Популяризация в территориях и на уровне всей страны собственной продукции и собственных уникальных брендов – один из важных шагов на пути к импортозамещению и обеспечению продовольственной безопасности
В сфере предпринимательства в последние годы родился даже специальный термин - «бизнес-патриотизм». За сочетанием этих двух слов – целая идеология: формирование у людей культуры потребления именно отечественной продукции.
Если вдуматься в суть, то приверженцев нового бизнес-тренда можно только похвалить за масштабность задачи, которую они перед собой поставили. Представьте: за последние лет тридцать россиян планомерно отучали делать выбор в пользу российских товаров. Одежда, косметика, парфюмерия – все должно быть зарубежных брендов, потому что за границей делают лучше и качественнее, насаждала нам реклама. И, конечно, еда и кухня тоже попали в этот список. «Самые крутые повара – французы». «Лучшие сыры – во Франции и Италии». «Если говядина, то мраморная – как в Японии, США и Австралии». И даже русское «варенье» в российских же ресторанах стали превращать в благородно звучащий «конфитюр». Опять же на французский манер.
- Следствием таких навязанных устоев стало то, что наша отечественная продукция в сознании населения перестала ассоциироваться с характеристиками качественной, и эту ситуацию теперь необходимо менять. Даже если наша продукция дешевле, рука тянется к импортному. А ведь главным критерием должна быть не цена, как сейчас, а общественная значимость продукта, - заявлял первый заместитель председателя комитета Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению Сергей Морозов. – Продукты «made in Russia» должны у всех ассоциироваться с понятиями «органическое», «зеленое» и со стабильным качеством. И стратегии развития бренда «Сделано в России» должны занять одни из лидирующих позиций в повестке импортозамещения.
Свое, родное
Привлечь внимание производителей к исконно русским продуктам и гастрономическим брендам помогают не только тематические выставки-продажи, но и кулинарные фестивали, праздники с отсылкой к славному прошлому и местным традициям. Такие как, например, культурно-исторический фестиваль «Владимирская вишня». Он как раз на днях прошел во Владимире и вновь погрузил жителей и гостей города в историю происхождения вишни в наших краях, познакомил с традиционными промыслами, ремеслами и кухней региона.
Как и в предыдущие годы, главными локациями фестиваля стали Спасский холм и пешеходная улица Георгиевская – исторический центр Владимира, имеющий прямое отношение к распространению «культа вишни» не только по исконно владимирским землям, но и по столичным, если мыслить масштабами государства разных его периодов.
Это здесь, на освещенном и обогретом ласковым солнышком южном склоне огромной чаши-котловины на месте будущего «Патриаршего сада», между широким суздальским Опольем и темными муромскими лесами в далеком XII веке были посажены первые хрупкие саженцы вишни – пока даже не акклиматизированные, но уже с очень большим потенциалом.
Слава владимирских ягод
Некоторые исследователи предполагают, что гибрид дикой степной вишни и черешни (то, что мы зовем «вишней обыкновенной») попал к нам с далекого Кавказа. Сладкая ягода могла, например, приехать к нам в обозе грузинского святителя Антония. Однако самая распространенная версия все-таки другая. Она рассказывает, что вишня приехала во Владимиро-Суздальское княжество в обозах Андрея Боголюбского с Киевской земли.
- За первыми вишневыми деревцами владимирцы очень тщательно ухаживали. Их укрывали от холода, пригибали к земле, окучивали, делали все, чтобы новая для нашей полосы культура прижилась. И эти старания были вознаграждены. Благодаря столь бережному отношению вишня акклиматизировалась и стала обильно плодоносить, - рассказывает Валентина Блинова, более 30 лет проработавшая на Владимирской городской станции юных натуралистов «Патриарший сад».
Об истории происхождения вишни в наших краях, да и о вишне вообще Валентина Васильевна может рассказывать бесконечно, ведь она сама лично проводила научные и культурологические исследования этого вопроса. По ее словам, поначалу «география» вишни у нас была особая. Если ее куда и сажали, то только в княжеские, боярские и монастырские сады, и только гораздо позднее драгоценные деревца появились в садах простых горожан и крестьян. Зато уж как появились, так почти сразу заняли почетное место.
