В больнице раненый мужчина прожил четыре дня, но спасти его жизнь врачи не смогли.
В ночь с 8 на 9 сентября 2023 года в дверь одного из крестецких домов забарабанил мужчина. Хозяйка, Анна Николаевна, была в помещении одна, но – смелая женщина – вышла во двор, чтобы посмотреть, кого нелёгкая принесла.
С той стороны забора был сосед – 45-летний Сергей Пантелеев. Женщина сразу поняла – пьяный. Мало того, разглядела на его лице и руках следы, похожие на пятна крови.
– Ты чего? – спросила женщина.
– Беда, – произнёс Пантелеев. – Я Сыромятникова порезал. Позвони в «скорую»…
– А сам чего не позвонишь? – спросила женщина.
– Потерял мобильник, – честно признался мужчина.
Женщина вернулась в дом, взяла свой мобильный телефон. В службе «112» сразу же перевели на «скорую». Анна Николаевна рассказала обо всём: мол, к ней только что пришёл пьяный сосед, сказал, что своего товарища порезал.
– Пьяный? – переспросила диспетчер. – А вы раненного видели?
Анна Николаевна ответила, что не видела. Диспетчер попросила пройти вместе с соседом в его дом и своими глазами посмотреть, что там произошло. Не привиделось ли чего ночному гостю спьяну?
И то – правда. Женщина накинула на себя куртку и вместе с Пантелеевым отправилась в его дом.
– Вот он, гад! – хозяин дома провёл Анну Николаевну на кухню.
На полу лежал Сыромятников, 55-летний мужик, живший на той же улице. Всё лицо его было разбито в кровь. Но мужчина был жив, стонал.
Вдруг Пантелеев схватил уже сломанный стул и ещё раз огрел им Сыромятникова.
– Ты что делаешь-то, Серёга? – возмутилась женщина. – Он и так еле живой!
– А чего он такое про Светку говорил?! Мало ему!
Женщина ещё раз набрала номер «скорой» и подтвердила, что вызов отнюдь не ложный, в доме лежит окровавленный человек. Жив, но плох.
Сразу после этого по адресу выехала «скорая помощь.
* * *
Женщина знала, что Светка, о которой зашла речь, – шестнадцатилетняя дочь Пантелеева.
С женой он расстался лет десять назад. Все знали: из-за запойного пьянства. Кодировался, и не раз. И хоть в трезвом состоянии был работящим, супруги решили расстаться, сохранив тем не менее товарищеские отношения. А дочь Пантелеев искренне любил – это знали все. Как мог, баловал, дарил подарки, обязательно приходил на дни рождения. И старался не напиваться при дочери.
– А что он про Светку-то говорил? – спросила Анна Николаевна.
– Гадости всякие! – ответил Пантелеев.
Женщина понимающе кивнула головой. И ушла к себе домой.
* * *
Первыми на место ЧП приехали сотрудники полиции, которым со станции «скорой помощи» поступило сообщение о том, что в одном из крестецких домов находится окровавленный человек.
Пантелеев был на улице, рядом с домом. Он не сподобился даже стереть кровь со своего лица.
Как вспоминал один из оперативных сотрудников, от мужчины исходил резкий запах алкоголя. Первое, что он сказал: «Возможно, я убил человека».
Зайдя в дом, полицейские увидели лежащего на полу человека. Сразу же обратили внимание на то, что штаны на нём были спущены ниже колен, а футболка поднята до уровня груди. На лице и на полу было много крови.
Рядом валялся сломанный стул – тоже со следами крови. Она была и на металлическом ковше жёлтого цвета, который лежал рядом с потерпевшим.
Он хрипел, но ничего членораздельного сказать не мог.
В это время подоспели и сотрудники «скорой помощи». Когда они стали осматривать потерпевшего и перевернули его, оказалось, что в животе, в нижней его части, – воткнутый нож.
По словам фельдшера, у раненого мужчины глаза были закрыты, он ещё пытался что-то говорить, но разобрать слова было невозможно. Потерпевшему оказали первую медицинскую помощь, потом, в крайне тяжёлом состоянии, доставили в Новгородскую областную клиническую больницу.
Спустя четыре дня, 13 сентября 2023 года, мужчина скончался, не приходя в сознание.
* * *
О том, что сосед избил и пырнул ножом Сыромятникова, его жене сообщили сразу после того, как одного увезли в больницу, а другого – в следственный изолятор.
Поверить в трагическую разборку двух уже немолодых мужчин было трудно: в прошлом они работали на одном предприятии, дружили, вместе выпивали. Никаких конфликтов никто не помнил.
