Чудеса на болотах: Голубушка и Васильюшки Рдейские первыми предсказали войну и свою погибель

Непроходимые топкие Рдейские болота – лёгкие планеты, а одинокая забытая обитель - её душа. Сегодня настало время соединить вместе разрозненные факты о народных заступниках и об этом древнем потаённом экологически чистом месте, находящемся на стыке псковских и новгородских земель

ОТ АВТОРА: не секрет, что учёные называют моховые болота лёгкими земли. Прошло более 23 лет, как мы с друзьями впервые прилетели в бывший Рдейский Успенский монастырь вместе с великолукскими и псковскими пилотами. Потом добирались до этого полуострова только по болоту, но небесного восторга меньше не стало.

С Рдейской обителью связаны имена апостола Андрея ПЕРВОЗВАННОГО, Иоанна КРОНШТАДТСКОГО, патриархов НИКОНА, ТИХОНА и местночтимых святых, которые официально пока не прославлены. Жаль, что никто из современных защитников монастыря об этом толком не задумывался.

Кратко про обитель

Рдею сравнивают с Китежем. В описании 1859 года есть надпись с креста иконостаса Успенской церкви. «Лета 7200 (1692) марта 10 поставлен Животворящий Крест в обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, рекомые РДЕЙСКИЕ, на месте идеже водружен руками преосвященного КОРНИЛИЯ, митрополита Великаго Новгорода и Великих Лук водрузися».

Строительство пустыни связано с именем Никиты Васильевича ТОРОПЧЕНКОВА и настоятеля Спиридона ГОЛОХВОСТОВА. Первый храм в камне был Успенским (1710), но в 1764 году монастырь упразднили, через 16 лет храм сделали приходским, переведя затем приход в Наволок.

Судьба нового каменного собора на 750 человек объединяет Старорусского купеческого сына Александра Андреевича УСИНИНА, московского купца и храмоздателя Александра Николаевича МАМОНТОВА (уже ослепшего и потерявшего ушедшую от него жену), автора проекта академика КАМИНСКОГО, архитектора БОРЮТИНА и иконостасных дел мастера ЗАХАРОВА. Освящён храм 19 сентября 1902 года.

 

Рдея была очень любима народом, но революция разогнала монахинь, а храм закрыли в 30-х годах. О былом величии 8-купольного собора напоминают: кованые, некогда вызолоченные через огонь, решётки, иконостас из белого веницианского мрамора и остатки польской плитки. Пока монастырскую дорогу не поглотило болото, божественный кафель власти мигом вывезли для общественной бани в Поддорье, а штукатурку исписали безбожники. Позолоту с куполов и Крест, как подчеркнул писатель Марк КОСТРОВ, содрали и плавили геологи, обследовавшие в рдейском болоте запасы торфа. Когда с золотом не вышло, вместо сброшенного креста повязали красное знамя, но ветры Рдеи его сорвали. И это было не первое чудо унижаемой обители.

Дорога, окуни и маяк

Наша читательница Нина Васильевна вспоминала в 2010 году про довоенную добротную дорогу, которая шла из Кокачево: «И никто в болотах тогда не тонул». Про этот же путь сказала и Надежда Павловна АЛЕКСЕЕВА:

– И молились, и крестились, и отпевались мои предки в родной Рдее. До монастыря в Кокачево шла копаная дорога, шириной в одну телегу. А с обеих сторон плескались озёра!

В начале наших экологических десантов мы ездили в Рдею и через Кокачево, а парапланеристы летели, но путь оказался в разы сложнее. Пилоты не находили обитель, а вездеходы ломались и застревали. Зато мы узнали про насыпную узкоколейку, которая шла в болото, и с ней воевал Марк Костров.

– А окуни какие были: вкуснее не сыщешь! – вспоминала Нина Васильевна. – Акации в монастыре росли, яблони... Помню, и маяк был. Нас, детей, в лодке к нему на экскурсию возили.

