Этот природный загадочный валун желаний в Опочецком районе не значится ни в одном справочнике или Кадастре. Спрятался от всех нас и уже больше чем на две трети ушёл в землю. При этом явно был связан с предками, верованиями и обрядами
Приграничные Опочецкие и Себежские районы богаты сопками, жальниками, курганами, особо притягательными для туристов. Чего только стоят Лапина и Духова горы! Есть в этих местах официально установленные камни-следовики из языческого культа второй половины I тысячелетия н.э., однако притаились в округе и другие святыни, к которым в постсоветские годы не ступала нога человека. Ещё чуть-чуть и они канут в Лету.
Откуда «дровишки»?..
Речь о той части опочецкой земли, которая до революции входила в Себежский уезд – о Ермолово. После указа Екатерины II от 15 февраля 1777 года эта деревня была во владениях великого русского поэта Гавриила ДЕРЖАВИНА вместе с… Зуёво (Левенгаген), Кониново, Леохново, Ковыряево, Стихново, Жаворонки, Чепелёво. В вечном пользовании у учителя Пушкина значилось 300 душ.
Не могу не отметить, что землями Державина достойно управлял опочанин Яков ЗОТОВ, имение которого находилось в селе Ямищи, где потом жили его внуки. А в соседних деревнях, Одерёво и Костучихе, трудились мои пращуры-крестьяне (Николаевы-Лобановы-Андреевы-Константиновы). Первые ездили по заданию управляющего «на барщину» в новгородскую Званку, ходили до 1872 года в Никольскую церковь в Прихабах (пока в Томсино не построили большой Покровский храм). А ещё зотовские барыни-внучки Анна и Валерия были крёстными у моей родни. На погосте Чепелёво (Цепелёво) крестьяне хоронили предков, где и сейчас есть каменные кресты, подпятники и языческие жертвенники. Правда, в прошлом году исчез особо почитаемый Тёплый Крест (увы, современникам не хватило сил и ума найти грабителей).
Зная, что поэт Державин бывал в Зуёво, нет сомнений, что проезжал он мимо и этих родных для меня мест.
Воспоминания из детства
О Большом камне в Ермолово, я узнал в 70-х годах, лет в 12, когда гостил летом и зимой у бабушки Лизы НИКОЛАЕВОЙ, перебравшейся из равнинной Одерёвки на Ермолову гору к дочери Валентине и зятю Николаю ЗАЙЦЕВЫМ (Самуйловым).
Если заглянуть в историю Ермолово, то согласно исследованиям друга и учёного Николая МЕНЬШОВА, среди тех, кого Москва одарила землями, были казаки из Дона: ЕРМОЛКА, Федька РУБАН, Парфешко АСТРИЛОВСКОЙ... От них и пошли названия окрестных деревень: Ермолово, Рубаново, Астрилово... Но предки мои жили здесь раньше, и камень сей, уверен, был хорошо им известен.
Внизу под Ермоловой горой – уютное Ковыряевское озеро, на котором мы с друзьями из Риги, Крыма, Питера, Пскова, Свердловска, Виселок приезжали на родину родни, ловили рыбу, катали девчонок-рижанок Аню и Катю на лодках-долблёнках (местное название: камья, камейка. – О.К.), играли в войну, собирали в Шкелёво девясил для моей бабули (настаивала и лечила спину), жгли костры... Меня вот неведомым духом тогда занесло и на Камень.
Помню, дядя Коля (в деревне уважительно прозываемый МИРУЛЕЙ), заменявший мне крёстного, с особым почитанием отзывался в семье о Большом камне. Мы же бегали на него играть со старшей сестрёнкой (их дочкой Натальей). Находился валун за огородом и полем (80 метров на север и 50 на восток. – О.К.). Был выше головы, так что я с трудом на него залезал, сверху – ровненькая площадка. В праздники рядом появлялись яйца, берёзовые ветки, гостинцы, но мне, школьнику, было не до таких мелочей, теперь вот жалею.
Помню лишь, как попытался подражать дяде-охотнику и поставил на заячью тропу (рядом с камнем) петли из проволоки. Но вместо ушастых попался дядюшкин пёс Налёт – прибежал домой с оборванной петлёй на шее. После этого мне запретили играть на камне – «не будить лихо». Лиха не будил, на камень не лазил, но зато со всей дури метал в дерево немецкий штык-нож (такой, как в фильме «А зори здесь тихие», 1972 г.) до тех пор, пока уже камень его не сломал.
Прошло 50 лет!
Деревня давно нежилая. Никто о Большом камне с подношениями и яйцами знать не знает. Мне захотелось его найти...
