Приговор по делу Вячеслава Виткова Новгородский районный суд огласил 21 января 2022 года. Он был признан виновным в убийстве новгородского предпринимателя Александра Садриева 14 мая 1997 года.
За это преступление суд назначил Виткову 17 лет колонии строгого режима. Но поскольку после того убийства Витков дважды привлекался к уголовной ответственности – за соучастие в кражах и в покушении на убийство другого предпринимателя – в соответствии с нормами закона по совокупности всех приговоров ему было назначено 24 года лишения свободы.
Столь впечатляющую цифру в ту пору 63-летний мужчина воспринял спокойно. Потому как знал, что в соответствии с теми же нормами, уже отсиженный им срок – а это более 18 лет – вошёл в те 24 года. В итоге же сидеть Виткову осталось около 5 лет.
* * *
Само раскрытие убийства Садриева прошло очень непростой путь. Мужчина был расстрелян киллерами в пору разгула в Новгороде бандитской братии, насаждавшей в городе свои порядки и законы. Одним из главных был такой: платить за «крышу» должны все. Преуспевавший предприниматель Садриев был одним из тех немногих, кто пытался противостоять «Новгородскому Чикаго».
В роковой день 14 мая после работы вместе с женой он поднялся на лифте к своей квартире в доме на улице Рахманинова. Первой вышла женщина, за ней — мужчина. И тут раздались выстрелы: один из киллеров стрелял с площадки верхнего этажа, второй — с площадки нижнего этажа. Услышав выстрелы, соседка открыла дверь: женщина успела спрятаться в чужой квартире. Когда решилась выйти из неё, на площадке уже находилась милиция. Мужчина был мёртв.
Возбудили уголовное дело. Но ещё долгие годы оно лежало, что называется, под сукном: несмотря даже на то, что семнадцатилетний в ту пору житель Новгорода Владимир Артёменко, лично знакомый с дочерью убитого предпринимателя Анастасией Садриевой, как-то раз проговорился, что участвовал в расстреле. А позже, попавшись на краже, давал показания и касательно убийства на улице Рахманинова.
Но реализована эта информация в те годы не была.
На протяжении многих лет, будучи уже сама сотрудницей следственного комитета, Анастасия Садриева обращалась к руководству, пытаясь убедить, что у этого дела есть следственно-судебная перспектива. Но все эти годы расследование дело оставалось «на паузе».
Лёд тронулся в 2020 году, когда новгородский следком возглавил Николай Супрун.
– Дело было истребовано из архива, – рассказывал он, – лично мной изучено. После чего принято решение о возобновлении расследования. Был повторно допрошен Артёменко, который тогда находился в местах лишения свободы за незаконный оборот наркотиков. Он подтвердил свою причастность к убийству. Назвал и имя второго человека, вместе с которым совершил преступление, – Вячеслава Виткова.
Его задержали 8 октября 2020 года.
Оказавшись на скамье подсудимых, Артёменко подробно, детально рассказал о том, как Витков вовлёк его в преступную детальность. Объяснил, что этот человек был для него неким криминальным наставником: сначала «наводил» на кражи, а потом привлёк к совершению заказного убийства. Кроме того, подсадил на наркотики. В суде Артёменко подробно рассказал и о том, как им и Витковым был осуществлён сам расстрел предпринимателя.
В последнем слове Артёменко просил прощения у родственников погибшего. Произнёс, указывая на Виткова: «Он испортил мне жизнь». Поскольку особо тяжкое преступление было совершено более 20 лет назад, прерогатива суда — решение вопроса о применении положения закона о сроке давности. В этом случае, признав Артёменко виновным в убийстве, суд освободил его от наказания «за истечением срока давности».
В суде по делу Виткова Артёменко полностью подтвердил свои показания.
Сам Витков так и не признал вину. Но доказательства, представленный стороной обвинения, суд счёл достаточными для вынесения обвинительного приговора.
* * *
Ни апелляционная, ни кассационные инстанции, куда Витков обращался с жалобами, не усмотрели никаких оснований для отмены приговора.
Для отбытия наказания Витков был направлен в ЛИУ-3 в Боровичах.
По истечении двух с половиной лет после приговора он обратился в Боровичский районный суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении. В обоснование ходатайства указал, что положительно характеризуется администрацией ЛИУ-3, режим не нарушал, к дисциплинарной ответственности не привлекался, взысканий не имеет, является пенсионером, страдает хроническими заболеваниями.
Суд принял во внимание и то, что Витков «в настоящее время трудоустроен, работает заведующим баней, к работе относиться добросовестно, привлекался без оплаты труда к выполнению работ по благоустройству исправительного учреждения, прошел обучение по специальности «оператор котельной», к учебе относился добросовестно».
Администрация учреждения ходатайство осуждённого поддержала.
Против досрочного освобождения Виткова выступил представитель прокуратуры.
Тем не менее указанных в ходатайстве сведений оказалось достаточно для его удовлетворения: постановлением Боровичского районного суда от 15 мая 2024 года Витков был освобождён из исправительного учреждения условно-досрочно на неотбытый срок 1 год 6 месяцев 3 дня.
Как рассказала дочь убитого предпринимателя Анастасия Садриева, признанная потерпевшей по делу, о том, что Витков подал ходатайство об условно-досрочном освобождении, она не была даже извещена, в судебном заседании не участвовали и не могла выразить своего отношения к ситуации.
Поэтому она поддержала апелляционное представление прокуратуры об отмене постановления Боровичского районного суда об условно-досрочном освобождении Виткова.
Как сообщила руководитель Объединённой пресс-службы судов Новгородской области Мария Воробьёва, судебная коллегия Новгородского областного суда признала доводы апелляционного представления обоснованными. 13 августа оно удовлетворено, постановление Боровичского районного суда об условно-досрочном освобождении Виткова отменено. Дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение в другом составе.
Алексей КОРЯКОВ,
Великий Новгород – Боровичи