Проекты импортозамещения владимирских фермеров было бы трудно реализовать без двух ключевых условий – помощи государства и гарантированных каналов сбыта продукции. Первое направление развивается достаточно стабильно. Инструменты госпомощи востребованы представителями малого и среднего агробизнеса. Как фермерская продукция может попасть на прилавки сетевых магазинов и не только, обсуждали во Владимире на конференции «Организация системы сбыта продукции субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе». В частности, речь шла о продвижении товаров на маркетплейсах, включая крупных сетевых ритейлеров (X5 Group, Магнит и др.).
Министр сельского хозяйства Владимирской области Олег Пугаев в числе эффективных мер по продвижению фермерской продукции считает снижение порога доступа в федеральные и региональные торговые сети, на фермерские рынки, развитие собственных каналов реализации в виде розничных торговых точек, электронные торговые площадки и такой новый формат, как агроинтегратор.
По его мнению, он должен стать центром региональной фермерской продукции. Это новое понятие в сфере торговли сельхозпродукцией. Инструмент подразумевает создание благоприятных условий для выхода малого агробизнеса в торговые сети. Тем самым появляются дополнительные каналы сбыта, уменьшаются затраты на логистику, а потребители получают возможность приобрести качественные фермерские продукты в магазинах шаговой доступности.
- Агроинтегратор – это сплочение усилий «малых игроков», которые по одиночке не могут дойти до крупной торговой сети. Но объединившись, сформировав партию однородной продукции, они смогут выйти уже на федеральный уровень и поставлять товары в сетевые магазины, - уверен министр.
В нашей стране уже есть положительный опыт работы агроинтеграторов. Пилотные проекты реализованы в Липецкой и Тульской областях. Минсельхоз России решил внедрить передовой опыт в масштабах страны.
Как сообщила врио директора Агентства развития сельских территорий Рената Бибарсова, на федеральном уровне прорабатываются правовые механизмы его реализации. В декабре прошлого года Госдума приняла в первом чтении законопроект об агрегаторах фермерской продукции. В этом году состоятся вторые чтения. В случае принятия документ вступит в силу с 1 сентября 2024 года.
Новый закон разрешит регионам самостоятельно принимать программы по созданию и развитию инфраструктуры сбыта фермерской продукции, что в конечном счете уменьшит число торговых посредников и удешевит сельхозпродукцию для покупателей.
Кроме того, субъекты РФ смогут оказывать господдержку малому агробизнесу в сбыте продукции. В приоритете - производители, которые создали сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Данный вид объединения был распространен в СССР, однако форма доказала свою эффективность и в условиях рыночной экономики.
Заместитель начальника управления экономики, инвестиций, развития предпринимательства, потребительского рынка и туризма администрации города Владимира Ольга Гарева рассказала о планах сделать Владимирский центральный рынок основной площадкой в области по реализации фермерской продукции.
Реконструкция Владимирского центрального рынка началась в прошлом году. Владимирцы уже сейчас могут наблюдать позитивные изменения: обновлены торговые залы, продолжается благоустройство прилегающей территории. В планах - ремонт и реконструкция фасадов и организация автоматической парковки. Здесь стало комфортно торговать, - такие отзывы дают продавцы, среди которых уже сейчас есть местные сельхозпроизводители и переработчики. Виктор Иванов, директор Владимирского центрального рынка, отмечает: льготы предоставляются как пенсионерам-продавцам, так и имеющим малые фермерские хозяйства.
- Мы всегда идем навстречу предпринимателям и фермерам. Рынок действительно обновляется, он изменился, мы работаем на репутацию и стремимся к лучшему ассортименту, обслуживанию, - сказал он.
Виктор Иванов рассказал, что для фермеров выделят половину отремонтированного помещения бывшего овощного павильона. Его площадь – 500 квадратных метров. Места можно арендовать уже сейчас.
Во Владимирской области около 300 представителей малых форм хозяйствования работают в аграрном секторе, и с каждым годом их число увеличивается - соответственно, растет и объем производимой продукции. Сельхозтоваропроизводители не только работают на экономику и создают продовольственную безопасность, но и несут огромную социальную нагрузку. Если в деревне есть хозяйство – там есть рабочие места, поддерживается и развивается инфраструктура, сохраняется уклад сельской жизни. Чтобы фермерское движение набирало силу и становилось все более популярным, запущен и успешно действует нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В прошлом году на региональном отборочном конкурсе было одобрено 15 заявок на открытие или расширение бизнеса. В этом году уже одобрено 20 заявок на общую сумму свыше 80 млн рублей. Агростартапы самые разнообразные: выращивание ягод и овощей, картофеля и грибов, разведение овец, коз и кроликов, пчеловодство и птицеводство. А это значит, что жители Владимирской области получат на свой стол свежие, вкусные, натуральные продукты от производителей из родной глубинки.