Дело бандформирования из Великого Новгорода выходит на финишную прямую

На скамье подсудимых находятся Сергей Сергеев, Сергей Заботин, Андрей Козлов, Андрей Орлов, Валерий Рыбаков. По ходатайству обвиняемых, дело рассматривается с участием коллегии присяжных заседателей.
Двое из этих людей – Сергеев и Орлов – в прошлом уже были осуждены за убийства, и в данный момент отбывают наказания, назначенные судами. Сергеев признан виновным в расстреле предпринимателей Валерия Дюкарева и Дмитрия Никифорова и 3 августа 2015 года Новгородским областным судом приговорён к 22 годам и 9 месяцам лишения свободы. Приговор Орлову вынес Новгородский районный суд: 20 марта 2019 года за убийство предпринимателя Сергея Данилова ему назначено 9 лет и 10 месяцев колонии строгого режима.
Остальные были взяты под стражу после возбуждения этого уголовного дела. По имеющейся информации, импульсом к расследованию преступлений, совершённых в «нулевые», стала явка с повинной, а впоследствии заключение соглашения с прокуратурой о сотрудничестве одного из криминальных лидеров Новгородчины тех лет Алексея Неука (сам он отбывает 23-летний срок за организацию поджога «Агентства недвижимости №1» в 2005 году).
По версии следствия, все, кто находится сегодня на скамье подсудимых, входили в банду Андрея Петровского, известного в Новгороде под кличкой Реча, который в пору разгрома пресловутого «бандитского заповедника», в конце 2008 года, покинул Россию и, по имеющейся информации, в настоящее время находится на территории Украины. По сей день он числится в федеральном розыске.
В свою очередь, группировка Петровского входила в криминальное сообщество, во главе которого в те годы стоял Николай Кравченко, известный под прозвищем Коля Бес (покончил с собой в киевском СИЗО в январе 2014 года, после того как было удовлетворено ходатайство об его экстрадиции в Россию), и была ему подотчётна.
По итогам расследования уголовного дела пятерым участникам группы Петровского вменяются убийства двух предпринимателей: владельца помещений бывшего завода «Волна» Юрия Куприянова (расстрелян в Великом Новгороде 21 июля 2002 года) и лесозаготовителя Виктора Крылова (расстрелян неподалёку от деревни Скит Демянского района 27 января 2005 года).
Убийство Куприянова было одним из самых громких преступлений «нулевых». Средь бела дня к магазину на улице Фёдоровский ручей, где закупался предприниматель, подъехал мотоцикл с двумя людьми. Они подождали, когда Куприянов выйдет из магазина, а потом тот, который находился на позиции пассажира, открыл огонь на поражение. От огнестрельных ранений мужчина скончался на месте преступления.
Хотя у того расстрела были очевидцы, никто из них не мог рассмотреть лиц преступников: их скрывали мотошлемы с затонированными стёклами-визорами. Но уже в те годы высказывалось предположение, что убийство носит «коммерческий характер». В среде предпринимателей многим было известно о том, что Куприянов сдал помещение «Волны» в аренду сети «Эльдорадо», занимающейся реализацией бытовой техники. И это входило в противоречие с интересами Петровского, у которого был свой магазин бытовой техники – «Эксперт». Поскольку ассортимент «Эльдорадо» был намного богаче, а цены – ниже, организация в Новгороде такого магазина входила в явное противоречие с интересами Петровского. Спустя некоторое время после убийства Куприянова сожгли и сам магазин «Эльдорадо». Конкурент был устранён. В Великий Новгород сеть вернулась по прошествии более пятнадцати лет.
Сегодня в убийстве Куприянова обвиняются Козлов и Сергеев. По версии следствия, Козлов сидел за рулём мотоцикла. Стрелял по Куприянову Сергеев. Пули попали в грудь, живот и голову, не оставив ни единого шанса на спасение.
