В Оренбуржье турагенство не возвращает деньги своим клиентам
«Мы купили тур за границу. В связи семейными проблемами вынуждены были отказаться от отдыха. Наш туроператор отказался отдавать нам наши деньги за путевку, ссылаясь, что этот момент в договоре прописан, и мы согласились с ним, подписав его. Деньги отдали немалые. Что нам делать?»
Анна ШМИДТ, Гай (по телефону)
Отвечает Галина БУЗМАКОВА, сотрудник пресс-службы управления Роспотребнадзора по Оренбургской области:
- При подборе тура следует обратить внимание на условия договора, который вы заключаете с фирмой, и если некоторые условия вас не устраивают, оговорить данные моменты. Фирма, дорожащая своим имиджем, всегда учтет замечания туристов и найдет возможность пойти им навстречу.
Нередко в договоре указываются условия об обязанности туриста выплатить исполнителю штраф в случае отказа от тура. Размер штрафа определяют как в процентном, так и в денежном выражении. Штраф, как правило, возрастает до 80 – 100 процентов, если турист отказывается от поездки в последние дни до начала путешествия.
Основным аргументом для выплаты штрафа туриста в случае отказа от поездки являются условия договорных обязательств турагентства перед туроператором, в которых турагент действительно выплачивает туроператору неустойку и штрафы, в случае, если от тура отказались. Но данные взаимоотношения двух хозяйствующих субъектов не должны распространяться на туриста.
В соответствии со ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» человек вправе отказаться от исполнения договора и оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по этому договору. Права потребителя на односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг определены также в статье 782 ГК РФ.
Если турагентство действительно понесло расходы, связанные с исполнением обязательств по договору об оказании туристских услуг, то оно обязано подтвердить эти расходы документально.