ОГУ: главная задача – приумножить накопленное годами
Не так давно орловскую общественность взбудоражила информация, просочившаяся в СМИ, о создании на базе трех ВУЗов – ОГУ, ОГИЭТ и ГУ-УНПК - Приокского государственного университета. Чтобы выяснить, что на самом деле в себе несет процесс слияния, корреспондент «ОМа» пообщался с исполняющим обязанности ректора Орловского Государственного университета им. И.С.Тургенева Виктором Ницевичем.
- Виктор Францевич, как в данный момент обстоит ситуация с объединением?
- 24 сентября Ученый совет Орловского государственного университета рассматривал вопрос о возможности реорганизации ВУЗа. Ученый совет ОГУ дал свое согласие на присоединение к нашему университету в качестве структурного подразделения ГУ-УНПК, который к этому времени тоже принял соответствующее решение о присоединении к ОГУ. Ходатайство двух вузов о присоединении направлено в Министерство образования и науки РФ. Но официального подтверждения о предстоящей реорганизации пока не получено.
- То есть это инициатива Министерства образования?
- Министерство образования разрабатывает «Программу опорных региональных университетов» и выработало критерии, согласно которым вузы могут подать заявку на участие в ней. Одним из основных пунктов является то, что вуз находится в стадии объединения или уже ее прошел. К реорганизации ВУЗы никто не принуждает. Это добровольно.
- Почему именно Орловский государственный университет стал базовым в присоединении вузов?
- Наш университет проводит уже 85-й учебный год. За это время сложились определенные традиции в методах и подходах к обучению, определенные ориентиры, сильные педагогические коллективы. На это, как вы понимаете, нужно много времени. Путь формирования и передачи образовательных методик, технологий, самого преподавательского духа – длительный процесс. Благодаря этому, классическая фундаментальная система образования нашего университета дает хорошие плоды. Это еще обусловлено и широким спектром реализуемых образовательных программ всех уровней: от бакалавра до доктора наук, обеспечивающих потребности региона. Так, в структуре занятости населения Орловской области наш университет поставляет примерно 70% кадров в различные сегменты. В качестве еще одного аргумента в пользу классического образования можно выделить то, что примерно 5% от общего числа студентов, обучающихся в ОГУ, - иностранные граждане. По этому показателю мы соответствуем ведущим вузам России и свидетельствует о привлекательности нашего университета и в России, и за рубежом. Что получило подтверждение и в последнем рейтинге мониторинга качества бюджетного приема в российские государственные вузы 2015 года, проведенном Минобрнауки вместе с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», опубликованном 3 сентября 2015 года «РИА Новости», согласно которому Орловский государственный университет более чем на 100 позиций выше других вузов г. Орла.
- Если процесс присоединения произойдет, что университет в этом случае теряет? Грозят ли сокращения преподавателям смежных с двумя другими вузами кафедр?
- Динамика выпускников школ постоянно увеличивается. Поэтому, исходя из этого, мы должны заботиться о сохранении профессорско-преподавательского состава. Чтобы подготовить преподавателя, необходимо 10-15 лет. Это колоссальный труд, требующий немало времени и усилий. Сломать можно быстро, а вот на восстановление понадобятся десятилетия. Поэтому процесс должен быть конструктивным, и в основе должно быть бережное отношение к кадрам высшей школы региона.
- Слышала, что студенты ОГУ, помимо учебного процесса, активно участвуют и внеучебной жизни ВУЗа. Так ли это?
- Это действительно так. Наши студенты записываются в различные поисковые и волонтерские отряды, участвуют в акциях, конференциях, форумах, занимаются спортом. Благодаря этому они не только перенимают чей-то опыт, но и открывают новые грани самих себя. Недавно, мы провели студенческий марафон. К нам приехали талантливые студенты от Сахалина до Калининграда. Наши ребята заняли немало первых мест. Также в октябре мы проведем форум учителей сельских школ. Главная задача – привлечь внимание к этой категории учителей. Сельский учитель - это совсем другие требования, условия, другое мышление. Зачастую учителю сельской школы приходится быть универсалом и вести несколько предметов одновременно. Форум еще не начался, а положительные отзывы об этой идее уже есть. Наш вуз, наши студенты, наши преподаватели открыты к общению, к обмену опытом, к взаимодействию.
