Кому не нравятся видеорегистраторы?
В Госдуме предлагают запретить выкладывать в Сеть записи с данных устройств, так как они «лишают права на частную жизнь»
Глава думского комитета по информполитике Алексей Митрофанов предлагает запретить размещение записей с видеорегистраторов в интернете, поскольку это нарушает право граждан на частную жизнь.
«Вопрос о выкладывании (записей с) видеорегистраторов и так далее — это отдельная тема. Мы, наверное, должны поговорить, что это прямое нарушение Конституции, статьи 24 — право на частную жизнь. Это проблема, которую мы должны рассмотреть отдельно», — подчеркнул политик.
Митрофанов полагает, что публикация подобных роликов без спроса тех, кто в них фигурирует, недопустима и оскорбительна.
Инициатива вызвала негативную реакцию российских экспертов. Например, председатель Московского областного регионального отделения Общественного движения "Комитет по защите прав автомобилистов" Алексей Дозоров считает, что идея Митрофанова в случае превращения в закон будет нарушать права граждан:
"Каждый может получать и распространять информацию, если это не запрещено законом. В Интернете ничего ограничить невозможно. Единственный выход - просто закрыть Сеть, выход на YouTube. Никаких запретов быть не должно".
Вице-президент Федерации автовладельцев России (ФАР) Алексей Сухоруков полагает, что запрет на размещение записей видеорегистратора нужен, прежде всего, самим депутатам.
"Скорее всего, основным мотивом предложения запретить выкладывать записи видеорегистраторов в интернете является то, что очень часто наши депутаты попадают под око тех самых регистраторов, когда они занимаются действиями, мягко говоря, не очень этичными", — говорит Сухоруков. Он не считает, что публикация записей в интернет-среде нарушает право на частную жизнь. Как раз наоборот, запрет такой публикации нарушает права граждан, убежден он.
Первый зампред думского комитета по конституционному законодательству, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков назвал заявления Митрофанова вредными и необоснованными и отметил, что систему использования видеорегистраторов, например, в качестве доказательства совершения какого-либо правонарушения необходимо развивать.
«У человека есть право на жизнь, и оно должно превалировать над эфемерным правом частной жизни, о котором говорит Митрофанов»,- сказал Лысаков РИА Новости, отметив, что право на жизнь, в том числе, можно обеспечить с помощью объективной фиксации нарушений на дорогах.
«То, что он (Митрофанов) предлагает, это ересь. Мы, наоборот, будем развивать эту систему. Нужно создавать портал, на который граждане выкладывали бы свои записи с регистраторов, а Госавтоинспекция мониторила бы эту базу»,- сказал парламентарий.
Он отметил, что сегодня на сайте ГАИ можно размещать такие записи, однако, чтобы принимались административные меры, пользователь должен оставить свои личные данные. «Многие боятся это делать, опасаясь, что в дальнейшем те, против кого размещается эта запись, могут их найти. Вот здесь надо личные данные защищать. Вот где Митрофанову непочатый край работы»,- сказал Лысаков.
По его словам, если высказанное Митрофановым предложение будет законодательно сформулировано, то законопроект будет отклонен.
Отметим, что Россия, по данным экспертов, один из мировых лидеров по количеству пользователей видеорегистраторов. И зачастую эти приборы помогают в расследовании преступлений.
Так, в январе этого года инспекторы ГИБДД разыскали водителя, который в Чите сбил школьницу и скрылся с места происшествия.
После того, как в средствах массовой информации прошло сообщение о данном ДТП, один из очевидцев предоставил видео со своего видеорегистратора. Благодаря нему удалось определить марку и номер автомобиля. Инспекторы ГИБДД установили личность водителя. Им оказался пенсионер 1937 года рождения. Мужчина пояснил, что девочка выскочила на дорогу из-за стоящей справа машины, и попала под колёса его авто. Самому же водителю горел разрешающий сигнал светофора. Мужчина остановился, попытался окликнуть девочку, которая, поднявшись, побежала дальше. Растерявшись, он снова сел за руль и покинул место происшествия, не сообщив о случившемся в полицию.