Дядя Паша, он же Павел Гуща, отметил среди десантников свой 90-й день рождения. А вам слабо?

В воздушно-десантных «Войсках дяди Васи Маргелова» журналисты народной газеты «КурьерЪ» открыли ещё и «дядю Пашу», который приехал в древний Псков в 1956 году, а «прыгать» при этом вообще стал в два с половиной года. Не верите? А напрасно…

Читатели «Курьера» помнят, как 10 лет назад журналисты порадовали псковичей очерком о 80-летии Павла Филипповича. А уже через 5 лет юбиляр выпустил книгу «Псковский десант в моей жизни». Она была отмечена спецдипломом, посвящена нашей 76-й гвардейской дивизии, где автор поделился интересными и поучительными историями из своей жизни.

«Почему я дожил
до 90 лет?»

Павел Филиппович и сейчас ломает стереотипы – у него просто нет рутинных и похожих друг на друга дней. С юбиляром мы договаривались о встрече по телефону, и тут меня ждал первый сюрприз. Когда я услышала его чёткий командный голос, невольно усомнилась в возрасте. Сразу скажу, что за время нашего общения таких сюрпризов было множество. Павел Филиппович поразил своей бодростью, при этом показал тренажёры и гимнастические снаряды. Ещё я была в восторге от его умения интересно и с юмором рассказывать. Плюс – глубиной и мудростью суждений:

– Почему я дожил до 90 лет? Просто у меня ещё много дел на земле и мне нужно их сделать!

Автору этих строк посчастливилось побывать в семье юбиляра за… день до торжества! Познакомиться с его женой Валентиной Михайловной ДОРРЕР и прочувствовать атмосферу уютной семейной жизни.

Семья Павла Филипповича – большая, но дружная. От первого брака (первая жена Павла Гущи умерла в 1987 году) у Павла Филипповича две дочери, две внучки, внук и уже четыре правнука, у Валентины Михайловны – два сына и три внучки. При этом детей и внуков они не разделяют: «Для нас все дети и внуки общие!». И дети с внуками это понимают.

У Павла Филипповича были и остаются две любви, две отдушины, которым он посвятил всего себя – семья и армия.

– Самое главное в жизни – то же, что и в армии: надёжный тыл и обеспечение, – подчеркнул собеседник. – Дом, где спокойно и уютно!

 

Родился Павел Гуща на хуторе в Башкирии, куда пере-
ехала его семья из Белоруссии. Детство у Павла было нелёгким: в школу пошёл только в 9 лет, все годы, вплоть до поступления, приходилось вкалывать в колхозе. Не миновали сельхозработы Павла и во время учёбы в Оренбургском зенитно-артиллерийском училище. Всех курсантов-первогодков направили в Казахстан на уборку первого целинного урожая. Как в таких случаях говорят – вахту отстоял! Гуща тогда и подумать не мог, что в 1977 году, за помощь в уборке урожая, его наградят орденом Красной Звезды.

А сейчас о главном. Так случилось, что первый прыжок совпал у Павла Гущи с первым опытом наездника. Вот как шутит сам герой:

– Двойное задание было выполнено в возрасте двух с половиной лет. Именно тогда отец посадил меня на деревенского борова. Это был мой первый прыжок на землю. К счастью, обошлось без синяков.

Всего же прыжков за время службы в ВДВ у Гущи целых триста! К слову, наездник из него тоже получился отменный: будучи подростком, именно Павлу доверили объезжать лошадей, а выбран он был в советские «ковбои» уже тогда из-за своего высоченного роста.

Остался с носом
из-за носа

После окончания школы Гуща, как и все мальчишки того времени, мечтал стать лётчиком:

– В военкомате меня, как полагается, осмотрели, ощупали, измерили и решили, что гожусь в авиацию. У меня аж крылья за спиной выросли! Но не тут-то было! Очередь дошла до «ухо-горло-носа», а тот обнаружил какой-то изъян в слизистой оболочке носа. В общем, остался я с носом из-за носа, – вновь шутит Павел Филиппович.

Не сразу понял Павел, что воздушно-десантные войска являются его судьбой: в конце обучения в Оренбургском зенитно-артиллерийском училище его и ещё ряд курсантов заставили снова проходить медицинскую комиссию.

– Разведка из канцелярии донесла, что отобрали нас для службы в какие-то неведомые для меня войска – воздушно-десантные. До этого я сдавал все экзамены на «отлично» и шёл по первому разряду. Это означало, что по окончании училища имел право выбора военного округа. Но раз меня направляют в непонятные десантные войска, перестал заниматься, съехал на четвёрки и окончил училище по второму разряду.

