Потомки себежских крестьян спасли свою барыню-дворянку Анну Оржешко-Зотову и её дочь Валерию

В Себеже восстановлен через 100 лет уничтоженный в годы лихолетья памятник «державинским» барыням из имения Ямищи. Потомки бывших крестьян обращаются к власти: поставить захоронение на учёт, как памятник уездной архитектуры, чтобы впредь НИКОМУ неповадно было сносить исторические семейные святыни и занимать землю

Время собирать камни: сразу замечу, мать Анна Александровна ОРЖЕШКО и её дочь Валерия Люциановна ПЕТРОВА совсем не рядовые дворянки, а внучка и правнучка владельца сельца Ямищи Томсинской волости секунд-майора (по петровскому военному статусу) Якова Зотовича ЗОТОВА – управляющего себежскими поместьями великого русского поэта, учителя ПУШКИНА, Гавриила Романовича ДЕРЖАВИНА (1743-1816).

Следы были стёрты

с лица земли…

Именно во владениях ЗОТОВА жили мои предки ЛОБАНОВЫ, НИКОЛАЕВЫ и КОНСТАНТИНОВЫ. Да так, что барыни были у пращуров крёстными в Прихабской и Томсинской церквях. А это говорит о высоком положении родни. В 30-е годы прошлого века одни мои предки сами уехали (от греха подальше) в Сибирь, к «столыпинской» родне в Красноярский край, а другие (Михаил Николаев с семьёй) остались на родине и испытали всю тяжесть сталинских застенков в Себеже, Смоленске и соловецко-беломорских лагерях.

Только в 90-х я узнал, кем и где была моя реабилитированная родня. Сперва испытал чувство гордости, так как храню от бабушки Лизы серебряные карманные часы деда Ивана (с памятным медальоном и цепочкой на шею), а сестрёнка Регина Васильевна – серебряный николаевский рубль. Но, узнав о наших барынях, стало стыдно за державу.

Произошло это в 2013 году, когда земляк по Ямищам Алексей НИКИФОРОВ (ныне боец разведроты на СВО) прислал фото польского кладбища в Себеже с разбросанными надгробиями ЗОТОВЫХ-ОРЖЕШКО. Общая усыпальница хозяйки имения Анны и её дочери Валерии была практически стёрта с лица земли, заросла кустарником, деревьями и стала свалкой для стекла и мусора. Сердце облилось кровью. Чтобы поднять огромные плиты, требовался кран или лебёдка (как сносили – ума не приложу). При этом хотелось верить, что памятник барыне будет восстановлен при поддержке властей, да и товарищи справа и слева обещали, мол, только свистни.

 

Но то ли я свистеть разучился, то ли общаться с властью. А скорее всего, в России спасение утопающих – дело рук самих утопающих. В 2020 году напечатал такие строки: «Сегодня в Ямищах почти ничего не говорит о роде Зотовых-Оржешко – нет ни усадьбы, ни указателя на погост в Чепелёво с его космическими Поклонными крестами. Исчез даже огромный жернов с ветряной барской мельницы. А гранитные плиты Анны ОРЖЕШКО (ЗОТОВОЙ) и её дочери девицы Валерии уничтожены в Себеже. Но ещё живы! А ведь сюда, на польское кладбище себежан, где 300 лет граница ходила в одну и другую стороны, где власти менялись, а люди жили – можно было бы водить туристов! Одни только «Красные Врата с колокольней» на горе чего стоят!»

Увы, в прошлом году украли с православного погоста Чепелёво (сразу за Ямищами) тот самый космический Крест XVI века. Если помните, мы искали всем миром, увы, тщетно. Да и на себежском кладбище с каждым годом становится всё меньше надгробий, словно готовятся повторить судьбу еврейских, где остались считанные единицы. Могло исчезнуть и престижное место дворян ОРЖЕШКО-ЗОТОВЫХ...

Но чудеса в нашей жизни

всё же случаются!

