Спасённый в Новгородской области медвежонок Нафаня вернулся в родной лес

Полгода назад, в апреле, жители Новгородской области активно обсуждали судьбу маленького медвежонка, оставшегося без матери. С ним всё в порядке: 5 ноября его выпустили в новгородский лес.

О найденном в лесу Мошенского округа «беспризорнике» первыми сообщили специалисты регионального Комитета охраны и рыболовства. В информации говорилось:

«За одиноким медвежонком, оставшимся без матери, наблюдали два дня, но медведица так и не появилась. Медвежонка забрали. Он был очень ослаблен, всё тело облеплено клещами».

В Новгороде косолапый прожил совсем недолго. Как рассказал председатель Комитета охраны и рыболовства Дмитрий Графов, на протяжении уже пятнадцати лет наше ведомство поддерживает тесный контакт с Центром спасения медвежат-сирот, расположенном в Тверской области.

– Мы связались с коллегами, – сказал Дмитрий Графов, – и из Тверской области было получено добро на транспортировку малыша.

Если на Новгородчине за медвежонком уже закрепилось имя Топтыгин, то в Твери его переименовали в Нафаню. Личностью он стал популярной. Сразу после переезда на ВК-странице Центра спасения медвежат-сирот появились его фото, на одной из которых медвежонок осваивал технологию пития молочка из блюдца.

Руководитель Центра Василий Пажетнов написал:

«Медвежонок весит всего 3 килограмма. Откармливаем его маленькими порциями тёплой молочной смеси через каждые три часа. Клещи, паразитировавшие на теле животного, уничтожены».

Нафаня пошёл на поправку. Когда стало ясно, что здоровью косолапого уже ничто не угрожает, его выпустили в общий вольер. При этом никто не намеревался делать из него ручного питомца либо передавать в зоопарк.

– Смысл существования нашего центра, – говорил Василий Пажетнов, – в том, чтобы подготовить медвежат к возвращению в дикую природу. Поэтому общение людей с животными крайне ограничено. Даже когда мы выдаём им пищу, стараемся, чтобы не было никакого контакта с животными.

Так Нафаня и прожил полгода: под пристальным наблюдением специалистов тверского Центра. Окреп. Поправился. Догнал в развитии своих сверстников. И подоспело время возвращения на родину – в новгородский лес.

– Как выяснилось, – рассказал Дмитрий Графов, – Нафаня – медведь осторожный: качество, надо сказать, очень ценное для жизни в дикой природе. Далеко не сразу удалось сделать ему снотворный укол, чтобы переместить в специальную клетку для транспортировки: пришлось выманивать любимым лакомством – яблоками. Когда Нафаню таки поймали, его взвесили: 23 килограмма – вес вполне нормальный для животного этого возраста. Потом, во время переезда в Новгородскую область, никаких проблем с ним уже не было.

Отпустить Нафаню на волю специалисты решили на границе Поддорского и Холмского районов, на территории, минимально обжитой людьми. По словам Дмитрия Графова, когда он открыл клетку, медвежонок сидел спиной и, казалось, вовсе не хочет никуда идти. Пришлось новосёла даже слегка ущипнуть. Нафаня развернулся, вышел из клетки и вчистил в естественную среду обитания. Потом, говорят, всё-таки остановился, обернулся, поднялся на задние лапы и несколько секунд внимательно смотрел на людей, словно говорил: «Спасибо!».

В соцсетях высказывается беспокойство, а сможет ли Нафаня обустроить себе берлогу: зима ведь уже близко. По словам Василия Пажетнова, нет никаких причин для тревоги:

– Первый снег, выпавший на Новгородчине, конечно, ещё растает. А у медведя будет несколько недель на адаптацию, которая, судя по поведению Нафани, должна пройти благополучно. Наших питомцев мы обычно выпускает в леса именно в это время. Нафаня в состоянии сделать себе берлогу сам и пережить зиму.

Стоит добавить, что у него, как и у всех медведей, прошедших через тверской центр, есть жёлтая метка на ухе, по которой можно отслеживать передвижение Нафани в новгородских лесах с помощью установленных там фотоловушек.

Алексей КОРЯКОВ,
Тверская область – Новгородская область