Заглянули мы в Ермолово с моими друзьями Геннадием ИЛЬИНЫМ, Романом ЧЕРНОВЫМ и Леонидом ВАСИЛЬЕВЫМ в мае, и это помогло, так как нас видно было через кусты. Домов бабушки Лизы и Мирули уже нет, но сохранились живые яблони и груши, исчезла лишь любимая вишнёвая рощица, где я лопал в детстве от пуза вишни, а к праздникам помогал дядьке гнать самогонку (носил на гору воду). Остальные дома, деда Яшки и тёти Фроси, стоят взломанными.
Когда мы поднялись на вторую Ермолову гору, то распаханного поля за домом Мирули уже не было – сплошные берёзы. Я совсем отчаялся, как вдруг почувствовал, что на меня кто-то смотрит. Повернул голову влево и вздрогнул… Это был тот самый Большой камень из детства, только ниже.
Потом понял, что он на две трети ушёл в землю, сам метра три в длину и в ширину больше двух. Сверху горы листьев и сломанных сучьев, вместо яиц – неведомо откуда взявшийся булыжник с ликом луны. Ещё я разглядел спереди Большого камня морду, а сзади «детёныша». Нечто подобное видел в деревне Дуброво Дновского района. Но там было чёткое очертание спящего ящера, здесь же кто-то другой.
– Я бы его никогда не нашёл, – признался выходец из Шкелёво Леонид, ныне инженер одного из псковских заводов, человек со строгим математическим складом ума. – А камень твой точно сильный и необычный. Теперь буду знать!
Невероятно, но через 50 лет мы на самом деле его нашли – Большой Ермоловский Мирулин камень! Так я его стал величать в знак уважения к дядюшке. Николай Михеевич жил здесь, учил косить, стоговать, метать одонки, гонять лошадей в ночное, париться в бане по-чёрному, словом, любить родину. К сожалению, скоропостижно умер в 58 лет, не по своей воле уехав от камня-оберега в Опочку, где пробил ржавым гвоздём ногу...
А я думаю, просто камень моего Мирулю не отпустил, но всё это начинаю понимать, складывая пазлы, только сейчас.
Удивительные параллели
Дома прочитал: у славян есть имя Мируля от полного Мирослав, 2 ноября отмечается Самсай и Мирулей (Волчица-заступница), празднество связано с лесными зверями. В этот день нужно оставлять на подобных святилищах обереги: «В дебрях непролазных, в топях дремучих живёт Мирулей. Да коли завидит людей, так грызёт да ломает – плоть до костей с них сдирает. Но коли кто молитву сию лихую по нём знает, да поклон ему отбивает – с миром провожает и в пути нелёгком сберегает!»
Помнится, в 1987 году, на поминках Михеевича, услышал я пророческие слова соседки об уходящей родине:
– Осталась я в Ермолово, ни дороженьки, ни следочка, сижу одна-одинёшенька, слышу лишь, как волки воют наверху за домом Мирули, – призналась мне тётя Фрося ПУХОВИК, слова её я эти разместил в прощальном репортаже о Мируле в дновской районке. – Потом и совсем осмелели, в деревню заходить стали. Так дальше по шкелёвской дороженьке и ходили. Прошлым годом не выдержала, продала корову, борова, птицу. Утром просыпаюсь и как резну плакать. Господи! Что же это такое творится, где все люди, в чём мы согрешили? Никого здесь не останется...
И ещё: у славян князь Мирулей не только наказывает людей, он покровитель деревьев и кустарников, помогает в вопросах сада и огорода.
Не знаю почему, но у Мирули (и тёти Вали) всегда были богатые урожаи яблок, вишен, картошки, огурцов, репы... Думаю, намоленное рядом языческое место по-соседски помогало, хотя они о таких тонкостях и не знали.
А что в родной области?
Аналогичные обереги я видел в Дновском, Порховском, Себежском районах. В тех же Старых Буригах до сих пор есть свой Камень желаний с выступом для принесения даров (подобную нишу я нашёл и на Мирулином камне). В вымершей бабушкиной Одерёвке обнаружил Чёртов камень (уже по воспоминаниям матери).
Камень тот водил по кругу чужих людей и спас в 1942 году от лютующих фрицев дядю Ваню. А вот ближе к горе Пивнице, где наши ратники в средние века праздновали две недели победу над «поганой Литвой», был ещё и Камень со следом Божией Матери, но его столкнули в отвал дорожники. Как не крути – в деревнях всегда были свои почитаемые камни.
Хотите верьте, хотите нет, но перед дновским Дубровом, как я говорил, ЖИВЁТ Большой камень с ликом ящера, ещё и с детёнышем. Правда сейчас, после смерти соседей, тоже зарастает мхом и прячется. В самой деревне и соседней Искре есть камни-грибы в виде фаллоса – обереги, помогающие родить ребёнка (дновские власти даже указатели на трассе поставили, назвав «Долиной ящеров»).