Я заглянул на улицу комбрига и партизана Марго (к слову, воевавшего в Ямищах и Одерёво) вместе с комиссаром автодесанта, лётчиком морской авиации из Острова Геннадием ИЛЬИНЫМ. Друг оценил ситуацию на погосте взглядом военного: «Олег, не надо никаких лебёдок от поисковиков и крана от власти. Тяжело, но сами осилим! Вспомним русскую смекалку и египетские пирамиды…»

И вот в одну из суббот здесь оказались потомки зотовских крестьян секунд-майора: автор этих строк, мои себежские племянники Сергей и Александр ЛАБАНОВЫ, а также комиссар ИЛЬИН. Последнему досталось от тёмных сил в разы больше за инициативу. На свалке-усыпальнице Геннадий серьёзно поранил стеклом ногу, причём через кроссовки, но нашу работу не остановил.

Следом пошли в дело: фалы, брус, топоры, лом, мачете, грабли, лопаты, мешки и даже мётлы.

Осмотр показал, что гранитный памятник на треть ушёл в землю, средняя часть основы исчезла, а белый ангел с навершия тупо разбит. Народа маловато, хоть сам рожай. Но мы справились! Ещё и Боженька прислал «случайного» себежанина Владимира (одного из детей барынь звали Владимир. – О.К.). Привели всё в божеский вид, хотя есть к чему придраться (ау, потомки зотовских крестьян, загляните сюда хоть раз в году. – О.К.).

 

На языке официальных

Архивных документов…

Наша справка: «1668 г., сельцо Ямищи 6 дворов (22+22) с деревнями: Задорожье 1 дв. 9+10, Крылова 5 дв. 16+15, Одеровка 12 дв. 20+15, Баброва 5 дв. 24+29, Кастучиха 7 дв. 16+21. Всего 34 двора 107+112 владения секунд-майора Якова ЗОТОВА. Селения – на суходоле при копаных колодезях, дом господской деревянной средственной архитектуры и при нём сад…».

Уточню: ОДЕРЁВО – родина моей матери Нины Ивановны, КОСТУЧИХА – отца Василия Максимовича. Вокруг владения тайного советника Гаврилы ДЕРЖАВИНА, проживавшего в новгородском имении Званка, куда наш управляющий Яков ЗОТОВ посылал на работу и своих крестьян, то есть наших предков. А это державинские себежские деревни: «дер. Канинова 15 дворов 52+40, Ермолаева 11 дв. 33+30, Ковыряева 11 дв. 35+32, Крупелева 7 дв. 29+30, Леохнова 13 дв. 48+50, Острилова 9 дв. 43+44, Стахнова 4 дв. 15+10, Цепилева 6 дв. 28+19, Зуева 15 дв. 42+79. Всего 91 двор 325+334» (за собранные в архивах данные спасибо учёному Николаю Меньшову. – О.К.).

Во время же поисков я узнал про ещё одно родовое захоронение: «Внутри дачи сельца ЯМИЩИ есть сельцо ВЕРХОВЩИНА общаго владения прописных там ОДНОДВОРЦЕВ: Михайлы Васильева сына Магалевскаго... и Ивана Мартинова (ЛЕОНОВА)». Уверен, последний никто иной, как внук Леона САБАТКОВСКОГО, двухметровый памятник которому заброшен на польском погосте, но уже в Томсино. Все эти годы мы с краеведами гадали, что же это за «панцирный боярин», которого нет ни в русских, ни в польских списках, и записан рядовым крестьянином. Теперь говорю вам: Сабатковский – не томсинский крестьянин, а по петровскому гражданскому статусу ОДНОДВОРЕЦ из Ямищ, уважаемый потомок СЛУЖИЛЫХ людей XVII века (из детей боярских, стрельцов, казаков, дворян, шляхтичей, не сумевших документально подтвердить своё дворянство. – О.К.). Позже его потомки перейдут в православие, переедут в Томсино, а мои барыни Зотовы по-соседски будут у них крёстными (см. Метрические книги за 1869 г.). Ларчик всегда открывается!