В XVIII веке во Владимире было уже несколько сотен вишневых садов. Ученый путешественник Иван Лепехин, находясь у нас в экспедиции по поручению Академии наук, в 1768 году писал: «С непривычки трудно было уснуть. Ночью в городе, сплошь покрытом вишневыми садами, ни на секунду не молкнет стук колотушек, которыми владимирцы отгоняют птиц от созревших вишен». Такие же сведения есть и в областном архиве в описаниях Веселовского, Дубенского и Доброхотова. Чтобы бороться с птицами, поедающими урожай спелых вишен, по всей Владимирской губернии строили специальные двухэтажные сооружения – «лачуги», «вышки», «хоры», «клячуги». На первом этаже сторож отдыхал, а второй этаж служил смотровой площадкой, от которой шли веревки к заборам и высоким деревьям. На прикрепленных досках развешивали разные шумовые предметы, и как только караульщик видел летучих хищников, так сразу начинал изо всех сил дергать за веревки, создавая шум и отпугивая пернатых. Некоторые владимирские исследователи называли происходящее даже «празднеством ведьм и домовых» - так невероятно громко шла битва с птицами за урожай.
В XIX веке Владимир занимал первое место по выращиванию вишни. По железной дороге ее везли прямиком в крупные города - в Москву и Петербург. Прибыль у владельцев была хорошая - от 100 до 200 тысяч рублей, говорится в «Географическом словаре Российского государства». Вкуснейшую владимирскую вишню обожали многие знатные особы. Шла она и на десерт для царской семьи.
Писатель Антон Чехов для своего сада в подмосковном Мелихове приобрел в 1892 году сразу 50 вишен из Владимира. После выхода пьесы «Вишневый сад» Иван Бунин обрушился на него с критикой: «Где видел Чехов в России огромные вишневые сады? Яблочные были, вишневых не помню». А вот история Владимирского края все прекрасно помнит. За владимирской вишней приезжали владельцы ликеро-водочных заводов, кондитерских фабрик. У нас были даже не сады, а целые вишневые леса. И покупали у нас не только ягоды и саженцы, но порой и землю, потому что считали, что именно владимирская земля обеспечивает такой хороший вкус плодов.
Также в былые времена Россия экспортировала в Европу плодоножки от вишен - как лечебное средство. А из ферментированных листочков до сих пор получается прекрасный лечебный чай.
Сохраняя старинные сорта
Сегодня специалисты называют разное число владимирских сортов вишни, отличающихся друг от друга и внешними признаками и вкусовыми качествами.
Родителева вишня признана российским стандартом – как раз с ней сравнивают все прочие сорта. По форме ягоды напоминают «репку», цвет темно-красный, почти черный. Вкус - с оптимальным сочетанием сахара и кислоты.
Именно Родителева вишня занимала когда-то три четверти вишневых садов губернии, вишни росли на всех возвышенных берегах Клязьмы и Лыбеди, южных склонах речных долин и оврагов Вязников, Суздаля, Гороховца.
Сайка - второй после Родителевой сорт вишни по степени распространения. Плоды несколько меньше, чем у Родителевой, тоже темно-красные, но мякоть более кислая.
Бель - урожайный и морозоустойчивый сорт владимирской вишни, получивший название за светло-розовый сок.
Левинка - по имени вошедшего в городскую черту Владимира села Левино поле. Ягоды крупные, но не такие вкусные, как у сорта Родителева. Их в основном пускали на переработку.
Был во Владимире еще один особенный, можно сказать, аристократический сорт вишни - Васильевская. Ягоды этого сорта самые крупные и сладкие, мякоть изжелта-розовая и до того прозрачная, что на просвет можно увидеть косточку (видимо, превалировали черешневые гены). Ее плоды ценились настолько высоко, что в переработку их не пускали, а ели исключительно в свежем виде и подавали как лакомство к столу знатных особ. Этот сорт попал в «Патриарший сад» из суздальского Васильевского монастыря, куда его привезли монахи с греческого Афона. Во Владимире их росло всего 100 кустов.