Племянник, за два года до нашего общения, привёз читательницу на могилы предков. От ШапкОво и Кокачево не осталось ни одного дома! Ничего не узнать. Даже ограду на кладбище сожгли, и Нина Васильевна долго плакала.

– Дочка с вами ездила, я её и спрашиваю: крест-то на соборе есть? А она не посмотрела наверх. И так мне захотелось в Рдею, аж душа заболела.

Могу порадовать, пусть и потомков рдейцев: мирской затворник Сергей РАДЧЕНКО с друзьями из Руссы и Холма перебрали сломанную геологами центральную луковку на соборе и установили «горящий золотом» Крест. Он снова виден издалека! Не иначе как Боженька и Ангелы помогли.

Об ангелах – устами внуков…

Но я обещал вам об открытых нами за эти годы чудесах и праведниках рассказать.

– С историей храма тесно связана судьба Голубы (Любы), – подчеркнула в 2010 году журналист Марина КАРПОВА из Дно. – До войны тут жила одна молчаливая женщина и молилась за всех. Предсказала войну и свою мученическую смерть. За доброту и тихий нрав её вспоминают, как Голубушку. Под куполом собора можно рассмотреть крылышки Ангела, а кто-то видит и сам лик со следами от пуль.

Не сомневаюсь, что Голубушка молилась на эти фрески. Был расстрелян и образ Христа, но его я уже найти не мог.

– Потомки рдейцев передают из уст в уста историю блаженной Голубушки, – продолжила в своём очерке в том же 2010 году новгородская журналистка Ирина КОКОРКИНА. – С каждым новым рассказчиком появляются новые подробности, которые порой противоречат друг другу, но в принципе это не так важно. Считается, что Голубушка жила в (свечной) келье монастыря. Но за то, что во время войны привела немцев, местные партизаны якобы отрезали ей грудь, расстреляли или повесили в храме. Голубушку звали Любой.

Но самые верные, на мой взгляд, это воспоминания очевидцев, Веры АНИСИМОВОЙ. Её мы «случайно» встретили в обители в 2010 году. Гостья рассказала о своей матери Нине Васильевне, которая лично видела и слушала ГОЛУБУШКУ. Упустить такого случая мы не могли, и моя коллега Ирина Кокоркина связалась с бабушкой, благо та жила под Новгородом. По сей день, считаю, это самое главное духовное открытие!

 

– Рдея всё время зовёт к себе; когда началась война, мне было 14 лет, до 1943 года я жила в Кокачево, – рассказала по телефону Нина Васильевна СЕРГЕЕВА. – Голубушку я видела 12-летней девчонкой, и её помню. Она показалась мне высокой, вроде не толстая и не худая. Была родом из ШапкОво и даже к моему деду приходила – грамотный он был, читал. Ходила и я в монастырь, когда ещё церква деревянная до 1938 года там была, да и крестили меня в ней. Колокол очень большой и звучный, в 300 пудов, висел на колокольне. Как забьют – за 12 вёрст слышно.

И ещё Крест с собора далеко был виден!

– Помню, у нас в Кокачево пряли шерсть, Голубушка руками показывала на прялку и плакала: «Не пряди, сядь и сиди. Гореть всё будет! Война начнется, фу!». Потом на себя показывала: «А меня – пух!». Знала, что убьют, так и вышло. Партизаны нашли её в соборе, издевались, изнасиловали и застрелили. Деревенские как узнали, тут же пошли и похоронили. Где точно? Не знаю. У собора. В 1942 году это было!

Со слов Нины Васильевны, в Поддорском партизанском отряде воевал брат Голубушки из ШапкОво.

– Имя брата и фамилию Голубушки я не знаю, и родню не видела. А сама себя с трудом называла сквозь звуки «г-г-г… Голуб-Голуба». Все же звали её Голубушкой. Немая она была, хотя от рождения говорила. Какой-то пророческий сон ей приснился (может про войну?), и… всё! Замолчала. Только руками показывала и звуками «г-г-г…» изъяснялась. Когда власть укоренились, в монастырь перебралась. Правда, перед этим у Васильюшки на Сапожке жить пыталась, но он женщин не пускал.

