Железная гора в Пскове. Крест стоит. Колесо вертится. А загадок и тайн только прибавляется!
Если честно, то мои коллеги вывели меня на эти сенсационные факты: «Олег Васильевич, карусели-то заработали. Крест ваш, за который с друзьями бились, уцелел. Надо бы жирную точку на Горе поставить».
Согласен, докладываю...
На Горе побывал. Крест точно стоит. Колесо, как сказал бы Галилей, вертится. Народу море, даже к Кресту подходят. А виды с Железной горы, что и обещал, шикарные!
Словно в награду от «спасённых» иноков (на самом деле спасибо добрым сотрудникам), оказался в кабине Колеса обозрения один и сделал эти снимки. Правда, 7 августа «домик» под №13 катался день пустым (ручку подзаклинило), но я-то знаю, что это Гора так шутит: то не закрывается, то осыпается, то водой заливается. Шутить здесь нельзя. Зато фотографировать с неё Псков лучше на закате. Высота над уровнем моря 97 метров: 47 – Железная гора + 50 – Колесо обозрения. Не страшно, но жуть как красиво!
В XV веке здесь действительно был монастырь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы; в советские годы – недостроенный Дворец пионеров и место для учений спецназовцев (сам с ними бегал), в постперестроечные – денежные мешки хотели поставить коттеджи. Нынче мы лишь попытались донести в газете до властей, чтобы новые хозяева не выкинули Поклонный Крест 2003 года, установленный Великорецкими казаками атамана Виктора ПОПОВА и потомками жителей Железной горы Кости БУДАРИНА. Слава Богу, услышали друг друга.
Рядом – капище
и Ольга
Начну с неизвестного. После фото в сети, на меня вышла талантливая радиожурналистка Лена ЯКОВЛЕВА.
– Олег, мне сказали, что место, где сейчас аттракционы, раньше называлось Духовой горой, там даже жертвоприношения производили, поэтому ничего не строили. Как думаете, могло такое быть? А фотографии у вас прекрасные, мне всё никак на Гору не собраться, давно городу нужен был такой парк.
Ответил честно, как на духу.
– Елена, знаю про Духову гору в Опочке. Для меня это – Железная гора. Да, в древности храмы строили на языческих капищах, но здесь неизвестно, важно, что НЕ снесли Поклонный Крест! Приживутся ли аттракционы со святынями – покажет время. Про разные названия Горы спрошу у Бударина.
Перед этим попытал друга, археолога, суперспеца по княгине Ольге и аномальным явлениям Анатолия АЛЕКСАНДРОВА. После начала СВО, он как на блюдечке преподнёс мне в Буднике правду про камень св. Владимира и даже сказал, когда закончится вся эта буча (пока всё подтверждается).
– Названия Духова гора в Пскове, вместо Железной, не встречал ни в одном источнике, – подчеркнул Анатолий Алексеевич. – В 70-х годах питерские археологи хотели найти на территории соседнего Мирожского монастыря языческое капище, но не нашли. Недавно там работали со знаком ПЛЮС археологи музея-заповедника, но лучше к ним обратиться (труды не опубликованы). В Пскове капище было возле университета.
В сети тоже нет информации о святилищах на Железной горе. Зато, как я понял, раскопки позволяют предполагать, что рядом, на месте Мирожи, находилось одно из первых поселений славян-кривичей, от которых и пошла Русь. Да и согласно легендам, княгиня Ольга останавливалась на Мироже. А если на Железной горе был монастырь, значит это место и сейчас остаётся сильным. Всё рядышком. Виват за разъяснения Александрову!
Будары и лодочники
Костя ещё больше удивил меня.
– Про жертвоприношения, и что гора якобы Духова, никто в нашей деревне не говорил, да и строили здесь дома без запретов. До тех пор, пока при Советах жителей Усановки скопом не выселили, когда стали возводить Дворец пионеров. Мой же дед и прадед работали здесь лодочниками – людей возили на БУДАРАХ на ту сторону. Отсюда и фамилия Бударины. Железную гору псковичи называли ещё Будариной! И мне бы народ возить, но мосты через Великую перебили семейный промысел, шучу, конечно.
Про будары и Бударину гору я услышал впервые. Не поверил. Но в «Путеводителе по Пскову» уважаемого мною Александра ОКУНЁВА обнаружил, что Железную гору точно называли Будариной. Век учись… Думаю, для самого краеведа будет подарком, что потомки Будариных и сейчас живы! Неизвестные для меня лодки будары, тоже оказались правдой.