Что до Мирулиного камня с неизвестным ликом, то он явно требует нового десанта, но уже со специалистами, такими как археолог Анатолий АЛЕКСАНДРОВ, который бывал с пользой для дела в Дуброво и Буднике. Не секрет, что в древности наши предки поклонялись камням, и пугаться этого нам не стоит.
Ну, а в том, что опочецкий Мирулин следовик работает, я убедился сам.
Прилетела ответка…
Вскоре после поездки мне позвонил Леонид из Заверняйки и сказал, что к нему на дачу нежданно-негаданно заехала незнакомая жительница из Питера Ольга, предки которой родом из Ковыряево.
– Помнится, ты искал в деревне по Метрическим книгам своих родственников, – сказал друг. – Позвони на всякий случай, вдруг…
Так и было, из Ковыряево моя прапрабабка Капитолина Матвеевна НИКИТИНА, которая в Прихабах 18 мая 1869 года венчалась с прапрадедом Николаем Фёдоровичем ЕВФИМОВЫМ, привнеся с собой в Одерёвку большое приданое. С почестями похоронена 4 сентября в ограде ныне утраченной Покровской церкви в Томсино (1849-1908).
В годы репрессий и высылки кулаков, связь между роднёй была потеряна. В 70-х годах в Ермолово приезжали к бабушке Лизе сибиряки из Красноярского края, с её младшей сестрой Соней. Нашли друг друга через 70 лет! В то же время моя мать Нина с сестрой Марией встречалась в Ковыряево с двумя тётушками, Марией и Пелагеей (внучками Капитолины). Их следы я и искал. Вы не поверите, но Ольга КУСТОВА тоже гостила летом в Ковыряево в 70-х годах, ходила в дом Мирули за молоком, и мы ничего не знали друг о друге. И вот завернула на машине «сама не зная зачем» к Леониду. По факту оказалась внучкой тётушек Муси и Пани!
Следом, в соседних Виселках, чудом обнаружил Тамару ПАНОВУ (Федорцову) – родственницу Михеевича. Предков её тоже раскулачили и выслали в Сибирь. Про внучку Светлану ПАЛЬЧИКОВУ – замдиректора педагогического колледжа в Опочке, уже не говорю. С ней мы тоже недавно встретили друг друга.
Скажете, случайность, я так не думаю – явно Камень желаний снова стал собирать родню.
Кто поможет?
В этом году с Геннадием Ильиным и братьями Лабановыми мы восстановили на Польском кладбище в Себеже разорённое захоронение рода Якова ЗОТОВА, где погребены его внучки ОРЖЕШКО-ЗОТОВЫ. Не знаю почему, но душа тогда успокоилась. В деревне Одерёво поставили с Главой 6-метровый Поклонный Крест. Надо бы и Ермоловский Мирулин камень облагородить. Зачем? Чтобы языческая святыня проснулась, попала в новые справочники и заинтересовала краеведов.
Уверен, историческое и духовное прошлое из нашей жизни вычёркивать нельзя. Поэтому рано или поздно «каменный» маршрут Ковыряево – Ермолово – Чепелёво – Ямищи – Одерёво станет притягательным для любителей старины и экологического туризма.
P.S. Ермолово – деревня в юго-западной части Псковской области, к западу от автодороги 58К-284,
в 19 км от Опочки. Часовой пояс UTC+3:00. Население 2001 г. – 0 человек, 2010 г. – 1, 2016 г. –
0, 2024 г. – 0. Высота горы 126 метров над уровнем моря, координаты: У56°31/54//с. ш. 28°36/19// в. д.HGЯO. Рядом – Слободской и Себежский тракты с древними курганами, сопками и возможно вашими таинственными камнями-следовиками. Не упустите их….
ОТ АВТОРА: на следующий день, утром я выдал на-гора это очерк про неслучайные случайности экологического туризма, поиски родни и камень-следовик из моего детства в себежско-опочецком Ермолово-Ковыряево. Вы не поверите, и именно во вторник, проездом, впервые заглянула ко мне на пару-тройку часов питерская сестрёнка Ольга КУСТОВА (по линии нашей общей прапрабабушки Капитолины Мафеевны НИКИТИНОЙ-НИКОЛАЕВОЙ).
Естественно, Ольга ничего не знала про мои каменюки и материал. Было не наговориться! Там на небесах предки явно радовались вместе с нами. Ничего в этой жизни случайного. Это, наверное, есть счастье - обретение в зрелом возрасте родни (от Сибири до Питера), любовь к семье и малой родине. Путешествуйте по стране и области. Ищите и обрящете!
ДЛЯ СВЕДЕНИЯ: девочка на коне – это как раз и есть юная Ольга, деревня Ковыряево, берег Ермоловского озера.