- Что понимается под качеством образования?
- Его слагаемые: с одной стороны, хорошо подготовленный студент, который способен и мотивирован получить знания, а с другой – хорошо подготовленный педагог, который заинтересован в том, чтобы обучить этого студента. Между ними - образовательные технологии, методы, методики. Существенным элементом в этом процессе является требование работодателей к будущим специалистам и выпускникам. Поскольку они не указываются, современным вузам приходится производить работу в одностороннем порядке и решать, по какому пути образования вузу идти – классическому или прикладному.
- В чем различие между классическим и прикладным образованием?
- Прикладное образование востребовано в определенное время или на определенный период. ОГУ для себя 20 лет назад избрал путь классического образования. Это наш ориентир. Для специалистов практически любого направления деятельности нужны фундаментальные знания, которые и дает классическая система образования. При этом необходимо, помимо теории, применение полученных знаний на практике. Практика - это основа прикладного образования. Но для полноты необходимо взаимодействие всех возможных элементов образовательного процесса. Особенно это важно для медицинских работников: они должны иметь как фундаментальное классическое образование, так и прикладное. Но в основе процесса получения знаний должна находиться именно классическая система. Сохранение этого вектора в будущем будет, наверно, разумным и приоритетным направлением.
- Иногда можно услышать, что выпускники, выходящие из стен орловских вузов, плохо обучены, имеют пробелы в знаниях и навыках. На ваш взгляд, так ли это?
- Процесс обучения – взаимный процесс. Для того, чтобы освоить предлагаемые образовательные стандарты нужно иметь серьезную мотивацию. Если студент пришел за «корочкой», то это не совсем та мотивация, которая способна его настроить на получение знаний. Отсюда и уровень качества образования студента. Как можно научить человека, если он не желает учиться и познавать что-то новое? Можно, конечно, его принудить, но вряд ли из этого выйдет что-то стоящее. У студента должна быть, прежде всего, тяга к процессу познания и видение смысла в этом познании. Конечно, и педагоги должны постоянно расти. Ведь педагог – ориентир для студента.
- Что является приоритетным в развитии вашего вуза?
- Направлений много: это и реализация приоритетных направлений науки, и развитие дополнительного непрерывного образования на всех уровнях, и повышение уровня международной академической мобильности ученых и студентов.
- Если мы уже заговорили о науке, что является сейчас наиболее актуальным среди исследований ваших ученых?
- В центре внимания ученых вуза исследования по приоритетным направлениям развития науки и техники: в области нанотехнологий и наноматериалов, технологий распределенных вычислений и систем, технологий производства программного обеспечения, технологий мониторинга прогнозирования состояния гидросферы, рационального природопользования, технологий снижения риска и уменьшения последствий природных и техногенных катастроф, геномных и постгеномных технологий, технологий биоинженерии, биомедицинских технологий жизнеобеспечения и защиты человека, здоровьесберегающих педагогических технологий. Конечно, мы работаем на всю страну, но отдаем приоритет потребностям региона.
- Кстати, об ориентирах. Какие ориентиры, по Вашему мнению, стоит избирать в качестве основных в процессе реорганизации?
- Присоединение вузов многих страшит, так как подобного на орловской земле не было. Но, если обговорить и выработать четкие цели, будет намного понятнее и спокойнее. Главная задача в этом процессе лично для меня - сберечь кадры и приумножить существующий потенциал. Я думаю, в этом заинтересован каждый из руководителей вузов, а значит, мы имеем общие цели. Необходимо, чтобы процесс присоединения проходил открыто и наименее болезненно для высших учебных заведений. Повторюсь, приобретая что-то новое, важно не потерять годами накопленное старое.