Устами подвижника

Говоря про Голубушку, не могу не вспомнить самого страстного болотного жителя, писателя Марка КОСТРОВА (журнал «ЮНОСТЬ», 1991 г. №3).

«Стоит Рдейский монастырь на песчаном полуострове, и всё ещё прочно, несмотря на 70 лет господства атеистов. Внутри советую выбрать не Алтарь, где пастухи и туристы жгут костры, а келью Голубушки. Конечно, придётся убрать костыли, вбитые в стену, на которых партизаны распяли блаженную. У монашенки после того, как монастырь переделали в хлев для колхозных нетелей, сохранилась с дореволюционных времён странная привычка: питаться, хоть раз в месяц, белым хлебом. Немцы и поймали её на эту приманку. Блаженная дважды указывала фашистам за батон, где прячутся партизаны.

О костылях и распятии на стене – полагаю, легенда. Зато последняя весточка о Голубушке – из 1961 года, деревни Ратча (бывшее Аракчеевское поселение – на том конце Рдейских болот). Речь о высокой женщине в пальто, какой она и запомнилась читательнице Нине СЕРГЕЕВОЙ, только кушак очень уж странный…

– Вьюжный февраль. Дверь без стука распахнулась и входит женщина в драповом пальто в заплатках, подпоясана колючей проволокой. Сама высокая-превысокая, лик чёрный. «Дай поесть!» Не дожидаясь, к столу бросилась, хватать стала горстями хлеб, сало, мёд… В рот запихивает, давится...

Хозяин вытолкал странную гостью в метель на улицу. Она стучалась во второй, третий дома… А наутро, когда всё затихло, из-под снега торчала рука в штопаной-перештопанной варежке.

– Женщина, по слухам, сбежала в войну из плена, сажала под лопату меру ржи на одном из островков и одичала. Другие говорили про сумасшедшую с дурдома. Третьи – что это Голубушка из Рдейского монастыря, – всё со слов Марка КОСТРОВА.

Очень горевали ратчинцы, и путников больше не выгоняли. Сейчас в деревне никого не осталось – как бы я мечтал там побывать. Маловероятно, что это Голубушка. Но не мне одному хочется верить, что блаженная чудом выжила и 20 лет пряталась по болотам. Хотя строки о Голубушке – лучшее подтверждение народной любви.

Устами будущего монаха Диодора

В 2007 году Голубушка тоже дала о себе знать: в «Комсомолке» (не только «КрЪ» любит Рдею) прошёл репортаж о бывшем байкере Юрии КЕРНАЕВЕ.

– Как-то я громко пел в храме, вижу: зайчик и пропрыгал мимо меня в алтарь, а потом в келью Голубушки, – рассказал отшельник. – Долго там побыл, потом выскочил вон. И я понял, что лучшего места для жилья мне не найти.

Внутри, со слов газетчика «КП», иконки, книги, стол, буржуйка. Вот и всё убранство бывшей свечной. В войну здесь жила последняя насельница монашка Люба, Голубушка. В келье на стене её распяли партизаны – женщина по неведению навела фашистов.

– Из стены этой народ гвозди выковыривал и хранит, как святыню. Правда или нет, не знаю, я тут недавно, – заметил Юрий КЕРНАЕВ.

К слову, самого Юрия Второго я хорошо знаю, как Юрия Первого (по фамилии НЕТКАЧ), которого искали в 90-е бандиты, но он в 2008 году утонул, ещё знаю трудника белоруса Сергея РАДЧЕНКО. Украинец Юра Второй долго прожил в Рдее, но уехал на Соловки, на духовную родину Зосимы и Савватия. Там его постригли в монахи под именем ДИОДОРА (богослов). Защитница Рдеи Любовь Масленникова дважды видела Юру на Соловках, побывал он и на Афоне, помнит Рдею, Голубушку и молится за обитель.