Но, как известно, от судьбы не убежишь – для Павла Гущи именно воздушно-десантные войска стали смыслом жизни: в течение 6 лет он был командиром взвода и в течение 6 лет командиром батареи, причём 3 года его батарея удерживала звание «отличной». О выдающихся качествах Павла Филипповича свидетельствует и курьёзный случай. Вызвали как-то офицера в Москву с документами для последующей отправки в… Иран. Однако командир дивизиона узнал и написал плохую характеристику. Правда, справедливость восторжествовала, характеристику изменили и офицер Гуща к персам всё же полетел. И персы, и Гуща остались довольны.

Ангел-хранитель
по жизни берёг

С теплотой вспоминает настоящий полковник о днях своей службы. О том, как наставлял молодых, как сам постигал воинскую профессию. Гуща гордится тем, что за время своего командования у него не было ни одного выговора за гибель подчинённого.

– Где-то мой ангел-хранитель берёг меня.

Берёг ангел полковника и тогда, когда он сам прыгал с парашютом, и без него – с борова, и когда стал опытным десантником. Вот что рассказал мне Павел Филиппович:

– Мы начинали прыгать с аэростата. В один из подъёмов я был выпускающим. Двух десантников выпустил, третий от страха так упёрся, что его невозможно было вытолкнуть из гондолы. С земли посмотрели, что больше никто не прыгает, и аэростат начали опускать. Я же не захотел пропускать прыжок, оттолкнул испуганного десантника в гондолу и сам прыгнул. Только парашют раскрылся – а уже пора приземляться. Вижу, ко мне бегут офицеры со всех сторон с русскими матюгами: «Тебе что, жить надоело? Ты с какой высоты прыгал?» А я сгоряча не заметил, что вместо положенных 400 метров до земли осталось всего 150…».

Был и ещё один случай, в котором тоже поучаствовали высшие силы: ночной прыжок с «Ан-12»: у Павла Филипповича парашют раскрылся неправильно, и ему чудом удалось остаться в живых.

– После прыжка мне сделали рентген позвоночника, который показал, что от сильного удара один отросток позвонка отломился. Можно было оформить парашютную травму и получить инвалидность, но я этого делать не стал. Так и живу. Но как только меняется погода, вспоминаю тот свой ночной прыжок.

Кстати, неугомонный нрав проявил Гуща и после увольнения: отдыхал недолго, поработал и инженером, и начальником отдела, и оперативным дежурным на заводе, и даже председателем гаражного кооператива.

Рыбалка и… смекалка!

Когда появлялось свободное время, Павел Филиппович посвящал его любимому занятию – рыбалке. Рыбачил профессионально, даже снасти делал самостоятельно, и сети, и невод, и бредень – все были ручной работы. Про его рыбацкое везение ходили легенды. Как-то Валентина Михайловна услышала, как на работе коллеги обсуждают, мол, какой-то мужик поймал на блесну 40 судаков. Тогда Валентина Михайловна с гордостью ответила:

– Не какой-то мужик, а мой муж! И судаков было ровно 46!

 

Неравнодушие и отзывчивость проявил Павел Филиппович и тогда, когда спасал зимой мирожских уток от голода. Договаривался о поставках хлеба – и с продуктовым магазином, и с хлебокомбинатом, и с дивизионной столовой.

– Утки, кажется, все сорта хлеба перепробовали! И что интересно, оказались патриотками – предпочитали хлеб псковского производства. В общем, выходили уток, выкормили. А те, почувствовав заботу, стали здесь жить и размножаться.

Сейчас Павел Филиппович уже не рыбачит, но поддерживает отношения с родной дивизией (которая младше его на 5 лет). За заслуги в ветеранском движении Гуща был награждён орденом Дружбы. Ещё очень доволен тем, что его внук Павел ЯШИН пошёл по стопам деда и служит сейчас в ВДВ. А всему молодому поколению юбиляр Гуща передал через нас такой наказ:

–  Честно, добросовестно жить, любить свою страну Россию и честно ей служить!

И хотя не получилось у Павла стать лётчиком, но зато всё время он стремился достичь высот и это выполнил на все сто, вернее, пока на 90 (лет)!

 

P.S. На следующий день мы ещё раз встретились с Павлом Филипповичем, но уже на полигоне десантной дивизии в Кислово. Были здесь и сослуживцы, и родственники (племянница, например, прилетела аж со Шпицбергена). В армейской палатке все тепло поздравляли Павла Гущу с Днём рождения, наш подарок – этот очерк и эти снимки! Ну, а уезжала я не с пустыми руками: юбиляр передал родной газете «КурьерЪ» от «Дяди Паши» свой ответный особо почитаемый десантный подарок «ВДП». Что тут сказать: спасибо, с праздником! А нашим читателям пожелаем вот так же, с военным размахом, праздновать и свои юбилеи.



подпишитесь на нас в Дзен