В начале лета на дороги областного центра вышли новые низкопольные пассажирские автобусы большого класса МАЗ-203. Они укомплектованы всем необходимым: автоматической коробкой передач, камерами видеонаблюдения, климатической системой и системой навигации, но главное новшество – для оплаты проезда в салоне установлены стационарные валидаторы нового образца. Эти устройства работают только с безналом и не выдают билеты.
Все нюансы использования таких безбилетных валидаторов 1 августа объяснил на брифинге начальник отдела безопасности движения компании «Владимирпассажиртранс» Дмитрий Кнутов.
Автобусы с новейшей системой переданы муниципальному перевозчику, чтобы обслуживать Загородный парк: это маршруты № 7С, 16С, 54 и 55С. В тестовой системе транспортные средства курсируют уже три недели, и пока статистика по оплате проезда муниципалов не очень радует. В машинах без кондукторов выручка падает. Причины этого во «Владимирпассажиртрансе» сейчас как раз и пытаются понять: то ли горожане сознательно не платят и ездят «зайцами» (мол, раз нет кондуктора, то и проверить наличие билета некому), то ли многие просто еще не разобрались, как работает новая система. Наверняка имеют место быть оба варианта. Однако факт остается фактом: при постоянном пассажиропотоке (который, кстати, автоматически считается умной системой учета пассажиров, установленной на каждой двери автобуса) диспетчер предприятия и водитель видят, что пассажиров в салон заходит больше, чем то количество, которое оплачивает дорогу.
- Чтобы с помощью стационарного валидатора заплатить за проезд, достаточно прикоснуться к его экрану, боковым или верхним панелям банковской либо транспортной картой. Если оплата проходит, прибор издаст характерный звуковой сигнал, а на экране появится зелёная галочка и стоимость поездки. Если же оплата по каким-то причинам не прошла (например, карта заблокирована или на ней недостаточно средств), то на экране высветится красный крестик, и звук будет заметно отличаться, - рассказал и наглядно продемонстрировал обе ситуации Дмитрий Кнутов.
По его словам, сейчас владимирцы привыкают не только к валидаторам, но и к тому, что система оплаты проезда в новых машинах - без выдачи бумажных билетов. Некоторые пассажиры думают, что отсутствие билета – это какой-то сбой, и прикладывают карту к валидатору дважды, а то и трижды. В итоге с карты списывается сумма за две-три поездки. Если такое произошло, пассажир всегда может обратиться во «Владимирпассажиртранс» с заявлением о возврате денежных средств.
Если человеку непременно нужен именно бумажный билет, то получить его тоже возможно. В этом случае оплачивать проезд через валидатор не надо: на любом остановочном пункте вы обращаетесь к водителю и покупаете билет за наличные.
Еще один важный вопрос: как без бумажных билетов подтвердить оплату проезда перед контролёром? Для таких целей у каждого проверяющего будет специальный прибор. Пассажир должен приложить к нему карту, которой оплачивал проезд, и устройство «увидит» эту операцию.
- Валидаторы нового образца, несмотря на то, что не выдают билеты, имеют ряд преимуществ перед теми, которые мы тестируем уже около года, - отмечают во «Владимирпассажиртрансе». – У новых приборов никакой механики - только электроника. Исключены случаи, когда водитель не так заправил бумагу и она замялась. Исключено стачивание шестеренки, которая эту бумагу подает. Исключены поломки фотопринтера.
В ближайшее время все валидаторы будут заменены именно на безбилетные.
- Пока что система действует в тестовом режиме, но в будущем будет рассмотрен вопрос о полном переходе на такой метод оплаты проезда в городском общественном транспорте, - сказал на брифинге Дмитрий Кнутов.
А что же злостные безбилетники? С ними во «Владимирпассажиртрансе» обещают по-прежнему бороться, вплоть до привлечения к этому вопросу полиции. Диалог с правоохранителями на эту тему сейчас как раз ведется.
Еще одной мерой воздействия на «зайцев» станет блокировка карт должников.