Второе убийство, которое вынесено на суд присяжных, – расстрел лесозаготовителя Крылова, совершённый 27 января 2005 года неподалёку от деревни Скит Демянского района, где находилась делянка предпринимателя.
Следствие пришло к выводу, что Петровский, бизнес-интересы которого простирались и на лесозаготовительную отрасль, руками «братков» решил устранить конкурента. Есть данные о том, что члены группировки Рыбаков и Орлов приезжали к Крылову на дом и передавали ультиматум. Но согласиться с их условиями тот отказался.
После чего в Демянский район, на двух машинах, отправились четверо: Сергеев, Заботин, Рыбаков, Орлов.
Гособвинение полагает, что, дождавшись на неприметной лесной дороге автомобиль Крылова, из машины, за рулём которой сидел Орлов, вышел Заботин с обрезом охотничьего ружья в руках и произвёл два прицельных выстрела: в грудь и в голову – насмерть.
В автомобиле Крылова находились двое сыновей предпринимателя: одному было 16, другому только что исполнилось 18 лет. Их преступники не убили. Но, как полагает сторона обвинения, не из соображений гуманизма, а лишь потому, что обрез был двузарядным, и обе пули выпущены по самому Крылову.
Когда об убийстве сообщили в полицию, подростки указали марку и цвет машины, на которой подъехали преступники. Но ни машина, ни убийцы тогда найдены не были.
По словам гособвинителя Георгия Жукова, уйти безнаказанными бандитам помогла уловка, характерная для тех лет. Подъехав к месту преступления на машине, которая «засветилась» в момент убийства, потом преступники доехали до точки, где в другой машине их ждали сообщники – Сергеев и Рыбаков – и пересели в их автомобиль. На нём, не фигурировавшем ни в каких сводках, все четверо добрались до Великого Новгорода.
В ходе следствия Сергеев давал признательные показания по делу, но к его завершению отказался от них, заявив, что оговорил себя. Этой позиции он остался верен и на судебном процессе. Прочие обвиняемые свою вину в инкриминируемых преступлениях не признали.
Тем не менее сторона обвинения полагает, что вина всех пятерых доказана полностью.
– Свои показания дал и Алексей Неук, доставленный из Владимирской области, где он отбывает наказание, – рассказал государственный обвинитель Георгий Жуков. – Будучи человеком, приближённым к Кравченко, он был в курсе всех криминальных событий, происходивших в области в те годы. В ходе нынешнего допроса он рассказал, что был осведомлен о каждом из убийств, вменённых участникам группы Петровского. Более того, по его показаниям, уже после того, как Петровский и Кравченко бежали из России, он ездил к ним на Украину, чтобы обсуждать новгородские дела. В ходе одной из поездок, кстати, было принято решение об убийстве предпринимателя Дюкарева, который отказался платить за «крышу». Напомню, виновным в этом преступлении признан Сергеев. Кроме Неука, изобличающие показания дали и двое членов его группировки, которые сейчас являются фигурантами другого уголовного процесса, который тоже идёт в Новгородском областном суде.
Свои показания дал и один из сыновей расстрелянного предпринимателя Крылова. По словам Георгия Жукова, несмотря на прошедшие годы, он безоговорочно узнал Орлова, сидевшего за рулём автомобиля, на котором преступники приехали для расправы с предпринимателем. С опознанием человека, который непосредственно произвёл выстрелы, было сложнее. Свидетель попросил людей, сидящих на скамье подсудимых, закрыть верхнюю часть лиц (в момент расстрела киллеры были в вязаных шапочках). Когда те это сделали, мужчина указал на Заботина: «Это он».
После того как представители стороны обвинения огласили своё видение событий, участие в прениях приняли адвокаты и сами подсудимые. Все они остались на прежней позиции: вину не признают.
Предполагается, что на следующей неделе судья Татьяна Пархомчук обратится к присяжным с напутственным словом, после чего они удалятся в совещательную комнату, чтобы вынести вердикт по делу.
Алексей КОРЯКОВ,
Великий Новгород
Источник фото: автор