В тот день Сыромятников ходил за грибами. Но его возвращения жена так и не дождалась: из леса он прямиком отправился к Пантелееву.
Протрезвев, тот подтверждал следователю: да, товарищ пришёл к нему с корзинкой грибов. И не только – с собой принёс литровую бутыль спирта. При этом гость был уже нетрезв.
В ходе допросов на следствии, да и в суде – тоже, Пантелеев стоял на том, что гость вдруг начал оскорблять его дочь, и стерпеть это он не смог.
Припоминал, что, как только его «задели слова Сыромятникова», он столкнул того со стула. И им же нанёс первый удар, куда именно – не помнил. Потом потащил гостя выходу, но тот якобы сопротивлялся и пытался нанести ему удар своим маленьким грибным ножиком. Показывал свою шею, на которой можно было разглядеть царапину. Уже на кухне Пантелеев схватил с тумбочки ковшик и стал бить им гостя по лицу.
Что было дальше, когда и почему он взял в руку нож, обвиняемый, по его словам, не помнил. В памяти осталось лишь то, как бежал к соседке и просил её вызвать скорую медицинскую помощь.
Соседка находилась в доме считанные минуты, увидев страшную сцену, поторопилась выбежать из дома. В ходе следствия ей задали вопрос, видела ли она нож, торчавший в животе потерпевшего. Женщина ответила отрицательно.
Из материалов дела:
«Свидетельнице была предъявлена фотография с места происшествия, на которой видно, что в живот потерпевшего воткнут нож. Пояснила, что в момент ее прихода в дом на животе лежащего мужчины каких-либо ран, порезов, следов крови не было, нож в животе потерпевшего отсутствовал».
Эксперты же пришли к выводу, что всего потерпевшему нанесено «два удара стулом в область лица и туловища с переломом двух рёбер, десять – металлическим ковшом в область головы, семнадцать – ножом в область головы и туловища».
* * *
Несмотря на то, что очень многого Пантелеев просто не помнил (на дне литровой бутыли со спиртом, которую принёс Сыромятников, осталось не больше рюмки), свою вину в смертельной расправе над товарищем он не отрицал. Подтверждал, что в роковую ночь они были в помещении только вдвоём, и ни кто иной не мог быть причастен к гибели Сыромятникова. При этом подчёркивал, что убивать товарища не собирался, но «хотел причинить физическую боль за его слова».
Когда Пантелеев уже находился в следственном изоляторе, он попросил родную сестру передать вдове погибшего деньги – 50 тысяч рублей. Всё, что у него оставалось. Тщательно объяснил, где в его доме находится «нычка».
Сестра деньги нашла и сделала так, как просил брат.
В суде она говорила:
– Получив известие о случившемся, утром я приехала в дом к брату, чтобы убраться. На полу были следы крови. Впоследствии брат писал мне письма и повторял в них, что не может поверить в произошедшее, раскаивается в содеянном. Мне трудно понять, почему брат так поступил. Когда трезвый, он трудолюбивый и отзывчивый.
Сам Пантелеев в суде отказался давать показания, воспользовавшись нормой ст. 51 Конституции РФ. Но подтвердил всё то, о чём писал в явке с повинной и рассказывал на предварительном следствии. В последнем слове принёс извинения вдове погибшего от его рук человека.
Наряду с этим к числу смягчающих вину обстоятельств суд отнёс активное способствование расследованию преступления, раскаяние в содеянном, наличие несовершеннолетней дочери.
Поскольку факт оскорблений в её адрес со стороны погибшего опровергнут не был, ещё одним смягчающим обстоятельством признана «противоправность и аморальность поведения потерпевшего.
Установлено и одно отягчающее обстоятельство: совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения. Согласно выводам суда, «это влияло на контроль поведения Пантелеева, который, по заключению комиссии судебно-психиатрических экспертов, имеет признаки наркологического расстройства – синдрома зависимости от алкоголя 2 стадии».
До конца невыясненным остался один вопрос: почему у смертельно раненного человека оказались спущены до колен брюки. Сам Пантелеев объяснить это никак не мог: не помнил. Но следов сексуального насилия судебно-медицинская экспертиза не обнаружила.
Окуловский районный суд приговорил Сергея Пантелеева к 8 годам и 8 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. В прошлом, кстати, судим он не был, но на протяжении двух последних лет привлекался к административной ответственности за появление в общественных местах в состоянии опьянения.
В качестве компенсации морального вреда вдовы погибшего с осуждённого взыскан 1 миллион рублей.
Алексей КОРЯКОВ,
Крестцы
(Все имена и фамилии изменены – Прим. ред.)