Сейчас мирской затворник Сергей хранит там инструмент, не очень веря в рассказы о келье старицы, мол, «слишком холодное, стоическое место». Хотя, по словам новгородца и фотомастера Александра КОЧЕВНИКА, который снимал Рдею с неба, и Сергея бережёт Рдея, однажды весной он сильно занемог от укуса клеща. Все перепугались, были уверены, что энцефалит, – обошлось – белковая аллергия, а может, чудо. Сергей 18 лет живёт в Рдее и много чего хорошего для неё сделал.

Праведник и его святой Сапожок

Островок Васильюшки называют Сапожок или Васильюшкина Гряда – это напротив обители, дорожка к нему раньше шла кругом озера.

– Когда-то там жил Васильюшка Первый, и чудеса всякие творились, – поведала нам в 2010 году Нина Васильевна СЕРГЕЕВА. – Перед войной поселился Васильюшка Второй. Домик стоял, часовенка. Голубушка приходила, но он её прогнал, после она в монастыре поселилась.

Ещё пожилая читательница рассказала, что родом из Кокачево, из купеческой семьи, что был у них каменный дом с лавкой на первом этаже, но в советское время власти устроили свой магазин.

– Бабушка оставалась очень набожной. Своих пятерых деток всегда возила на молитву в Рдею. Даже в 30-х годах ходила к Васильюшке и как-то раз спросила: «А не грех дочке купца в колхозе работать?». На что старец ответил: «Плохое делать, Таня, грешно, а работать – греха нет». Убили немцы Васильюшку Второго нашего.

От себя добавлю: в годы войны Васильюшка не побоялся объявить пришедшим к нему фашистам – через кокочущего петуха и отрубленную его голову – кто победит в этой войне и что будет за эти сказанные слова. Немецкий офицер точно вскипел, и застрелил Васильюшку. По преданию, Голубушка похоронена недалеко от кельи, могила Васильюшки – на Сапожке.

А теперь слово 82-летней читательнице Надежде Павловне АЛЕКСЕЕВОЙ (Великие Луки, ул. Дьяконова). Эти откровения мы услышали тоже в 2010 году. Речь о силе Рдеи и чудесах.

О мёртвенькой дочери молились в обители

– В 1928 году летом в деревне Кокачево Холмского района родилась моя мама Мария Николаевна, и родилась мёртвенькой! Вынесла малышку Татьяна в клеть и пошла в монастырь за 10 вёрст. Молилась истово Николе Чудотворцу (один из приделов носил его имя). Подходили люди, спрашивали, и она не скрывала горя. Вернулась домой, а «мёртвенькая» доча в клети кричит. Ожила после молитв! Так появились моя мама, потом и я. Рдея не раз спасала семью. И в войну, когда живьём жгли народ (бабушка Таня с малыми детьми просто отстала), и в голодные годы.

 

Чудеса продолжаются

Жили тогда в намоленном Красном (Тёмном) Бору, где первая церковь «ушла» под воду в болото, а вторую, срубленную без гвоздей, разобрали ироды на амбар. В родном Кокачево тоже был храм, но сгорел, а построил его в 1915 году последний настоятель Рдейского собора Иван БЕЛОЛИКОВ.

Основатель псковского клуба парапланеристов Мирон АНТИПОВ тоже обязан Рдее. Будущий подвижник приехал сюда, когда сломал на Соколихе ноги, но после поездки, на удивление врачам, вскоре поправился и стал летать.

– И я много нового узнал об обители и Голубушке, – подчеркнул в 2010 году в репортаже для ПАИ пскович Андрей СПИРИДОНОВ. – Это и старинная традиция угощать паломников в воскресные дни и церковные праздники рдейской ухой из огромного чана. Это и судьба последнего духовника (Ивана Белоликова. – О.К.), скрывавшего белогвардейцев до 30-х годов. Но остались и тайны: главный собор почему-то стоит алтарём на север, нарушая все православные каноны.

