Об изъятии земельных участков в случае их ненадлежащего использования
Обеспечение рационального и эффективного использования земель является основной целью и задачей правового регулирования земельных отношений, в связи с чем, Земельным кодексом Российской Федерации в отношении собственников земельных участков и лиц, не являющихся таковыми, установлена обязанность по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием.
Неисполнение таких обязанностей чревато для нерадивых собственников и пользователей земельных участков привлечением к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следует отметить, что административная ответственность предусмотрена не только за нарушение требований земельного законодательства, но и за неустранение в установленный предписанием об устранении нарушения земельного законодательства срок выявленного правонарушения.
Право собственника земельного участка или его владельца, не являющегося собственником, признанного виновным в ненадлежащем использовании земельного участка, а также в невыполнении в установленный срок законного предписания уполномоченного органа об устранении нарушений земельного законодательства, может быть принудительно прекращено, ввиду ненадлежащего использования земельного участка.
До 6 сентября 2013 года изъятие земельных участков у их собственников или владельцев, не являющихся собственниками, было возможно только на основании решения суда.
Вступивший с 6 сентября 2013 года в силу Федеральный закон от 07.06.2013 № 123-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) изменил порядок изъятия земельных участков, но только тех, которые предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения и праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду ненадлежащего использования земельных участков.
В соответствии с новой редакцией статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно при ненадлежащем использовании земельного участка, а именно при:
использовании земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
порче земель;
невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;
невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Статьей 54 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по вышеуказанным основаниям осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания).
Со дня вступления в силу Федерального закона № 123-ФЗ у данного правила появилось исключение. Так, земельные участки, предоставленные на праве постоянного бессрочного пользования, до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, федеральным государственным унитарным предприятиям (за исключением созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных им государственных унитарных предприятий), государственным унитарным предприятиям субъектов Российской Федерации или муниципальным унитарным предприятиям, могут быть изъяты на основании решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Перечень уполномоченных органов, а также порядок принятия ими решений об изъятии данных земельных участков, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 № 821, согласно которому подобное решение принимается на основании поступивших из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного земельного надзора, копий следующих документов, заверенных должностным лицом этого федерального органа исполнительной власти:
- предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства;
- акт проверки выполнения землепользователем предписания об устранении выявленного нарушения;
- иные документы, связанные с результатами проверки выполнения указанного предписания.
Следует отметить, что Правила принятия уполномоченным органом решения об изъятии земельных участков вступают в силу с 1 января 2014 года, следовательно, до этого срока все решения об изъятии земельных участков, включая земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования, при их ненадлежащем использовании, принимаются только в судебном порядке.