«Он никому не делал зла». А забили человека до смерти из-за утери ключей от дворницкой

Таким был Владимир Скворцов

Вечером 12 марта 2024 года в Боровичах стало известно о смерти 50-летнего Владимира Скворцова, который слыл здесь «городским чудаком».

В былые годы это был уверенный в себе, хорошо образованный, приличный мужчина, но потом жизнь, увы, пошла под откос – зелёный змий сделал своё дело. И уже трудно было в бомже «Скворце» узнать того парня, который со знанием дела мог рассуждать, скажем, о поэтах «серебряного века». Случалось, теперь он собирал и металлолом по помойкам. Но, как и прежде, всегда был улыбчив и доброжелателен к окружающим.

Звонок на номер 112 поступил около пяти часов вечера. Мужчина, явно нетрезвый, сказал, что к ним в дом по улице Карла Либкнехта пришёл жестоко избитый человек и теперь не подаёт признаков жизни.

Тотчас к дому № 78 была направлена бригада «скорой помощи». Как впоследствии рассказывала фельдшер, когда они с водителем подошли к квартире, сразу же стало ясно, что это пристанище асоциальных личностей: повсюду грязь, окурки, ободранная дверь и неистребимый запах алкоголя.

В помещении находились четверо: две женщины и двое мужчин. Все – пьяные.

– Вот он валяется, – сказал один из мужчин и провёл в угол комнаты, где лежал погибший – лицом вниз.

Всё его лицо было в крови. Её пятна чётко просматривались и на полу помещения.

Фельдшер спросила у присутствующих, что произошло.

Мужчины наперебой стали рассказывать о том, что «этот бомж» пришёл в квартиру накануне вечером – «весь уже избитый». Потом лёг на пол и уснул. А наутро присутствовавшие в квартире поняли, что он умер.

Фельдшер поинтересовалась: если так, то почему «скорую» вызвали только вечером?

На этот вопрос никто из присутствовавших ответить не смог.

* * *

О ЧП сразу же стало известно и в полиции, и в следкоме. И вскоре появились данные, которые давали все основания полагать: версия о том, что «Скворец» пришёл в эту квартиру уже «зверски избитым» – ложь. Множественные следы крови на полу и на стенах свидетельствовали о том, что человек был избит именно здесь, в этой квартире. К тому же, при опросе медиков те авторитетно заявили, что с такими травмами (впоследствии их описание в акте судмедэкспертизы заняло три страницы машинописного текста, было, в частности, установлено, что количество сломанных рёбер – 8) человек не мог бы пройти и десяти метров, тем более – самостоятельно дойти до дома. Полицейские осмотрели и подъезд, и территорию возле него: никаких намёков на кровь нигде не было.

Обоих мужчин, которые находился в квартире, задержали.

Несмотря на первоначальную попытку ввести в заблуждение, на допросе и 36-летний Алексей Бойцов, и 49-летний Александр Соловьёв признались, что именно они избили до смерти Владимира Скворцова.

Соловьёв дал официальную явку с повинной, очень лаконичную:

«Совместно с Бойцовым А.А. я нанёс множественные удары Скворцову В.Н. Вину признаю, в содеянном раскаиваюсь».

Из-за чего же произошла злодейская расправа? Человеку разумному её причина покажется полной дикостью.

– И потерпевший, и один из обвиняемых подрабатывали дворниками, – рассказал следователь Боровичского межрайонного отдела регионального СУ СК Тамерлан Мендалиев. – Инструменты хранились в бытовке. На беду потерпевшего, тот имел неосторожность потерять от неё ключи. Его заставляли отыскать их. Безрезультатно. В тот день потерпевший вернулся домой, когда оба обвиняемых были уже сильно пьяны. Из-за истории с ключами и начали предъявлять претензии, а потом – бить человека.

В ходе следствия было установлено, что первый удар нанёс Бойцов. Сначала – рукой по затылку. Как ни был унижен в этой компании Скворцов, он встал и возмутился. После этого его повалили на пол, стали пинать. Показалось мало: один из нелюдей схватил трость, с которой передвигался Скворцов, другой – металлическую кастрюлю. Всё это тоже признано следствием «орудиями преступления». А ещё – бита, которая, непонятно для чего, хранилась в этом притоне.

После зверской экзекуции избитого Скворцова оставили лежать на полу, а сами вернулись за стол – водку ведь не допили. И так и «квасили» на протяжении ещё часа, когда рядом умирал человек.