Хороший вопрос! Лично я думаю, что алтарь на Север связан с Соловками, святыми Зосимой и Савватием, в честь которых и был поставлен первый храм. Что до Ивана БЕЛОЛИКОВА – то он стал мучеником. После Рдеи служил в Руссе, в храме иконы Старорусской Божией Матери. Но в 1938 году батюшку арестовали, и он получил по полной: за «белогвардейцев», за «Ордежский монастырь» (даже не уточняли, так и записано). Расстрелян и лежит в Левашовой пустоши.

Простому смертному к Васильюшкам не добраться, но я рискнул (здесь и зимой не замерзают бездонные промоины).

Крест на островке

Жили на Сапожке два праведника, соблюдали запреты. В 2018 году, благодаря экс-мэру Холма Анатолию КОВАЛЕНКО, я вышел на бывшего лесника, обладателя снегохода Артёма АКИМОВА (его отец, Анатолий Михайлович, первым срубил в Рдее беседку для паломников). В Пскове, в память о подвижниках, ученик талантливого, безвременно ушедшего кузнеца Евгения ВАГИНА, коваль Сергей ВАСИЛЬЕВ сковал Крест. Освятили его Антоний РЕХЛОВ и Андрей ТАСКАЕВ прямо в пути. Рано утром нас встретил затворник белорус Сергей Радченко, не удивился десанту к  Васильюшке.

– Лет 10 назад сам туда ходил и в прошлом году был, – заметил Сергей. – Раньше ещё просматривались гряды, где Васильюшка сажал рожь, а сейчас всё заросло, нашёл лишь заплывший колодец.

Мы долго плутали вокруг, пока я не услышал от Артёма: «А вот и Васильюшкин Сапожок!». Впереди увидел ершистый ёжик с летящими в небо соснами. Лепота! Обошли гряду с востока на запад: длина – метров 250, ширина – под 40. Осенью здесь видели медведя, мол, в отсутствие старцев, мог и залечь. Повезло, не залёг!

По острову проходит водораздел, ручьи и речки – по правую руку – впадают в Шелонь, а по левую – в Ловать. Вокруг высоченные кусты вереска, ветки со странными кольцами. С берёзы на нас смотрела чья-то голова (см. фото слева вверху). Оказалось – чага. Как объяснял мне рдеец и друг Юрий СТАРОБИНЕЦ, грибы такой формы появляются там, где весной плачут берёзы. Это сколько же пролито слёз по Васильюшкам или старцами по нам, грешным? Такие наросты я встречал в родном Синозерье, где взорвали храм. На взгорке Артём нашёл  колодец, а я, по осевшему снегу, – основание избушки Васильюшки.

– Всё верно, с южной стороны, отсюда и солнце, и тепло, – подтвердил Артём. – Предки мои тоже жили в Кокачево и Высоком. Говорили, что Васильюшка тихо ходил босиком в любое время года и молился над всеми потерявшимися и уснувшими на болоте.

Не исключаю, что так делали оба Васильюшки. Где была часовенка – гадать не стали. Для Креста выбрали сосну у колодца. Ни один гвоздь не согнулся, да и иконка Евфросиньюшки Полоцкой пригодилась. Прочитали «Отче наш», приложились. Артём сказал, что привезёт сюда сына (у него 5 детей).

– А за крест переживать не стоит, – заметил проводник. – Злых людей Рдея на Сапожок не пустит.

Раздался надрывно-гортанный крик. Оглянулся – никого. Разумом понимаю – птица, но душа говорила, что старцы подают знак, приняли. Дорога обратно шла, как по маслу, открылся чудный вид на храм. В Сретенском храме успели на поминовение, и я отдал отцу Антонию Рехлову список рдейско-гледенских монахинь, зачем-то взятый на гряду (сейчас только понял – в нём нет ни  Васильюшек, ни Афанасьюшки, который был первым из праведников, жил там в землянке, умер в 1852 г.  и предсказал появление женской обители, ни Голубушки. – О.К.). Уже дома заметил на карте, что Васильюшкин остров – как оберег от врагов и похож на сапожок из сказки, которым поддавали под зад всякой нечисти. Ведь именно здесь нашёл свою погибель транспортный самолёт фрицев.