К большому сожалению, этот особенный местный сорт оказался на редкость своенравным: плохо переносил морозы, чаще других сортов подвергался атаке вредителей и плохо размножался. В результате в советский период интерес к нему был почти утрачен.
- К началу 80-х годов в «Патриаршем саду» Васильевская вишня оказалась представлена всего одним экземпляром, да и тот в итоге погиб от неблагоприятных условий, - рассказывает Валентина Блинова. - За годы работы в поисках этого сорта мы с коллегами объехали всю область: были в Юрьев-Польском, Суздальском, Гороховецком, Собинском, Вязниковском районах - там, где вишневые сады еще сохранились. Лазили по заброшенным садам во Владимире. Все впустую.
В сентябре 2013 года, когда во Владимире праздновали день города, Игорь Шувалов, тогда первый вице-премьер правительства РФ, побывал в «Патриаршем саду» и искренне заинтересовался историей про утраченный сорт вишни. Уже через неделю его сотрудники связали «Патриарший сад» с Всероссийским институтом растениеводства им. Н.И. Вавилова РАН. Выяснилось, что в этом институте Васильевская вишня есть, но тоже всего одно дерево. В декабре 2013 года Валентина Блинова отправилась в Санкт-Петербург и привезла на историческую родину черенки - шесть аккуратно срезанных веточек, запечатанных воском. Весной 2014 года их привили на Госсортиспытательном участке в поселке Садовый Суздальского района и сделали попытку возродить утерянный сорт.
Ну а поддерживать культурную память владимирцев решили масштабным ежегодным праздником - с экскурсиями по «Патриаршему саду», ярмаркой и, конечно, тематическими угощениями. Фестиваль в честь вишни с отсылкой на старинный праздник сбора ягод город проводит до сих пор.
Праздник, который мы заслужили
Живой символ города - вишню - прославляли во Владимире 14 июля. Как и в прошлые годы, администрация муниципалитета организовала на Спасском холме и пешеходной Георгиевской улице большую интерактивную программу: концерты, фотозоны, занимательные мастер-классы, «вишневые» квесты и многое другое.
Так, на площадке под названием «Чудо град - вишневый сад» посетителей знакомили с традиционными промыслами и ремеслами региона. Участниками фестиваля стали более ста мастеров. Здесь же, на главной сцене праздника, лучшие владимирские коллективы по очереди выступали с вокальными композициями, в которых поется о вишне. Жителей и гостей города поприветствовала заместитель главы администрации города Елена Запруднова.
На Спасской улице все желающие в стилизации XIX века разучивали исторические танцы – светские и народные. Площадка называлась «Вишневая кадриль». Барышни кружились в пышных платьях и шляпках – в том числе яркого вишневого цвета.
На смотровой площадке у музея «Старая аптека» жители Владимира читали вслух «Сказки с вишневым вареньем». Интерактив собрал как детскую, так и взрослую аудиторию, ведь сказки – это далеко не всегда про детей, у всех их сюжетов и образов есть четкая цель - воспитать в людях (как детях, так и взрослых) правильные качества!
При нас зрители слушали сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик», в которой причудливым образом сплелись реальность и волшебство. Угощаясь вишневыми леденцами, парочка дошколят вслух гадала, на что же девочка Женя потратит самый последний лепесток. Взрослые вокруг улыбались.
«Владимирский базар» и «Купеческая ярмарка» - две торговые площадки праздника (на Спасской и Георгиевской улицах). На них можно было приобрести ягодные угощения и сувенирную продукцию, и там же прошла историческая реконструкция купеческой ярмарки: костюмированная театрализованная постановка, которая рассказала, как купцы из ближайших городов России скупали оптом у местных продавщиц владимирскую вишню на зимний сезон. Наши ягоды и сегодня великолепны, дадут фору любым привозным, уверена Ольга Лукащук, руководитель питомника «Сады Луки». На праздничную ярмарку во Владимир из села Малышево Селивановского района она привезла свежую вишню, малину, голубику – к прилавку тут же выстроилась очередь покупателей.
