиков» подкинуть, но я решил, что все, пора остановиться, – рассказывает он и поправляет, когда я в очередной раз завожу речь о «солдатиках». – То, чем я занимаюсь, правильно называть военно-исторической миниатюрой.
Увлекаться ею Дмитрий начал еще в детстве, когда в магазинах можно было достать только плоские оловянные фигурки красноармейцев. Но тягу к истории и к коллекционированию перестроечный дефицит убить не смог.
– Я родился и вырос в Душанбе. После школы и службы в армии поступил на исторический факультет Славянского университета, но так его и не закончил. В начале 90-х в Таджикистане началась гражданская война, и там реально стало очень опасно. Русские, которых в Душанбе было большинство, уезжали целыми семьями. В 1996-м мои родители перебрались в Россию, а я остался еще на четыре года. Покинул город одним из последних, когда никого из соседей и друзей поблизости уже не было, и уехал в Пензу – сюда после окончания общевойскового училища в 80-е годы попал по распределению мой двоюродный брат, – говорит Дмитрий.
За 13 лет, прожитых в Пензе, он успел сменить массу профессий, от строителя до сотрудника вневедомственной охраны, но моделирование всегда оставалось его любимым хобби.
В 2010 году Дмитрий загорелся идеей создать диораму Бородино. По его словам, он изначально представлял, что работа предстоит колоссальная. Главное было, уложиться за два года, и успеть к 200-летнему юбилею битвы, к сентябрю 2012 года.
– Бородинская тема меня интересовала еще со школы, а тут как раз приближалась памятная дата, и я решился на диораму. Никакого опыта на тот момент у меня не было. Я, конечно, читал инструкции в Интернете, благо в них нет недостатка, но читать – это одно, а делать – совсем другое, – рассказывает Дмитрий, крутя в руках крошечного, сделанного из пластмассы французского солдатика. – Это самые маленькие фигурки, масштаб – 1/72. Мы, моделисты, называем их «клопами». На них-то и ушла большая часть времени и средств (всего, по словам собеседника, на создание диорамы было потрачено около 100 тысяч рублей. – Прим. авт.).
Но для начала солдатиков нужно было еще найти – фигурки приходилось выписывать из зарубежных каталогов, а после – заказывать у отечественных перекупщиков.
– Некоторые модели достать не удалось, а у тех, что мне привозили, была одинаково скучная динамика. Хотелось, чтобы они были в разных позах, а не стояли по стойке смирно, как истуканы. Хорошо, что все детали фигурок съемные, движутся как шарнирах и их можно менять, – Дмитрий показывает целую коробку, где вповалку лежат заготовки – головы, торсы, барабаны. – Дальше я все склеивал и вручную расписывал.
С некоторым недоверием смотрю на крохотную фигурку размером меньше мизинца. Рядовому зрителю это, может быть, незаметно, но специалист отметит определенно – у каждого полка, расположенного на диораме, своя форма. Все исторические детали – вплоть до аксельбантов и кокард – сверялись и перепроверялись по научным изданиям. Для того, чтобы их рассмотреть – по крайней мере, мне – нужно напрягать зрение.
– Вот я их собрал, сижу-крашу, а у самого глаза в кучку, – смеется Дмитрий. – У меня близорукость, поэтому обходился без лупы – мелкие детали вижу как через микроскоп. Это, кстати, у многих моделистов такая профессиональная болезнь. Но главную хитрость я понял не сразу. Акриловая краска на пластмассу ложится плохо, скатывается в комки. Что делать? Я кипятил. Буквально, ставил кастрюлю на огонь, и «варил» в горячей мыльной воде этих солдатиков, которых нашел и купил с таким трудом. Зато после такой процедуры краска наносилась ровным слоем.
Когда примерно 80% всех войск было готово, Дмитрий Цаголов начал работу над макетом Бородинского поля. За основу взял фасадный пенопласт, разметил территорию.
– Я еще только половину диорамы сделал, а она уже в моей комнате не помещалась. Пришлось искать, куда ее ставить. В начале 2011 года, благодаря Валерию Сазонову, директору картинной галереи, она на время перебазировалась в Губернаторский дом. То был самый первый проект, который я почти полностью переделал. Сверился с картой местности и понял, что реки и холмы у Бородино в действительности располагались совсем по-другому, – поясняет собеседник.
Инструкциями профессиональных моделистов Дмитрий не пользовался. Говорит, что для того, чтобы, к примеру, сделать по ним одно дерево нужно два – три дня кропотливой работы. Вместо этого он решил поэкспериментировать с материалами.
– Дерн делал изо мха и кофе, листва на деревьях – крашеные опилки. Взрывы и ружейные выстрелы – это синтипон. Остальное – песок, шпаклевка, лак и несколько литров клея. Над нюансами можно до бесконечности работать. На Западе, например, энтуазисты делают на фигурках пулевые пробоины, оплавляют металл. Но у меня пять тысяч солдатиков, это было бы безумием, – уверен Дмитрий ЦАГОЛОВ. – Точная копия церкви, крестьянские избы и прочие сооружения из ПВХ – работа моего друга и коллеги Сергея Косых. Он же впоследствии помог мне с помещением – в 2012 году диорама переехала в музей кадетской школы, в которой на тот момент он работал завучем. Там я уже завершал свою работу. К сентябрю 2012 года все было готово.
Первыми диораму Бородинского сражения увидели в Заречном. Потом была выставка в Доме народного творчества и небольшой «тур» по Мордовии. Теперь ее постоянная экспозиции – в бизнес-инкубаторе. О том, что это не музей и не галерея, Дмитрий Цаголов не переживает и говорит, что здесь очень удобно, хотя и далековато от центра города.
– В каком-то роде это уникальная работа. Обычно диорамы посвящены какому-то конкретному эпизоду в сражении, а здесь я представил все ключевые моменты боя. Какие-то второстепенные детали не уместились, что-то пришлось немного отодвинуть, но сам план местности воссоздан точно. По нему вполне можно изучать историю сражения – диспозиции войск, основные боевые операции и так далее, – говорит мастер.
На вопрос, решился бы он сделать еще что-нибудь подобное, Дмитрий отвечает несколько уклончиво. В планах у него была крупная реконструкция Золотаревского городища – крупнейшего на территории Пензенской области средневекового поселения, уничтоженного в XIII веке татаро-монгольскими войсками. Макет уже готов, но работу по ряду причин пришлось приостановить
– Сейчас я сосредоточился на оловянном литье – делаю фигурки, правда большего масштаба, нежели пластмассовые «клопы», – говорит он и показывает на витрины в зале. Там стоят в ряд норманны, конкистадоры, польские крылатые гусары, фэнтезийные персонажи, которые пользуются особым спросом у коллекционеров. Некоторые из них раскрашены профессиональными художниками.
– За новинками следите? Что-то заказываете, как раньше, через Интернет? – спрашиваю я.
– Нет, собирать перестал. Теперь я сам их делаю, – отвечает Дмитрий. И мне почему-то кажется, что втайне об этом мечтает каждый коллекционер.
Александр ПОЛЯКОВ, Пенза