Смолянин 20 лет копил на свое жилье: что с ним стало, когда деньги пропали

После смерти жены пенсионер все равно хотел осуществить их общую мечту. Он продолжал бережно откладывать деньги с небольшой пенсии на свой уголок. Но внук решил, что старик уже свое отжил и деньги ему не нужны

В течение последних трех лет Виктор Савельевич Никаноров жил как на автомате. Все, к чему он привык, было неизменно связано с супругой: семья, быт, работа, долгожданная пенсия и даже посиделки с местными стариками во дворе. Но в 2020 году женщины не стало.

Знакомые семьи отмечали, что Никаноровы еще с молодых лет жили душа в душу: ни скандалов, ни разрывов. Виктор нежно называл супругу Любавушка и не боясь прослыть подкаблучником, старался во всем облегчить домашний труд.

Оба работали на местном предприятии и имели хоть и небольшой, но стабильный заработок. В большой любви родили и воспитывали дочь. А та, когда выросла, в той же атмосфере обожания растила сына. Вот только времена настали другие и мальчишка рос избалованным.

– Пашка всегда был бедовым. С детства хулиганил, выпивал, но черту не переходил. Впервые попался на краже в 2013 году. Тогда ему был 21 год. Словами не передать, какой стыд я испытал, когда узнал, что он стащил георгиевские ленточки вместе с добром, которое потом хотел распродать. Я за всю жизнь ни разу с работы ни гвоздика не принес, а тут такое, – давал характеристику внуку Виктор Савельевич.

В тот раз, 24 мая 2013 года, добычей молодого вора была тысяча рублей, туалетная вода и сувенирный кинжал. Пять георгиевских ленточек владелец не стал оценивать в рублях. Суд установил, что в момент совершения преступления Павел был пьян, а в дом проник, зная, где хозяин хранит запасной ключ.

– До этого за ним такого не водилось. Были «административки», это правда. И все по одной и той же причине: распитие алкоголя в общественных местах и появление там же в состоянии опьянения. Он не был наркоманом, врачи не ставили ему алкогольную зависимость. Просто Паша не умел пить. Остальные преступления он также совершал по пьяни, – поясняла следователям старая знакомая Павла.

За майскую историю Павел Решеткин получил условный срок. А уже полгода спустя вновь оказался на скамье подсудимых. В одной из соседних деревень, где у него был приятель, воришка попытался проникнуть в частный дом. Он возвращался из клуба, был разгорячен танцами с девчонками и алкоголем. Денег для «продолжения банкета» не хватало и он решил раздобыть средства у добропорядочных селян.

Попытка оказалась неудачной. Дом стоял без света не от запустения – просто хозяева справились по хозяйству и легли спать. Так что топающего полупьяного вора они услышали, увидели и вскоре передали полицейским.

Паша не смог отделаться «условкой», так как у него были непогашенные административные наказания: больше двух сотен часов исправительных работ. Так что парня приговорили к двум годам общего режима.

Этого суда семья Никаноровых-Решеткиных не боялась. Впереди Пашу ждало заседание по более серьезной статье. И снова преступление было совершено во хмелю и с какой-то глупой бесшабашностью.

Вор как и раньше залез в частный дом за добром. И даже начал набивать сумку вполне безобидными предметами – дорогостоящими мотками изоленты ПВХ и алкалитовыми батарейками. Но затем он заметил вход в сторожку. А там…все необходимое снаряжение для охоты.

В уголовном деле значилось: «Решеткин похитил 14-секционный патронташ для патронов 16 калибра. А также совершил кражу незарегистрированного гладкоствольного охотничьего ружья модели ТОЗ-Б 16 калибра, незарегистрированного гладкоствольного охотничьего ружья модели ИЖ-К-1 16 калибра, а также 12 охотничьих патронов 16 калибра, 7 из которых заряжены дробью, 2 заряжены пулями, 3 заряжены картечью».

Оружие Павел не продавал, хранил в своем доме. Там же находился обрез охотничьей винтовки, оставшийся ему в наследство от отца. Разрешения на оружие у Решеткина не было, тем не менее, на охоту он ходил, что тоже стало эпизодом для уголовного дела. Путем сложения наказаний непутевый вор получил почти пять лет общего режима.

Уже в 2023 году, на вопрос следствия, прерывал ли после этих событий Виктор Савельевич общение с внуком, тот ответил так:

– Он меня позорил, Любавушку позорил. Люди из деревни, где Пашка жил, ходили в администрацию жаловаться на него. Он песни среди ночи мог петь, к чужим женам приставал. Ровесники даже дали внуку кличку «Есенин». Но тот хоть и кутил, так и делом занимался. А этот – одно расстройство. Мы его ругали, но не отказывались. Родной человек же. И на суды ходили, и передачки собирали.

