Покупные дипломы в Сельхозакадемии Смоленска: вынесен первый приговор

В начале этого года в судах начали рассматриваться уголовные дела, связанные со скандалом в смоленском вузе. История вышла за пределы нашего региона и неприятно ославила одну из старейших академий города

В ноябре 2023 года Смоленская государственная сельскохозяйственная академия была на устах у каждого второго жителя региона. И шутка ли: заведующая одной из кафедр вуза попалась на взятке. 44 тысячи рублей передала девушка, желавшая получить диплом, фактически не обучаясь.

В тот момент клубочек масштабной аферы еще не начал раскручиваться, и история с бессовестной лже-студенткой была самым громким криминальным событием студенческой осени. Но уже тогда сотрудники регионального СУ СК РФ уклончиво отвечали на вопросы об обстоятельствах произошедшего – что-то их «цепляло». И в ближайшее время, получив разрешение, следователи изъяли для изучения ряд документов и по другим студентам.

Как выяснилось, несуществующих студентов на курсе было несколько. «Мертвые души» не только числились студентами, но и получали стипендию, так как вовремя сдавали лабораторки и зачеты... Кое-кто из учащихся был на третьем курсе, то есть еще немного – и специалист!

Информация о новых эпизодах преступления появлялась с регулярностью по одному-два в неделю. Но в интересах следствия обстоятельства совершения преступлений скрывались, чтобы не спугнуть возможных не выявленных участников дела.

Однако первое же заседание суда стало «золотым ключиком» к пониманию, как работал конвейер по производству безграмотных агротехников.

В центре преступной схемы находилась Алина Кукушкина. Помимо того, что молодая красивая статная женщина занимала ответственные должности в вузе, она еще и была медийной личностью: давала интервью о сельхозакадемии, рассказывала об особенностях поступления и обучения, когда еще входила в состав приемной комиссии. Общалась с прессой, принимала участие в роликах и конференциях, которые позже крутили по региональным каналам ТВ. К слову, женщина также состояла в должности проректора по цифровизации и международной деятельности.  Поэтому она же принимала участие в переговорах об укреплении научно-технического сотрудничества с другими вузами, включая зарубежные. На нее было приятно посмотреть, ей доверяли и зрители, и руководство «сохи».

И до 2020 года претензий к работе Алины ни у кого не было, по крайней мере до сих пор компрометирующие эпизоды не выявлены.

Но в конце 2019 года в мире случилась пандемия. Она стала источником серьезных проблем для сельхозакадемии. Но там, где одни видели проблему, Кукушкина обнаружила возможность… Возможность неплохо подзаработать.

Набор студентов в этом году шел намного сложнее, чем во все предыдущие. Вводилась дистанционка (даже документы от абитуриентов принимали не лично), программа срочно подгонялась под новый формат обучения, про практику предпочитали пока не думать.

Хуже всего обстояли дела по двум прикладным специальностям: «Агрономии и садоводству» и «Технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции». Казалось бы, зав кафедрой бухгалтерского учета, анализа и финансов эти проблемы не должны были касаться, но Алина состояла в приемной комиссии, а значит отвечала не только за количество и качество «счетоводов».

По нормам она должна была принять 20 человек агрономов и 30 технологов. Желающих поступить было недостаточно.

Тогда-то Кукушкина сообразила, что может, так сказать, помочь и себе и людям. Она развила кипучую деятельность по поиску людей, которых не интересовала учеба в принципе, а сельхозотрасль – особенно. Но таких людей, которым бы требовалось для галочки высшее образование, причем очной формы, что давало, например, отсрочку от службы и возможность получить временную регистрацию в региональном центре для иногородних.

Сама же она с этого получала… стипендию. За каждого липового студента. Плюс, в отдельных случаях помогала написать заявление на материальную помощь, которую также забирала себе.

Одним из первых, оказавшихся на скамье подсудимых, был 24-летинй «студент» Гриша Савелов. Он не был другом семьи Кукушкиной, жил в другом районе города и вообще был человеком с улицы для Алины. Но она не побоялась предложить ему принять участие в преступлении.

