Достучаться до сердец
Вернувшись на родину, в село Троицкое Орловского района, пенсионерка решила построить храм на месте разрушенной святыни.
В Троицкое я каждый год езжу по грибы, уж больно много их там: лисичек, белых, маслят… В один из последних приездов мое внимание привлекла масштабная стройка, увенчанная большим деревянным крестом. Заинтересовавшись, стала расспрашивать, кто, да что строит. Выяснилось, начато строительство храма, а инициатива в его воздвижении принадлежит местной жительнице, Марии Тимушевой.Эту пожилую женщину знает, пожалуй, каждый в округе. Кто-то относится с пониманием, кто-то с уважением, а кто-то, посмеиваясь, крутит пальцем у виска: шутка ли, затеять такое дело - строительство храма! Чтобы строиться сегодня – миллионы нужны, а тут не политик, не олигарх, не шоумен - обычная пенсионерка… Но Марии Тимушевой нет дела до этих пересудов: три года назад она засучила рукава и, помолясь, принялась за строительство Свято-Троицкой церкви.
С божьей помощью
- Я была уверена: главное — решиться, а Господь — поможет, - признается она. – Мне казалось, что с божьей помощью я преодолею все трудности, смогу обойти все препятствия. Иногда на меня накатывало такое отчаяние, что опускались руки. Но я говорила себе, что делаю нужное дело. Господь дает человеку столько испытаний, сколько он может выдержать. И я чувствую, что у меня еще есть силы.Мария Михайловна имеет в виду не только духовные силы, но и физические. Она сама валила лес и выкорчевывала деревья, расчищая площадку под строительство, сама разгружала кирпичи, таскала песок, помогала рыть фундамент. Параллельно с этим училась общаться с орловскими строителями на понятном им языке, вникала в тонкости строительства, чтобы контролировать их работу. А мужики-односельчане, поплевывая семечки, смотрели на старания пожилой женщины с усмешкой. Женщины судачили: «Что-то медленно идет строительство!», но помочь в его продвижении желания не выражали.
Раньше на Руси церкви строили всем миром. Кто не мог пожертвовать деньгами, помогал своими силами. Тимушева была уверена: так будет и сейчас. Вот соберутся они все вместе, и возведут в селе Троицком прекрасный храм. В 2010 году обошла все инстанции и службы, оформила кучу разрешений и согласований, официально зарегистрировала религиозную организацию. На это ушел год. А параллельно отправляла письма во все концы: начиная от российских СМИ, заканчивая крупными фирмами и предприятиями. Первыми ответили из патриархии: мол, денег нет, ищите спонсоров. Из областной и городской администраций ответ тот же. Кому она только не писала: Путину и его жене Светлане, Миллеру и Прохорову, а орловских бизнесменов и не перечесть. Да только мало кто выражал желание жертвовать на благое дело. Чаще пенсионеры присылали несколько сотен рублей с пенсии, чем богатые люди с многомиллионных доходов.
- Пыталась в торговом центре «РИО» ящик для пожертвований повесить – так выгнали меня оттуда, - чуть не плача говорит Мария Михайловна.
– Пришла к председателю колхоза – тоже отказал. Хоть иди по миру с кружкой.
Не думала она тогда, что так сложно будет достучаться до сердца русского человека. Душа болела, что дело не движется с места. Выход один – взять кредит. Брала 100 тысяч на пять лет, вернуть придется 150. Ежемесячно платит со своей пенсии три тысячи, остается семь, но и они уходят туда же - на стройку.
- Мне многого не надо, - говорит она. – Наряды мне не нужны, питаюсь овощами с огорода, есть куры, овцы. Ближе к лету попытаюсь еще один кредит оформить, чтобы дело пошло веселей.
Пока же дело движется не особо споро. В 2010-м удалось собрать всего 49 тысяч рублей, в 2011-м- 147 тысяч, в 2012 – 128 тысяч, а в прошлом и того меньше – 71 тысячу. Для строительства церкви это – капля в море. Сметная стоимость храма с внутренним убранством составляет пять миллионов рублей. И это без настенной росписи. Сначала Мария Михайловна планировала построить его из панелей – вышло бы намного дешевле. Но старец Илий, когда к нему обратились за советом и благословением, высказался в пользу кирпичного варианта. Церковь нужно строить на века, пояснил он.
«Зачем тебе это нужно?»
Мария Тимушева приехала в Троицкое из Сыктывкара в 2004 году, вернулась из республики Коми на родину. Сначала купила квартиру в городе, но вскоре поняла, что без хозяйства и огорода пятерых детей не прокормить. Переехала в село в маленький однокомнатный домик с разрушенной верандой, которую потом достроила сама. Живет в нем и до сих пор.
- Первый мой вопрос был, когда я приехала сюда: «А где же церковь?». Я с детства привыкла в храм ходить, жизни своей без этого не представляю и не понимаю, как люди могут жить, детей растить без веры в бога. Когда узнала, что таковой нет, очень удивилась. Село большое, старое, не может быть, чтоб в нем храма не было. Стала поднимать архивы. Узнала, что церковь здесь была еще в XVIII веке. Вот тут-то и пришла ко мне мысль, возвести церковь заново. Сначала просто мечтала об этом, как о чем-то несбыточном, потом стала просчитывать все варианты, думать, как это сделать. Поездила по другим деревням, в которых тоже своими силами возводят храмы, узнала, с чего начинать, и, наконец, решилась.
- Многие спрашивают: «Зачем тебе это нужно?», - сидя под образами, говорит она. – Ведь и так небогато живешь. Но разве можно сравнивать духовные богатства с материальными? Для русского человека вера всегда была на первом месте. И если люди обосновывались где-то всерьез, строили поселение, то в первую очередь возводили храмы. Сейчас наступило сложное для России время: люди отстраивают себе огромные дома и забывают о церквях. Посмотрите в глубинке, в опустевших, заброшенных деревнях стоят огромные храмы. А ведь раньше они были полны прихожан. То же и в городе: каждый свободный метр стараются застроить домами на продажу. Это и есть показатель ценностей современного общества.
Марию Михайловна уверена: духовная связь поколений, многие века опирающаяся на христианские традиции и заповеди, не должна прерываться. В противном случае у России нет будущего. По христианским заповедям она вырастила и воспитала пятерых детей, четверых собственных и оставшуюся без родителей племянницу, троих внуков. И все они стали достойными людьми.
С верой и надеждой
Зимой Мария Михайловна тоже без дела не сидит: бегает по инстанциям, сдает отчеты в налоговую, пенсионный фонд, юстицию... Это отнимает немало времени, денег и сил. А стройка пока стоит. Денежных поступлений нет никаких. Кирпичи, аккуратно сложенные возле стройки, тают на глазах: растаскивают местные жители. Но Мария Михайловна не ропщет. Она уверена: время, когда на Руси начнут возводить всем миром храмы, придет. А пока – молится: за себя и за всех нас. За себя молиться проще: знает, чего у бога чего просить, за других – сложнее: нужно проникнуться их бедами и чаяниями, и не лукавить. С каждым днем это сделать все сложнее.
Справка «ОМ»:
В 1734 году в селе Троицком функционировала церковь Святой живоначальной Троицы. Вначале она была деревянной, к 1860 году преобразилась, стала каменной. Деньги на ее строительство выделил местный помещик – гвардии штаб-ротмистр Василий Семенович Xитрово. Когда грянула Октябрьская революция, новая власть приспособила храм сначала под склад, потом под клуб. Немецкие оккупанты разместили в нем свой штаб. После их изгнания полуразрушенное и выгоревшее изнутри здание местные жители разобрали на стройматериалы.