Подручных новгородского «Пабло Эскобара» отправили за решётку

Оглашение приговора в Солецком районном суде.

В Сольцах вынесли приговор за заказное избиение человека. Все участники расправы отправятся в исправительные колонии: мужчины – строгого, женщина – общего режима.

В ночь с 30 на 31 января 2023 года машина «скорой помощи» доставила в Новгородскую областную клиническую больницу (НОКБ) человека, весь вид которого говорил о том, что тот стал жертвой лютой расправы: на лице и теле – множество кровоподтёков. Но даже не это было самым страшным. При осмотре врачи установили, что у пострадавшего разорвана селезёнка, а это – прямая угроза жизни.

Из врачебного заключения:

«Данная закрытая тупая травма живота, осложнившаяся внутрибрюшным кровотечением, квалифицируется как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни человека. Характер повреждения указывает на его возникновение от действия тупых твёрдых предметов. Причинение такой травмы при падении из положения «стоя» либо в результате самопричинения исключается».

Как только мужчине поставили диагноз, было принято решение об экстренной операции. Она прошла успешно: жизнь человека удалось спасти.

Но никто из врачей, проводивших операцию, не знал, что в день поступления больного в НОКБ на одной из Telegram-страниц была выложена видеозапись расправы над этим самым человеком, где его били и руками, и ногами на заснеженной улице Сольцов. Судя по изображению, в избиении участвовали четверо мужчин – гораздо моложе своей жертвы по возрасту.

* * *

Для сотрудников полиции из этих двух составляющих – сообщения медиков о травматическом пациенте и видеозаписи расправы – и сложился пазл, работа с которым привела к задержанию пятерых человек: четверых мужчин в возрасте от 22 до 30 лет – новгородцев Сергея Егорова, Евгения Ильзугенева, Ивана Назарова, Карена Петросяна, выступивших в качестве непосредственных исполнителей преступления, и 44-летней жительницы Сольцов Натальи Зенковой.

Выяснение обстоятельств ЧП привело к неожиданным результатам, свидетельствующим о том, что это крайне редкий в практике российского судопроизводства случай заказного избиения, где в качестве инициатора выступала женщина.

Реализация плана расправы над Т.З. началась с того, что Зенкова выложила на странице пользователя с ником «Пабло Эскобар» свои собственные, очень непрезентабельные фотографии – с разбитым лицом.

В своём комментарии «Пабло Эскобар» написал: того, кто накажет человека, который избил женщину, он отблагодарит.

И завертелось: на призыв откликнулись четверо уже названных мужчин. Все – из областного центра. С учётом того, что избитая дама и её обидчик – из Сольцов, а это – около 80 км от Новгорода, «Пабло Эскобар» согласиться оплатить автомобиль. Сразу же была определена и сумма вознаграждения за самосуд: 20 тысяч рублей.

После чего за «мстителями» заехал таксист, и они помчали в Сольцы.

Мужчины и женщина знакомы между собой не были. Уже по пути «Пабло Эскобар» сообщил её телефонный номер.

Подъезжая к Сольцам, «мстители» связались с женщиной и договорились, что она выманит обидчика из дома и под каким-нибудь предлогом приведёт его к гаражам, где засядут четверо новгородцев.

В гаражах, рассредоточившись по двое, мужчины мёрзли совсем недолго. Вскоре в зоне видимости появились те, кого они ждали. Навстречу вышли двое со спрятанными под медицинскими масками лицами. Один из них начал традиционно: «Есть закурить?». Тут же один из «мстителей», Ильзугенев, сделал мужчине подсечку. Когда тот рухнул на землю, Зенковой крикнули: «Беги!».

И начался самосуд. Били люто, безжалостно, «на совесть». Время от времени двое отвлекались и снимали происходящее на камеры мобильных телефонов. Позднее эти записи, как «отчёт о проделанной работе», были отправлены «Пабло Эскобару», и он выложил их на своей странице.

В какой-то момент мужчине удалось вытащить из куртки нож, и это – подействовало: решив, что задание исполнено, четверо бросились к поджидавшему их такси и залезли в салон.

Пока водитель заводил машину, избитый человек смог-таки до неё добежать и со всей силы ударил ножом по багажнику. Таксист был очень недоволен этим, но царапину на машине ему компенсировали тысячей рублей.

Когда автомобиль дал «по газам», увозя из Сольцов четверых участников расправы, в гаражах остались двое: Зенкова и избитый Т.З. В тот момент, по-видимому, он ещё не понимал до конца, что именно Зенкова вызвала парней для расправы над ним. Но догадывался. Поэтому единственный вопрос, который он задал женщине, звучал так:

– Ты меня подставила?!

Зенкова принялась оправдываться, сказала, что и её тоже избили.

