Мне навязывают «добровольное» страхование – скажите, я должна платить?

Получаю в почтовые ящики квитанции, где мне предлагают заплатить за страхование квартиры. Но я не хочу ничего страховать, эти услуги мне не нужны. Родственникам в другом районе тоже присылают такие бумажки. Скажите – это правомерно? Нас хотят обмануть? Светлана Б., Нижний Новгород. 

ОТ РЕДАКЦИИ: «Проспект» обратился за ответом в пресс-службу управления Роспотребнадзора по Нижегородской области. Вот что ему там ответили: 

- Последнее время распространилась недобросовестная практика управляющих компаний по включению в платежный документ за оплату жилищно-коммунальных услуг жителям многоквартирных домов платы за добровольное страхование квартиры. При этом у жителей отсутствуют фактические договорные отношения со страховыми компаниями.

В почтовые ящики жильцов раскладываются «информационные письма», содержащие оферту (предложение заключить договор страхования имущества). После чего на следующий месяц приходит квитанция на оплату ЖКУ, уже содержащая строку «добровольное страхование». Если потребитель не заметит и оплатит все услуги, указанные в квитанции, то считается, что гражданин согласился с предложенными условиями договора страхования и после оплаты соответствующего счета договор считается заключенным.

Роспотребнадзор относит данный факт к нарушению принципа свободы договора, связанного с самостоятельным выбором потребителем страховой компании, что является навязыванием услуги, свидетельствующим о нарушении прав потребителей и пункта 2 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Сбор платежей за добровольное страхование не входит в число услуг, оказываемых управляющей компанией по договору управления многоквартирным домом и подлежащих оплате потребителями. Заключение договора страхования и оплата указанных услуг является правом собственников жилых помещений. Но для этого должно быть принято соответствующее решение на общем собрании собственников жилых помещений многоквартирного дома (далее – МКД).

Такой позиции придерживается и Верховный Суд РФ. Руководствуясь ст. 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 153, 154 ЖК РФ, положениями Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, суд РФ указал, что информация об оплате услуг добровольного страхования не входит в перечень сведений, подлежащих включению в платежный документ. Управляющая компания, предоставляя информацию в счете-квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг по строке «услуга добровольное страхование» определенной страховой компании, выходит за рамки своих полномочий, предоставляемых ей собственниками помещений МКД. Указанная практика не связана с осуществлением деятельности по договору управления МКД и нарушает принцип договора, связанный с самостоятельным выбором потребителем страховой компании. Это является навязыванием услуги.

Роспотребнадзор рекомендует потребителям внимательно просматривать все услуги, указанные в платежном документе, чтобы в дальнейшем это не превращалось для них в финансовые потери.



подпишитесь на нас в Дзен