наша справка: БУДАРКА (будара, от славянского слова «буда»): транспортно-грузовая (как раз наш вариант. – Ред.) или рыболовная лодка. Строили до XX века. Будара – долблёная лодка, речная барка, челн. Нижняя часть – из цельного дерева, борта – из досок, грузоподъёмность до 500 кг, широкий развал бортов, близко к носу – парус, длина судна 5-8 м, ширина 1,3-1,6 м, осадка 0,3-0,4 м.
Да и фамилия Будариных для Псковщины не редкость, знаю дновского Алексея БУДАРИНА, надо думать, и его предки ходили на бударах.
Открыли тайну
Железной горы!
Про монастырь мой друг тоже узнал от дедов и показал место храма. Мы поставили там Поклонный Крест. Получилось, как по Окуличу-Казарину: во дворе дома №13 по ул. Завеличенская набережная. «У ворот прослеживается кладка алтарной части церкви, рядом, со слов хозяина, человеческие кости». Последних не видели, но узнали про каменную ограду в обители и кладбище. А дальше Константин первым раскрыл тайну названия Железной горы.
– Всё из-за прочного камня-известняка, что внутри Горы, сероватый такой, – не моргнув, заявил Костя. – Даже в наше время, когда бурили колодцы и попадали на твёрдые пласты, то коронки тут же ломались. Из детства помню, как мы куски того известняка кидали в костёр, и они взрывались – непередаваемое зрелище!
Думаю, это мог быть доломит, но точно скажут только геологи. Известняк наш формировался на дне древнего моря, а значит может содержать доломит и другие примеси. Доломит отличает высокая прочность, интересный рисунок, долговечность, морозостойкость. Образуется он под воздействием грунтовых вод, богатых магнием, цвет от белого до серого... Я почти уверен, доломит псковичи использовали по прямому его назначению – для создания печи и горна. Вспомним слово «Печищи»: «Монастырь святого Симеона Богоприимца и пророчицы Анны (1469 г.) на Великой реке и Железной горе над Печищами». При этом сами «Печищи» никто толком не расшифровал: «Что означают «Печища», над которыми находился монастырь, неизвестно».
А теперь моя версия…
Если абстрагироваться, то Железная гора – не что иное как огромные (считай, золотые) залежи для добычи крепкого известняка. Первоначально работы шли у Симеоновского ручья. Так здесь образовался карьер, потом овраг (взгляните сверху – сразу согласитесь), стояли Печищи – печи для обжига. По сути, это производственный карьер, как в Ваулино, только там добывают песок, а здесь добывали известняк, покрепче изборско-порховского (считается, что рядом, на месте городского пляжа, тоже был известняковый карьер).
А слово «Печищи» для России, на самом деле, не редкость: «Название села – Печищи – происходит от слова «Печи», в которых местные обжигали известняк. Огромный камень обтёсывали, после чего он шёл на строительство» (село Печищи, Верхнеуслонский район). В нашем варианте, известняк шёл на возведение крепостных стен и палат.
Что находилось на Железной горе до обители Симеона, добычи известняка и обжига в Печищах, гадать даже не хочу. Могли быть и языческие святилища, почему бы и нет. В том же Дновском районе, в парке генерала Спиридонова (Марьино-Дуброво), видел могильник с обломками старых новгородских крестов в круге, фундамент рухнувшего храма, а на земле – каменные идолы. Место до сих пор притягательное и мистическое, как на Железной горе.
Вместо эко-эпилога
– Недавно встретил на берегу женщину – собирала лекарственные травы, глянула вверх на народ, аттракционы и сказала, – признался мне в заключение Константин: – «Вот вернётся человек из своей больницы и будет весело. В своё время он трижды обошёл вокруг Дворца пионеров и тот приказал долго жить – не надо будить лихо». Я не рискнул спросить, из какой больницы и что за человек.
В Печищах открыто протекал Симеоновский ручей, путь ему перекрыла насыпь железной дороги, но он всё равно под землёй пробивает дорогу и в ливни даёт о себе знать.
Железная гора обрела сейчас вторую жизнь, но отдыхать рядом с ней надо аккуратно – те же информщиты на святом месте не помешали бы. Печально и другое, что местных жителей и Костю Бударина жизнь заставила написать губернатору письмо: их отгородили железным забором, теперь не пройти по тропике к мосту, словно чужие здесь.
Но я оптимист, рано или поздно это решат, и уже разглядел с Колеса обозрения легендарную Зряковскую гору на горизонте. Теперь надо Пантелеймонов монастырь визуально определить и Сокольницу с Александром Невским. Хочу объединить эту красоту с Железной горой, чую, новые тайны откроются.
Источник фото: Олег Константинов