О чём мечтается?

О Поклонном Кресте Голубушке в Рдее и голубце-часовенке Васильюшкам на Сапожке – чтобы было лучше творить молитву за Рдейский край.

Дедовичские поисковики из «Бригады-60» подарили мне найденную в землянке Партизанского края икону Казанской Богоматери, а умелец из Вехно сделал оклад. Не сговариваясь, назвали казанскую икону Партизанской Божией Матерью и передали у обелиска Партизанскому Обозу в Рдею (см. фото верху). Думаю, в знак покаяния перед Голубушкой. Так надо!

И ещё о чудесах: пропавший было чугунный рельс 1877 года, что стоял рядом у демидовского котла, нынче проявился с другой стороны храма, но стал в два раза больше. Ранее вернули в Рдею увезённую в баню плитку, и следом в Поддорском храме обрели рдейскую икону. Ещё был случай, когда находившийся при смерти новгородец попросил у питерского помощника Рдеи Валерия помощи: «В юности вместе с братом украли из иконостаса мраморные тумбы и спрятали. Совесть мучает. Снятся. Помоги!». Долго искал пропажу – нашёл за каменной оградой два белых столба и принёс в храм. Мужик, узнав, заплакал слезами счастливого человека. Чудны твои дела, Господи!

В обители на болотах услышал такие вещие слова о людях, чьи сердца и души всегда будут рваться в небесный и бескрайний Рдейский край: «Человек, он ведь не от макушки – до пяток, он – от головы до неба». Лучше, согласитесь, не скажешь.

 

Рдею вернули на… «доработку»

Актуальный в последний год вопрос о присвоении Рдейской обители федерального или областного статуса памятника культуры, отложен до лучших времён, а сам документ возвращён в Великий Новгород. Об этом стало известно 11 марта.

– Акт государственной историко-культурной экспертизы по отношению к Рдейскому Успенскому монастырю вернули на доработку в Великий Новгород, – подчеркнул журналистам Пскова по горячим следам активист и новгородский общественник Роман ЯКОВЛЕВ, который с поразительным упорством следит за судьбой своего письма о Рдее президенту Путину. – Об этом мне сообщили в Министерстве культуры страны, где призвали устранить ряд замечаний, а затем вновь направить акт экспертизы в Минкульт на утверждение.

В свою очередь в Инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области уточнили, что вопрос на самом деле в дополнительной доработке, а замечания технического плана вполне устранимы. Хотелось бы верить, что так и будет.

Ранее в той же Инспекции отмечали, что первым шагом по возрождению Рдейского монастыря будет проведение государственной историко-культурной экспертизы, которая, на взгляд специалистов, завершится к концу текущего года.

– Сегодня я вновь направил обращение на имя министра культуры Российской Федерации Ольги Борисовны ЛЮБИМОВОЙ с целью поддержки сохранения и восстановления Рдейского Успенского монастыря, – заявил «Курьеру» Роман. – При этом подчеркнул важность сохранения и восстановлении Рдейской пустыни. Об этом говорят не только новгородцы и псковичи, но известные на всю страну личности, такие как певица Ольга КОРМУХИНА и её муж, музыкант Алексей БЕЛОВ. Знаю, что и в Минкульте есть люди, которые поддерживают восстановление этого объекта культурного наследия.

ОТ РЕДАКЦИИ: остаётся добавить, что ответ Москвы не удивил, а настойчивость новгородца Яковлева порадовала. Но одно дело, когда письмо к Путину о судьбе Рдеи находилось в президентской администрации, другое, когда за исполнение взялись чиновники – здесь уже может быть дистанция огромного размера.

Следим за судьбой Рдеи дальше, ждём и надеемся (на власти или праведников,  пусть каждый  решит самостоятельно).

Новгород – Москва – Рдея – Псков



Источник фото: Олега Константинова