В древнем святилище в Камбодже ученые нашли точное изображение динозавра

Как точное динозавра изображение могло оказаться на стене древнего кхмерского храма Та Пром во времена, когда про существование доисторических ящеров никто не знал?.. Около двух десятилетий тому назад археологи занимались расчисткой барельефов храма Та Пром возле Ангкора в Камбодже. В числе множества

других рисунков на стенах их внимание особо привлек один.

Это был «портрет» существа, поразительно напоминающего стегозавра (род позднеюрских травоядных динозавров). То есть животное, которое вымерло 145 миллионов лет назад, когда не было не только храмов, но и людей.

Та Пром переводится как «предок Брахмы». Этот храм не то чтобы уникален – он лишь один из ста подобных комплексов, которыми славилась Кхмерская империя. Она раскинулась на этой местности и существовала с IX по XV века. Сам же этот храм Та Пром кхмеры построили в XII веке нашей эры. Это богатый и почитаемый монастырь, в котором служили около 12 тысяч монахов.

Ангкор же переводится как «священный город». В тех местах вообще вся топонимика отсылает к богам и храмам. Во времена своего расцвета Ангкор был самым крупным городом в мире. Более миллиона кхмеров жили здесь, этот первобытный мегаполис раскинулся на 200 квадратных километров среди непроходимых джунглей.

В XV веке империю завоевал Сиам, и местные храмы пришли в запустение. Некоторые из них, как и саму столицу, разрушили завоеватели. Лианы оплели храмовые стены, мхом покрылись статуи и колонны. Лишь считанное число буддийских монахов осталось здесь в качестве хранителей древних святынь. Ангкор и местные храмы были полностью забыты, и цивилизованный мир заново открыл их лишь в XIX веке, когда здесь появились первые белые путешественники в пробковых шлемах.

Не станем подробно останавливаться на особенностях архитектуры Кхмерской империи, хотя сейчас сотня храмов включена в список Всемирного наследия Юнеско. Гигантские каменные блоки их стен скреплены без малейшего использования цемента, по принципу замка, с филигранной подгонкой, но исследователей интересует не это. Особого их внимания заслужила резьба, которой покрыта каждая из плит храмовых комплексов.

Храм Та Пром не выделяется чем-то особым среди других. Он построен из такого же песчаника, как другие местные постройки, сохранился не очень хорошо. Буйная растительность джунглей, разрушающая даже камень, не пощадила его. Более знаменитым, чем другие храмы, его сделал фильм «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» с Анджелиной ДЖОЛИ, который здесь снимали. Теперь Та Пром так и называют «храмом Анджелины Джоли». И почти в то же самое время, в начале 2000-х годов, это место прославилось своим «динозавром».

Версия, что доисторические рептилии могли дожить до наших дней в сырых и душных джунглях Юго-Восточной Азии, не нова. Местный климат более всего напоминает условия Юрского периода. Да и драконам в этом регионе поклоняются неспроста, уверены некоторые.

Версия номер два гласит, что в древности местные жители могли находить кости доисторических чудовищ и по ним «дофантазировать» их облик довольно близко к тому, как его представляет современная наука.

Разумеется, обе эти версии стоят друг друга. Первая основана на чисто умозрительной концепции: ни одного динозавра в джунглях пока еще не поймали. Не менее фантастична и вторая версия: ученые совсем недавно освоили науку восстанавливать облик древних ящеров по костям. Да и то периодически их исследования подвергаются пересмотру, как это произошло в случае с тираннозавром, которого недавно палеонтологи «одели» в перья всоответствии с новейшими научными данными. Разве могли древние восстановить внешний вид рапторов близко к реальности, не имея всего багажа знаний, накопленного человечеством за последующие столетия, и компьютерных технологий?

Даже первооткрыватель стегозавра, который обнаружил его хорошо сохранившийся скелет в 70-х годах XIX века, не сумел верно «собрать» этот древний конструктор. Он уложил спинные пластины, словно черепицу кровли. И название «стегозавр», которое в связи с этим дали находке, по сути, означает «крышезавр». Из этого вроде бы следует, что даже если древние кхмеры вдруг нашли бы скелет стегозавра, они вряд ли смогли бы восстановить его внешность.

Остаются две строго материалистические версии: или это подделка, мистификация, с большим искусством созданная на стене храма, или это никакой не стегозавр, а совсем другое животное, которое из-за неумелости древнего скульптора совершенно случайно приобрело характерные «динозаврические» черты.