ИЗ ПОКАЗАНИЙ ГРИГОРИЯ САВЕЛОВА:

«Впервые я встретил Алину Николаевну в парикмахерской. Я зашел к своему мастеру, у которой стригусь уже много лет. Кукушкина была передо мной, я ее видел впервые. Пока я ждал своей очереди, мы разговорились. Она спросила меня об образовании. Я ответил, что закончил колледж. Тогда она сказала, что может помочь мне с получением высшего образования».

Заметив интерес парня, Алина по-деловому быстро здесь же в парикмахерской обрисовала схему:
– Отправляешь документы, только смотри, чтобы все были. Я пришлю список. Потом будут дистанционные экзамены. С тестовыми проблем не возникнет, не волнуйся. Учиться не нужно, зачеты будут ставится автоматом. Единственное условия – все пособия отдаешь мне.

Савелов не был наивным и не спешил сразу давать свое согласие. Парень дотошно выспрашивал, почему появился такой аттракцион невиданной щедрости и почему именно он стал тем самым счастливчиком, кто на него попал. Тогда же он узнал, что будет не единственным лже-студентом. Но конкретных имен не узнал. А также поверил и проникся проблемой некомплекта студентов.

– Не хотят учиться работать с землей. Всем подавай директорское кресло сразу после диплома, – доверительно сетовала Алина.

Единственное, в чем с первых же минут не сомневался Гриша, так это в том, что Алина действительно работает в «сохе» – он видел интервью с женщиной в СМИ.

Дальше процесс развивался стремительно. Он, как в общем-то и другие подсадные, подал пакет документов и написал заявление. Дальше получил логин и пароль от своего аккаунта, чтобы сдать вступительные экзамены. Их было четыре: по математике, русскому, физике и биологии.

Изучая результаты тестирования, технические специалисты Следкома обнаружили, что под логинами абитуриентов заходили с компьютеров, находившихся на территории вуза. А позже и вовсе стало известно, что за абитуриентов тесты сдавали члены приемной комиссии. Особо стараться ни им, ни тем, кто решил поступать своим умом, не приходилось. Конкурса нет, так что достаточно наскрести знаний на минимальный проходной балл.

«Приказом ректора ФГБОУ ВО Смоленская ГСХА В.Л. Михеев был зачислен на первый курс с 1 сентября 2020 года на очную форму обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» - значилось в материалах уголовного дела. По завершении обучения Гриша стал бы дипломированным агрономом просто однажды вовремя попав в парикмахерскую…

В следующем месяце Григорию пришлось лично впервые посетить «альма-матер». Дело в том, что на его имя пришла первая стипендия по случаю успеваемости. В кассе ГСХА он получил четыре тысячи рублей и отдал наличку Кукушкиной. Далее ему требовалось зайти в вуз только раз – получить банковскую карточку, на которую в дальнейшем шли деньги. «Пластик» студент лично передал сообщнице, сообщив пин-код.

В течение последующих двух лет Савелов изредка выходил на контакт с Алиной, уточняя, хорошо ли он учится. Кукушкина заверяла, что парень – просто талант. Исправно сдает экзамены и получает зачеты.

ИЗ МАТЕРИАЛОВ УГОЛОВНОГО ДЕЛА:

«В период с 1 сентября 2020 года по 26 января 2023 года  на банковский счет, к которому была привязана карта, фактически находящаяся в пользовании и распоряжении иного лица, поступили денежные средства в сумме 130 тыс. 200 рублей».

Кроме Гриши у предприимчивой Кукушкиной было еще четыре подопечных лже-студента. Все они утверждали, что не распоряжались деньгами, поступавшими на их карточки, не тратили бюджетные средства. Однако счета студентов пустели – Алина спускала суммы на личные нужды.

В 2023 году афера раскрылась. И годом позже вместо дипломов студенты начали получать судимости по грязной статье «взятка». Дело в отношении Кукушкиной до сих пор расследуется. Возможно, «мертвые души» - не единственный сюрприз, который приготовила для репутации вуза Алина.

– 16 февраля 2024 года Ленинский районный суд города Смоленска признал Григория Савеклова виновным в совершении преступления ч.3 ст. 291 УК РФ (дача взятки должностному лицу лично, в значительном размере) и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 300 тысяч рублей, – сообщила нам Юлия КАЗАКОВА, старший помощник прокурора Смоленской области по взаимодействию со СМИ и общественностью.

Смоленск

(Имена и фамилии фигурантов уголовного дела изменены по этическим соображениям.Прим. ред.)