В Кургане, как и во многих других городах России, остро стоит вопрос оптимизации работы общественного транспорта. Одним из шагов на пути к модернизации стала постепенная переход на «бескондукторную» систему оплаты проезда. При этом пассажиры приобретают билеты непосредственно у водителя.
Однако нововведение вызывает немало вопросов, касающихся как удобства пассажиров, так и эффективности контроля за оплатой проезда.
Временно исполняющая обязанности директора МКУ «Транспортное управление» Светлана Сосновских подчеркивает, что вне зависимости от наличия кондуктора, контроль за оплатой проезда остается обязательным. Сотрудники муниципальных органов власти, имеющие соответствующие удостоверения, осуществляют проверки на маршрутах. Пассажиры обязаны предъявить подтверждение оплаты: билет, приобретенный у водителя (который необходимо сохранять до конца поездки), либо скриншот подтверждения оплаты через QR-код или мобильное приложение. Отсутствие оплаты влечет за собой необходимость ее доплаты на месте или, при отказе, – административный штраф, предусмотренный законом.
Особое внимание сейчас уделяется именно тем маршрутам, где внедрена бескондукторная система. По словам руководителя транспортного предприятия «Курганский городской автобус» Натальи Кутеповой, в пилотном режиме такая система работает на семи маршрутах, преимущественно в отдаленных микрорайонах города. Решение о переходе на бескондукторную оплату продиктовано несколькими факторами.
Во-первых, изучение опыта других городов Уральского федерального округа показало эффективность бескондукторной системы при условии налаженной работы системы контроля. Во-вторых, наблюдается серьезный дефицит кадров, затрагивающий как водителей, так и кондукторов. Таким образом, переход на бескондукторную систему рассматривается как способ решения кадровой проблемы и повышения эффективности работы общественного транспорта.
Однако, внедрение бескондукторной системы не лишено сложностей. Возникает вопрос о достаточности количества контролеров для обеспечения эффективного контроля на всех маршрутах. Не все пассажиры одинаково хорошо владеют современными технологиями оплаты, что может создавать дополнительные трудности для пожилых людей или тех, кто не имеет банковских карт или смартфонов. Кроме того, работа с наличными деньгами может отвлекать водителя от управления автобусом.
По словам Натальи Кутеповой, в планах приобрести в автобусы, работающие без кондукторов, специальное оборудование, которое бы было удобным для оплаты проезда как для водителей, так и для пассажиров.
Таким образом, первый опыт Кургана демонстрирует, что переход на бескондукторную систему оплаты проезда – это сложный процесс, требующий комплексного подхода. Необходим баланс между удобством для пассажиров и эффективностью контроля. Положительный эффект от внедрения данной системы станет очевиден только после тщательного анализа результатов пилотного проекта и устранения выявленных недостатков. Будет ли этот эксперимент признан успешным, покажет время, а за успешным внедрением системы следит не только транспортное управление, но и сами курганцы.