Изображение на барельефе, конечно, напоминает стегозавра, но с некоторыми важными оговорками. Череп каменного животного куда крупнее, чем это было в действительности: при огромной многотонной туше стегозавр обладал маленькой головкой и мозгом размером с грецкий орех.

Нет и другой отличительной черты этого вида динозавров – огромных шипов на хвосте, грозного оружия этого зверя. А что, если и на спине у животного с барельефа не пластины, а какой-то другой элемент? Например, листья растений на заднем плане, которые хотел изобразить не очень умелый автор сего шедевра?

Исследователи воспользовались фотошопом и стерли пластины. Что же получилось? Животное стало похоже на кабана либо носорога, то есть на существующие и сейчас виды. Может, это они и есть? Ведь рядом полно изображений обычных зверей: мартышек, быков, серн, псов.

Несколько похожая история случилась с одной из картин XVI века, принадлежащей кисти Питера БРЕЙГЕЛЯ. Если поискать информацию об этом на просторах Интернета, то до сих пор можно найти кучу псевдонаучных статей, авторы которых рьяно доказывают, что Брейгель нарисовал динозавров. Ну, может, их самих в те времена уже и не было, но уж люди-то про них точно знали, и только потом некие фальсификаторы истории договорились везде писать, что динозавров открыли в XIX веке!

При взгляде на картину Брейгеля каждый хотя бы немного знакомый с палеонтологией человек и впрямь увидит… бронтозавра! Ну никем иным не могут быть эти огромные четвероногие звери с малюсенькой головой на длинной шее и большим сильным хвостом.

Бронтозавр – слегка устаревшее название гигантских четвероногих динозавров-зауроподов. Сейчас в научной среде принято называть его апатозавр, что означает «обманчивый ящер». Длина этой махины по уничтожению растительности составляла до 22 метров, а вес – до 15 тонн. 157-146 миллионов лет назад эти гиганты бродили по отмелям рек и пожирали всю зелень, до которой сумеют дотянуться.

На картине Брейгеля изображены силуэты подобных животных, знакомые нам с детства по книжкам и фильмам. Да еще и оседланные, с наездниками на спинах! То есть их использовали в качестве ездовых животных! Подобное просто не укладывается в голове. Однако картина Брейгеля подлинная, она известна давно и достаточно подробно описана еще в том же XVI веке.

Однако придется разочаровать всех конспирологов, верящих, что пирамиды построили пришельцы, а средневековые рыцари ездили в крестовые походы на динозаврах. Дело в том, что мир человека как в Средние века, так и в последующие эпохи Ренессанса и Реформации был очень узок. Большинство людей никогда не путешествовали, а о таких вещах, как обыкновенная фотография, и речи не было. И художники, никогда не выезжавшие за пределы Европы, просто не могли почерпнуть информацию откуда-либо еще, кроме устных рассказов бывалых людей. То есть если живописцу необходимо было изобразить какого-либо экзотического зверя, которого он никогда не видел, ему не оставалось ничего иного, кроме как сделать это по словесному описанию. Рисуешь картину на восточную тему, где фигурируют верблюды – значит придется изображать их со слов паломников, пришедших с Востока (или по немногочисленным запискам путешественников).

Да, вы уже догадались – на картине «корабли пустыни», с детства знакомые нам по обертке конфет «Кара-Кум». А как их еще мог изобразить Брейгель, никогда не видевший этого животного? Только так, по «словесному портрету» в какой-нибудь рукописи: длинная шея, горб на спине. Становится ясно, почему наездники так спокойно сидят на спинах «чудовищ», ведь верблюды для того и предназначены.

Но вернемся к камбоджийскому феномену. Итак, кто же это – обычный «современный» зверь, только нарисованный неумело? Ряд комментаторов отстаивают версию, что это всего-навсего хамелеон – просто автор, мол, не научился как следует владеть резцом.

И всё же не похож камбоджийский динозавр на хамелеона. При взгляде на эти пластины любой, кто когда-либо видел изображение стегозавра, вспоминает о нем. Это вам не верблюд! Нельзя полностью отметать гипотезу, что в камбоджийских джунглях мог бродить некий доисторический ящер. Ведь, говорят, встречали же казаки из отрядов Ермака в Сибири самого настоящего живого мамонта…

По материалам tursputnik.com

Фото - depositphotos.com / KhunTa

 



подпишитесь на нас в Дзен