Его величество танец

29 апреля весь мир отмечает международный день танца. У простых обывателей танец ассоциируется с чем-то грациозным, нежным и воздушным, с этакой ритмической поэмой, которая может без слов сказать о самом главном. И только истинные знатоки этого вида искусства знают, сколько труда стоит за кажущейся легкостью движений, сколько сил и эмоций нужно потратить, чтобы постичь искусство хореографии. ОГИИК: здесь учат танцевать Одна из старейших и известнейших в России - кафедра хореографии ОГИИК. Она была образована одновременно с основанием вуза, тогда еще Орловского филиала Московского государственного института культуры, в 1972 году. Поэтому нет ничего удивительного, что первый преподавательский состав составляли именно его выпускники. С тех пор прошло более 40 лет, но некоторые, самые именитые и заслуженные профессора, трудятся здесь до сих пор. Николая Ивановича Заикина знают, пожалуй, все, кто, так или иначе, связан с хореографией. Он – ведущий специалист в области русского танца, дважды лауреат премии «Душа России», республиканских и международных фестивалей народного творчества, кавалер ордена «Дружбы», член правления Международного Союза любителей хореографического искусства и Союза концертных деятелей России, входит в Ассоциацию народного творчества при ЮНЕСКО. Перечислить все его звания - страницы не хватит, да это и не нужно: главное, что у Николая Ивановича до сих пор есть силы и желание передавать свои умения ученикам. Всю свою жизнь он отдал кафедре хореографии ОГИИК, заведовал ею с 1977 по 2004 год. Бок о бок с ним все эти годы работала его жена, профессор Надежда Александровна Заикина. Сегодня она – опытный и терпеливый наставник молодых преподавателей. Лауреат республиканских и всесоюзных фестивалей народного творчества, член Союза концертных деятелей России Надежда Александровна награждена знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре», и ей есть что передать молодому поколению, как на практике, так и в теории: вместе с мужем они написали не один десяток книг и пособий по русскому танцу. Вот уже более 30 лет на кафедре работает и профессор Людмила Владимировна Антропова, десятилетиями закладывавшая и укреплявшая лучшие ее традиции. Что касается остального педагогического состава хореографов, то он, в основном, сплошь выпускники ОГИИК. Ныне проректор по творческо-исполнительской деятельности, заслуженный работник культуры РФ Ирина Михайловна Фоменко возглавляла кафедру с 2004 по 2011 год. Сейчас работой кафедры руководит Светлана Альбертовна Щекотихина, тоже выпускница Орловского филиала Московского государственного института искусств и культуры. Окончив вуз с отличием, она, как и подобает хорошему руководителю, прошла путь от простого преподавателя до доцента кафедры. Достигнув определенных высот, Светлана Альбертовна стала балетмейстером одного из лучших театров страны - «Свободное пространство».На кафедре случайных людей нет: каждый из преподавателей искренне предан любимому делу, его величеству танцу. Здесь родилась и выросла целая плеяда талантливых педагогов, самые яркие из которых остались в стенах родного вуза передавать свои знания другим. Вот уже более 20 лет преподает хореографию Лариса Бухвостова, занимается проблемами сохранения и развития русского народного танца Ирина Степанченко, обучают современным тенденциям в этом виде искусства молодые педагоги Константин Гладышев и Владимир Сергиенко, успевает совмещать педагогическую деятельность с должностью заместитель декана факультета художественного творчества Наталия Фетисова. Преподаватели кафедры хореографии особенные. Они не только умеют виртуозно владеть своим телом, но и писать научные труды. Учебники регулярно издаются при поддержке администрации института. Для них хореография – это не профессия, а образ жизни. Педагоги-хореографы с удовольствием и без остатка отдают себя своим студентам, а взамен получают заряд молодости, энергетики, энтузиазма, а самое главное, новые, неординарные решения, которые с каждым годом все больше и больше пополняют багаж кафедры. От истоков – до современности В своей работе хореографы стараются обязательно охватить все направления хореографии, но основное внимание все-таки уделяют, незаслуженно забытому в последнее время, русскому танцу. С этой задачей вот уже более 30 лет успешно справляется ансамбль «Радуга», не раз становившийся лауреатом многочисленных международных фестивалей, коллективы «Берегиня», «Колесо», «Ватага» и «Возрождение», сохраняющие образцы русского танца, создающие стилизованные