Рязанка Таисия Виноградова в свои 22 года уже работает помощником машиниста электровоза и хочет самостоятельно водить поезда

Рязанка Таисия Виноградова в свои 22 года уже работает помощником машиниста электровоза и хочет самостоятельно водить поезда
Традиционно к Международному Женскому дню я пишу о наших землячках – учительницах, сотрудницах правоохранительных органов и других замечательных женщинах. Недавно я узнал, что в нашем областном центре живёт Таисия Виноградова. Она — первая в нашем городе женщина-помощница машиниста. На Московской железной дороге таких всего двадцать.

Эта новость вдохновила меня написать о девушке статью. Я нашёл Таисию в социальной сети «ВКонтакте» и она согласилась пообщаться. Но лично встретиться нам помешал ее рабочий график. В итоге наш разговор состоялся 27 февраля по телефону.

Таисия родилась в 2003 году в Тверской области. А потом семья уехала в наши края, в Ряжский район.

– Сейчас я живу в областном центре и снимаю квартиру с младшим братом, который тоже хочет связать свою жизнь с железной дорогой, – рассказала Таисия. – Правда, он учится не на машиниста, а на проводника.

Таисия с гордостью говорит о своем редком имени, которое носит в честь прабабушки. К сожалению, женщина не дожила до появления на свет правнучки. Кстати, имя Таисия имеет древнеегипетское происхождение и означает «принадлежащая Исиде». Исида – одна из самых почитаемых богинь Древнего Египта, символизирующая материнство, женственность и вечную жизнь.

Моя собеседница училась в обычной сельской школе, и уже с детства ее привлекали поезда. Но так сложилось, что сначала она выбрала другую стезю. Так, после девяти классов Таисия отправилась в областной центр, в колледж имени Героя Советского Союза Н. Н. Комарова. Учебное заведение располагается в поселке Варские за рекой Окой. Там Таисия стала овладевать профессией спасателя.

– Мы изучали теорию возгорания, учились правильно тушить пожары, – рассказывает девушка. – Разбирали виды возгораний, чрезвычайные ситуации и то, как оказать пострадавшим необходимую помощь. Через три года и десять месяцев я получила диплом. После окончания колледжа я начала работать. Правда, не по специальности.

Какое-то время Таисия трудилась на Приборном заводе окрасчиком деталей, но вскоре поняла, что это не то, чего она хочет. И она начала искать работу, которая бы соответствовала ее интересам и устремлениям, к которой бы у нее лежала душа.

Однажды на одном интернет-ресурсе она увидела объявление о наборе помощников машинистов. Это напомнило ей о детской мечте, которая до недавних пор была просто недостижимой. Ведь женщин в машинисты просто не брали. Это было запрещено.

Однако в 2021 году Министерство труда России позволило представительницам слабого пола работать машинистами на электричках, скоростных и высокоскоростных поездах. Таисия решила попробовать свои силы. Кто знает, может, это ее судьба?

Она позвонила в рязанское локомотивное депо и пришла на собеседование. Ей все понравилось: объяснили задачи, отправили на медицинскую комиссию, а затем она прошла обучение в Пресненском подразделении Московского учебного центра профессиональных квалификаций. Обучение длилось три с половиной месяца. Начинали с основ: следить за скоростью, наблюдать за приборами и обстановкой на путях во время движения.

В октябре 2024 года Таисия успешно сдала экзамены и стала помощником машиниста электровоза. А после стажировки в Рязанском эксплуатационном локомотивном депо она получила допуск к самостоятельной работе. 25 декабря девушка отправилась в свой первый рейс по маршруту Рязань – Москва и Рязань – Инза, который стал началом ее карьеры на пассажирских поездах.

Таисия быстро нашла общий язык с опытным машинистом Игорем Валентиновичем Даниловым. Благодаря поддержке этого опытного специалиста наша героиня за три месяца освоилась и еще крепче полюбила свое дело. Даже несмотря на сложный для обычного человека график. Ведь приходится ехать и днем и ночью.

Как говорит Таисия, в будущем она планирует стать машинистом. По ее словам,  Игорь Валентинович поддерживает ее стремление и помогает готовиться к этой профессии. Таисия понимает, что для достижения цели нужно накопить больше опыта, и она твердо намерена поступить в учебное заведение, чтобы добиться желаемого.

А пока Таисия переживает первые трудности и  испытания. Так, она вспоминает один из рейсов в ночь на 1 января, когда из-за поломки отопления в поезде застряли 50 пассажиров. Это было в районе поселка Шилово. Полтора часа они провели в холоде, ожидая, пока проблему устранят. Но благодаря оперативным действиям ремонтной бригады отопление восстановили, и поезд продолжил путь.

– Еще нередко животные переходят железную дорогу, – рассказывает Таисия. – Чаще всего это лисы и зайцы. Но когда мы их замечаем, и я, и машинист начинаем сигналить, и они быстро убегают. А вот людей, перебегающих пути, гораздо больше. Особенно это заметно ближе к Москве. В Мордовии, например, где железная дорога проходит через лес, таких случаев почти нет. Но здесь, начиная с Рязани, нарушителей хватает. К счастью, при мне до трагических происшествий дело не доходило.

Во время рейса девушка любит смотреть на просторы нашей бескрайней страны. Особенно ее завораживает Ульяновская область, когда она едет в Инзу. По ее словам, красота этих мест просто невероятная! И она с нетерпением ждет лета, когда природа оживет и зелени станет больше.

– Наша форма хоть и красивая, но работа у нас не сидячая, как некоторые думают, – добавляет Таисия. – Ее легко испачкать, например, при сцепке и расцепке локомотива. Для этого нужно повернуть до упора вверх рукоятку расцепного рычага автосцепки локомотива или первого вагона, а затем вернуть ее в исходное вертикальное положение. Кажется, что это тяжело, но на самом деле нет. Самое сложное – это рюкзак, который я ношу с собой на работу. Там и еда, и одежда, и другие нужные принадлежности.

Удивительно, но раньше, до того, как стать помощником машиниста, Таисия редко ездила на поездах, разве что на электричках. Например, когда навещала маму на выходных. И она отметила разницу в восприятии времени. Когда ты едешь как пассажир, то оно тянется очень медленно, но когда в качестве помощника машиниста – пробегает быстро.

– Мне моя профессия очень нравится, – сказала  в конце нашей беседы Таисия. – И когда я собираюсь в новый рейс, то счастлива. А он случится уже завтра.

Николай СКРИПКИН, Рязань



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: Таисия Виноградова