Т.З набрал номер знакомого таксиста и попросил приехать и вывезти из гаражей: и его, и женщину. Сначала таксист доставил до дома Зенкову, потом – Т.З.

Уже дома мужчине стало совсем плохо. Вызвали «скорую помощь».

Примечательно, что на вопрос жены, что случилось, Т.З ответил: «Упал с крыши». Если бы не госпитализация в больницу и поступившее оттуда сообщение о травматическом пациенте, скорее всего, Т.З. предпочёл бы замять дело.

Деньги «за работу» – 20 тысяч рублей – были перечислены в тот же день на банковскую карту Ильзугенева. Сумма была поделена между всеми «карателями».

* * *

Первой задержали Зенкову, потом всех остальных.

На предварительном следствии мужчины и женщина давали признательные показания.

Нельзя было обойти стороной и вопрос первопричины ЧП. За что Т.З избил Зенкову? Причём избил тоже жестоко, а удары, по словам женщины, наносил гаечным ключом.

Во время одного из допросов та рассказала, что примерно за неделю до кульминации за 3 тысячи рублей она вместе с Т.З. приобрела наркотики. И не у кого-нибудь, а у того самого «Пабло Эскобара». Но Т.З. не нашёл «закладку», поэтому стал требовать у неё возврата денег. Из-за этого и избил женщину.

Сам Т.З. ни на одном из допросов не подтверждал факт приобретения наркотиков. Говорил, что избил Зенкову потому, что она была должна ему деньги – 3 тысячи рублей – и не отдавала.

Личность новгородского «Пабло Эскобара», который в качестве псевдонима использовал имя колумбийского наркобарона, убитого в 1993 году, установить пока не удалось. Вскоре после январских событий он удалил из мессенджера Telegram свою страницу.

Но дыма без огня не бывает. В суде была процитирована справка УМВД России по Новгородской области, которая гласит:

«В ходе проведения ОРМ установлено, что 30 января 2023 года в мессенджере «Телеграм» функционировал чат под названием «Пабло Эскобар», посредством которого на территории Новгородской области распространялись незаконные вещества, запрещённые к обороту в Российской Федерации».

* * *

В Солецкий районный суд дело о насилии по найму было направлено в феврале 2024 года.

На скамье подсудимых «каратели» переобулись и принялись видоизменять свои показания периода предварительного следствия, отрицая, например, факт того, что за расправу над Т.З. им заплатили деньги. Теперь их участие в избиении человека рядилось в благородные одежды: как так – ударить женщину гаечным ключом?!

Выдержка из показаний Петросяна:

«В чат была выложена фотография женщины с гематомами. Увидев снимок, я написал в комментарии, что такое недопустимо. Меня это возмутило. Администратор чата спросил, могу ли я поехать заступиться за девушку, поговорить с обидчиком, причинить ему побои? Я ответил, что не приемлю насилия, могу просто поговорить. Администратор чата согласился и предложил 20 тысяч рублей за то, чтобы покрыть расходы на дорогу, но я отказался взять деньги… До встречи с женщиной у меня не было намерений применять физическую силу, но когда увидел её, стало не по себе… Мне захотелось дать Т.З. пару пощёчин, у гаражей я нанёс ему не более трёх ударов. По приезду в Новгород Ильзугенев снял деньги, перечисленные администратором чата. Мы договорились о восстановлении автомобиля. На следующий день на полученные деньги я приобрёл лакокрасочные материалы. Никаких разговоров о получении вознаграждения в размере 20 тысяч рублей за избиение человека не было».

Остальные ему поддакивали. Сумму, пришедшую на карту, и Ильзугенев объяснял тем, что это были деньги, предназначенные для ремонта автомобиля такси, который повредил Т.З.

Был допрошен и водитель автомобиля. Из его показаний:

«По возвращении в Новгород, на Большой Московской улице все четверо пошли в отделение банка, после чего Петросян заплатил мне 1 тысячу рублей за повреждённый багажник и ушёл».

И всё. Больше никаких денег таксист не получил.

Солецкий районный суд счёл, что вина обвиняемых доказана полностью. Зенковой назначено 3 года лишения свободы, Петросяну и Назарову – по 4 года и 6 месяцев, Егорову и Ильзугеневу – на 2 месяца больше. Мужчины будут отбывать наказание в колонии строгого режима, женщина – в колонии общего режима.

Потерпевший Т.З. заявил гражданский иск о компенсации морального вреда. Он удовлетворён на сумму 1 миллион рублей (с учётом того, что в добровольном порядке осуждённые уже выплатили 155 тысяч рублей, окончательно – 845 тысяч рублей).

Уголовное дело в отношении человека, скрывающегося под псевдонимом «Пабло Эскобар», выделено в отдельное производство.

Алексей КОРЯКОВ,
Сольцы