По факту: у Якова Зотовича ЗОТОВА был сын Александр, а у него дочери: Наталья, Олимпиада, Анна и София. Первая вышла в Прихабах за внука героя войны с Пугачёвым Бошняка, Анна – за волынского дворянина-поляка ОРЖЕШКО (вскоре сосланного в Сибирь, не исключено, что популярная писательница Элиза Оржешко его дальняя родственница), София – за мирового посредника 2-го участка ПЕТРОВА (станет вдовой), семейная судьба Олимпиады пока неизвестна. А вот дочка Валерия Оржешко была крёстной моего деда, и умерла девицей вместе с матерью в 1912 году – с разницей в месяц. К слову, после отмены крепостного права, в 1864-1865 годах, выкупной акт на земли ЗОТОВА от крестьян дер. А(о)дерёвка подписал мой прапрапрадед Федор ЕВФИМОВ (НИКОЛАЕВ), а от дворян – барыни София, Олимпиада и Анна.

Воспоминания

бабушки Лизы…

В 70-х годах, когда я был школьником, моя бабушка Елизавета Степановна НИКОЛАЕВА-ЛАБАНОВА рассказала, что в детстве работала в няньках у барыни Анны в Ямищах, вспоминала «про добрую дочь барыни Валерию», которая была крёстной у моего деда и её будущего мужа Ивана (19/21 марта 1891 г.). А однажды решила подарить, на день рождения Вани, деньги на гармонику, но злая ключница-немка сбежала со шкатулкой. Гармонь Ивану всё же купили, он прошёл Первую мировую, был ранен, отлично играл, чем и очаровал Лизавету: «Барыня же любила, когда крестьяне шли в Ямищи на работу и пели песни». Одну из таких свадебных песен я даже записал, но потом, увы, потерял.

Последний раз фамилию Зотовых увидел в 1922 году в списках выборщиков (Софию ПЕТРОВУ, 1852 г.р., сестру Анны). Позже всех Оржешек из Ямищ и Чуйкевичей из Томсино коллективизаторы выселят, дома отнимут... Концы одной из ветвей ОРЖЕШКО я нашёл в Смоленске (воспоминания внучки-библио-
текаря), но пока нет полной уверенности, что это потомки нашей барыни.

Что нового

будет там, впереди?

Если не сегодня, то завтра нам останется сделать рядом табличку: «Памятник Анне и Валерии ОРЖЕШКО (ЗОТОВЫМ) установлен в 1912 г.
тщанием дочери Евгении Люциновны ОРЖЕШКО. Восстановлен в июле 2024 г. потомками благодарных крестьян-крестников НИКОЛАЕВЫХ и ЛОБАНОВЫХ из
д. Одерёво!».

Увидеть Рим и не увидеть Колизей – считай зря съездил, – это то же самое, что и в Париже не побывать на Эйфелевой башне, в Москве – на Красной площади. В родном Себеже, кроме Замковой и Петровской горы, надо увидеть исчезающие «Красные Врата» с колокольней и неповторимые усыпальницы знаковых дворянских родов края.

 

ОТ АВТОРА: уже дома вспомнил слова друга, известного псковского и себежского краеведа, защитника Аннинского, Романа ЧЕРНОВА: «Впервые вижу крестьян, которые через 100 лет бьются за спасение своей барыни. Но в этом, наверное, и есть истинный смысл любви к малой родине!» Спасибо тебе, Роман, мы тоже так думаем.

А завершился у всех нас «Зотов день» субботником в родовой деревне Одерёво у 6-метрового Поклонного креста, поставленного несколько лет назад благодарными томсинцами вместе с Главой района Леонидом Курсенковым. Вот бы ещё на месте второго уничтоженного Покровского храма в Томсино (бывшей школы) такой же установить! Время и на самом деле собирать камни, земляков, родню и туристов.