Одна из присутствовавших при расправе женщин, назовём её Елена, говорила во время допроса следователю:

– С момента нанесения первых ударов Скворцов вообще никакого сопротивления не оказывал, лишь просил Бойцова и Соловьева прекратить избиение. Но те не реагировали и продолжали бить беспомощного и безобидного человека… Проснувшись утром, я увидела его в том же положении, но уже без признаков жизни. К нему подходил Бойцов, трогал пульс, подносил зеркало к лицу Скворцова. Потом покачал головой, и все поняли, что тот умер.

В ту пору эта женщина была сожительницей Бойцова, вторая, назовём её Мариной, – сожительницей Соловьёва.

В своё время, около двух лет назад, именно она и приютила бомжевавшего «Скворца» в своей квартире: где и произошла трагедия. Был он тих и безобиден. Не мешал. Жил сам по себе, в выделенной ему комнатушке. Марина с Соловьёвым – в другой. А с некоторых пор к ним зачастили друзья: Елена с Бойцовым, который, говорили, когда пьян, всегда зол и агрессивен.

Целью и смыслом встреч «почти супружеских пар» было единственное: алкоголь. А «Скворца» за стол не звали: зачем он нужен – «блаженный».

* * *

Жуткая гибель Владимира Скворцова стала шоком для боровичан. Его знал практически весь город, ещё и потому, что на ВК-странице «Честные Боровичи» с некоторых пор стали выкладываться мини-зарисовки о его жизни: человека, оказавшегося за чертой, но не утратившего оптимизма и добродушия.

Сразу после трагедии на ВК-странице «Честные Боровичи» появился импровизированный некролог:

«Все, кто следит за нашими новостями, помнят героя сюжетов Володю Скворцова… Да, Володя выпивал, но никогда никого не обижал, от него не слышали даже матерных слов. Он никому не сделал зла. По своей натуре был добрейший человек. Володи больше нет. Его убили. Не просто убили, а забили ногами и битой два упыря. Нашли, на ком оторваться... Пусть земля будет пухом для Володи».

В течение короткого промежутка времени под этим сообщением появились сотни комментариев жителей города.

Яна С., в частности, написала: «Он очень начитанный был, много стихов наизусть знал. Владел английским. Человек с тонкой душевной организацией. Такие часто не справляются с реалиями этого жестокого мира».

Администратор интернет-сообщества «Честные Боровичи» Сергей Комаров рассказал:

– Когда-то Владимир Скворцов был гордостью Боровичей. Окончил школу с медалью, получил высшее образование. Имел семью, престижную работу, но потом всё достаточно банально: алкоголь и вниз по наклонной – нашёл успокоение в бутылке. Сам я сблизился с ним не в лучшие для него годы. Зная о его прошлом, всячески пытался помочь, подыскивал подработку – пусть и временную. За всё Владимир брался с готовностью. С его участием я снял несколько юмористических сюжетов. Всегда повторял: Володя, только не пей! Мы все были потрясены его ужасной смертью!

Среди комментариев был и такой – от Натальи И.:

«Для таких, как эти двое, нужно вернуть смертную казнь. В колонии плохо им не будет: кормят, поят, крыша над головой. А страдальца уже не вернуть. Или пусть в тюрьме их так накажут, чтобы все оставшиеся годы помнили, как лишили жизни не в чем не повинного человека».

* * *

В суде Бойцов и Соловьёв никаких сюрпризов не преподнесли. Вину признали, повторяли банальные фразы о раскаянии, просили о снисхождении.

Вопреки всякой логике и наработкам следствия, Соловьёв дерзнул даже заявить, что «инициатором конфликта был Скворцов, он оскорбил женщин».

Ничего подобного Елена и Марина, выступавшие в суде в качестве свидетелей, не припомнили и, соответственно, не подтвердили.

Боровичский районный суд признал обоих виновными в инкриминируемом преступлении. И Бойцову, и Соловьёву назначено по 8,5 лет лишения свободы в колонии строгого режима. Но последний проведёт там на полгода больше: у него ещё есть непогашенная судимость за кражу.

Тот факт, что Бойцов позвонил в службу 112 с сообщением о гибели потерпевшего, суд расценил как смягчающее наказание обстоятельство.

У погибшего остался сын, охарактеризовавший отца как человека, решавшего все вопросы исключительно мирным путём: «Он никогда не применял насилие». В пользу сына, признанного потерпевшим, в качестве компенсации морального вреда суд взыскал с осуждённых 500 тысяч рублей в солидарном порядке. Но судебным приставам предстоит предпринять много усилий, чтобы в реальности получить с этих маргиналов хоть что-то.

Алексей КОРЯКОВ,
Боровичи

(Имена свидетельниц изменены. – Прим. ред.)