номера, пропагандирующие его малые формы. Педагоги сетуют, что сцены заполонила эстрада, а наш, красивый, исконно-русский танец, сегодня не востребован и забыт. В этом плане нужно что-то менять, уверены они, причем на государственном уровне. Но от веяний времени никуда не денешься, а потому современным тенденциям в хореографии уделяется немалое внимание. В ОГИИК их прекрасно отражает экспериментальная лаборатория современного танца «Другое движение» под руководством молодого педагога Владимира Сергиенко. Представлено на кафедре и самое высокое из всех направлений хореографического искусства – балет. Его танцоры постигают с помощью педагогов Людмилы Антроповой и Надежды Заикиной, а администрация института всячески их в этом поддерживает. Недавно, например, специально из Москвы балеринам привезли профессиональные пачки: удовольствие дорогое, но, если преподавать хореографию по всем правилам, необходимое. Да и вообще, преподаватели-хореографы отмечают, что в институте созданы все условия для их успешной работы: чего стоят только прекрасные хореографические классы, или новый концертный зал. Руководство института понимает, что танец – искусство зрелищное, и без соответствующих костюмов здесь не обойтись. Да и поездки на конкурсы и фестивали затрат требуют. Но, как бы не было финансово трудно, деньги на это у администрации вуза находятся. К танцу в ОГИИК всегда относились уважительно и своими талантами гордились. А когда есть, чем гордится, то почему бы и другим не показать, хоть в России, хоть за ее пределами. Проблемы и планы На кафедре хореографии ОГИИК знают, как вырастить настоящего танцора и любят это делать. В каждого из 80 студентов преподаватели вкладывают душу и силы, буквально «лепят» его своими руками. Все и вся здесь находятся в постоянном развитии, открываются новые специальности, изучаются новые предметы… На кафедре делается все для того, чтобы дать студентам максимальное количество знаний по всем направлениям хореографии. Но педагоги сетуют: количество часов по специальным дисциплинам с каждым годом уменьшается, нередко они исчезают совсем. Ушел из обязательного обучения французский язык, на котором основана вся терминология танца, такие предметы, как анатомия и грим. Чиновники от образования не прислушиваются к мнению специалистов, а они, в свою очередь, видя качество обучения по сокращенным программам, стараются преподавать так, как того требует танец: на пределе сил и возможностей. Сегодня педагогам-хореографам области катастрофически не хватает деятельности научно-методического центра, который помогал бы им в работе. Курсы повышения квалификации проводят преподаватели кафедры хореографии ОГИИК на базе факультета повышения квалификации, но учебное заведение не может взять на себя координацию всей работы хореографов области, здесь нужна помощь центра. В этом плане хореографы завидуют соседним областям, и терпеливо ждут, когда и на Орловщине что-нибудь изменится. А пока – упорно трудятся и приучают к труду других. Ведь занятия танцами – это ежедневное, комплексное, физическое и духовное, развитие. Несмотря на кажущуюся легкость, они таят в себе большие нагрузки, выдержать которые не каждому под силу. За легкостью движений стоит громадный труд. Потому и студенты этой кафедры, как и преподаватели, особенные. Их характеризует увлеченность, желание работать над собой, подвижность и неутомимость. Да, профессия хореографа сегодня не самая престижная и высокооплачиваемая, но возможность заработать у танцоров есть всегда. Сегодня много коммерческих трупп, школ искусств, хореографических студий, без профессионального хореографа не обойтись ни в одном сценическом действе. И пусть в России воспитание средствами искусства пока развито не достаточно, ОГИИК вот уже 40 лет поставляет на это поприще высококвалифицированные кадры, которые не уходят в другие профессии, а посвящают свою жизнь хореографии. Выпускники института работают в разных странах мира, в дальнем и ближнем зарубежье и, конечно же, по всей России: от Хабаровска до Калининграда. Они танцуют в ансамбле Игоря Моисеева, хореографическом ансамбле русского народного танца «Березка», хоре им. Пятницкого и военных ансамблях, являются гордостью коллективов Америки, Италии, Франции и Португалии. Однажды начав танцевать, они уже не могут остановиться, и всю свою жизнь выписывают па, заражая этой любовью к движению других. Для них прекраснее танца нет ничего на свете, они преданно служат ему, получая взамен возможность сказать о самом главном языком жестов, без лишних слов и суеты.


подпишитесь на нас в Дзен