Пока внук пробовал загулную жизнь на широкую ногу, Никаноров с супругой, наоборот, старались в быту быть поскромнее. Дело в том, что еще в 2003 году они вдвоем твердо решили насобирать денег на собственную квартиру. А пока, чтобы сэкономить на оплате аренды, снимали небольшую комнату в общежитии. Любавушка так и не дожила до момента, когда эта мечта могла осуществиться. Долгих 20 лет понадобилось супругам, чтобы честным путем насобирать миллион рублей.

Паша не знал о намерениях «стариков», поэтому постоянно просил собирать ему передачки получше.

В 2018 году Павел вышел на волю. Первое время казалось, что повзрослевший мужчина взялся за ум. Женился, родил двух детишек, начал заниматься обустройством дома. Правда, с постоянной работой были проблемы, но случайные халтуры и свой огород помогали семье держаться на плаву.

Вот тогда, решив, что внуку теперь можно доверять, Никаноровы рассказали о своих накоплениях. Признались, что с банками связываться не хотят – держат все в купюрах. После этого события деньги спокойно лежали под матрасом еще пять лет. Так что потеряв все, накопленное за 20 лет жизни, Виктор Савельевич не сразу подумал на Павла.

В конце 2023 года, после долгого перерыва, Павлу вновь захотелось разгульной жизни. Семья и быт ему наскучили и он завел любовницу: девочку-подростка. За секс с лицом, не достигшим 16-летнего возраста, он в январе 2024 года получил 1,5 года «строгача». Жена на развод не подавала.

Месяцем позже суд приговорил его же к трем годам за угон авто. Павел выпивал в компании друзей и когда хозяин дома уснул, взял его машину, чтобы отвезти друга в другую деревню. По дороге машина врезалась в линию ЛЭП и поцарапала «Мазду» местного жителя.

Никаноров знал о том, как развлекается его внук – злые языки соседок не замолкали. Но ему, казалось, было все равно. Жена умерла, а он сам за свою репутацию не боялся. Так что, когда Павел приходил в гости к старику, впускал его без вопросов. Как правило, поводом для посещений были деньги. Но старик радовался и этому.

15 ноября 2023 года Решеткин вновь объявился на пороге комнаты родственника. С первых же минут разговора он начал жаловать на бедность, заявлял, что не может купить еды и сигарет.

ИЗ ПОКАЗАНИЙ ВИКТОРА НИКАНОРОВА:

«Я дал ему 500 рублей. Потом вышел на несколько минут – по нужде. Когда вернулся, внук быстро засобирался домой. Меня это не смутило, он всегда так делает, как только получит деньги. В тот день накопления не проверял, но ко мне больше в течение последующих четырех дней вообще никто не приходил».

«Кваритрный» миллион лежал в двух кошельках, перемотанных шнурками. Утром 19 ноября Виктор Савельевич просунул привычным жестом руку под матрас, но на месте «клада» обнаружил только две перевязочные ленты. Хватаясь за сердце, пожилой мужчина еще с час отпаивал себя валерианой и пытался найти объяснение происходящему. А затем вызвал полицию.

Как только работа на месте происшествия была завершена, старик собрался и поехал в деревню к внуку. Но Павел даже на крыльцо его не путсил:

– Дед, дел много. У меня халтура денежная, не до тебя! Ничего я не брал, отстань.

В последующие пять дней Павел купил подержанный ВАЗ чуть больше, чем за 100 тысяч, набрал стройматериалов и дорогостоящего инструмента – для ремонта дома, купил детям одежду и телефоны. Еще часть денег ушла на подарки жене и любовнице. Решеткин созвонился со знакомым и отказался от регулярной подработки на лесозаготовке. Сообщил, что теперь не нуждается в средствах. Другому знакомому, который возил его за покупками, он отдавал по 5000 рублей за поездку.

Деньги, накопленные с таким трудом, разлетались с огромной скоростью. И Павел, уверенный, что старик будет молчать, даже не скрывал своего расточительства.

– 16 июля 2024 года Демидовский районный суд Смоленской области признал Павла Решеткина виновным  в совершении преступления по п. «б» ч. 4 ст. 158УК РФ (кража в особо крупном размере) и путем частичного сложения наказаний назначил ему семь лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима, – сообщила нам Юлия КАЗАКОВА, старший помощник прокурора Смоленской области по взаимодействию со СМИ и общественностью.

Демидовский район Смоленской области

(Имена и фамилии фигурантов уголовного дела изменены по этическим соображениям.Прим. ред.)