- В ярмарках-фестивалях «Вишневый спас» или «Владимирская вишня» мы принимаем участие каждый год: представляем свою продукцию - всегда свежую и вкусную, - рассказала Ольга Николаевна. – У нашего питомника полтора гектара земли, мы все выращиваем и собираем своими руками. Представлена разная плодово-ягодная продукция - вишня, черевишня, груши, яблони, голубика, малина. Одной только вишни сходу назову четыре сорта, все отечественные: Чудо-вишня, Дюк, Владимирская, Призвание.
Где ягоды - там и свойское варенье. Феруза Бакеева - инженер-строитель по образованию - варкой домашнего варенья увлеклась примерно пять лет назад, но за это время уже успела прославиться как во Владимире, так и за его пределами. «Владимирская фея варенья» - так ее однажды назвали благодарные дегустаторы, и это ласковое прозвище тут же за ней закрепилось. В ее коллекции – около 100 рецептов лакомства, начиная от классических и заканчивая самыми необычными сочетаниями. На городской праздник приехало варенье «Вишня с пряностями», «Вишня с шоколадом», «Вишня с кофе с лепестками миндаля», «Вишня с шоколадом и коньяком», «Вишня-абрикос», «Вишня-клубника», «Вишня с косточкой».
- В этом году из-за майских морозов урожай собственной вишни совсем небольшой, приходится ягоды покупать, но несколько баночек у меня сохранились еще с прошлого года. Это чисто наша владимирская вишня, - рассказывает Феруза Бакеева, демонстрируя баночку с рубиновым содержимым. - Сейчас молодые семьи, к сожалению, уходят от традиции варить варенье, а я, наоборот, несу это свое увлечение в массы. Готовить десерты самим обязательно надо! Это вкусно, полезно, плюс сам выбираешь количество сахара. Консервантов здесь нет, все натуральное. В магазине такое не купишь. И, конечно, если сварил своими руками – значит, душу вложил.
В прошлом году фея владимирского варенья поставила личный рекорд: сварила 280 литров лакомства по разным рецептам. Спрос на ее сладкие заготовки есть всегда: разбирают и на праздники, и на корпоративные подарки, и на сувениры. Некоторые даже друзьям зарубеж отправляют: там такой вкусноты не сыщешь, говорят.
- Я варю варенье небольшими партиями – порядка двух-трех литров на один рецепт. Это влияет на вкусовые качества конечного продукта, получается вкуснее: ягода целостная, ароматная. И опять же: небольшой объем – это фактически авторская работа, штучный товар, - делится секретами своего мастерства Феруза Бакеева.
Ресторатор Игорь Кехтер - еще один эксперт в сфере авторских угощений. В 2020 году в Гавриловом Посаде, на родине владимирского тяжеловоза - известной породы лошадей, он открыл первый в России «Музей российских национальных напитков».
Историей «пития» и сбором рецептов Игорь Эрикович занимается более 30 лет. Многолетний опыт смелого экспериментирования и накопленные знания позволили создать свой алфавит настоек и наливок на каждую букву алфавита и возродить производство напитка с тысячелетней историей: меда ставленого. Во Владимире у Игоря Кехтера сейчас работает гастробар «Настоять на своем». На празднике в честь владимирской вишни заведение импортозамещало натуральными безалкогольными лимонадами зарубежные газировки, а настойками и наливками - градусную продукцию. Владимирская вишня - тоже часть этой большой истории.
- У нас есть настойки разных видов, одна из которых называется именно «Владимирская вишня», это дань нашему славному прошлому. Это не сильно крепкий напиток, на натуральных продуктах, сладковатый с кислинкой. Еще есть напиток «Ратафия», его доводят до готовности концентрированным соком. В честь праздника мы тоже привезли вишневый вкус, но есть и малиновый, смородиновый, грушевый. Вместо сахара в этот напиток идет фруктоза, - рассказала бармен гастробара Ольга Феськова. – Еще есть вишневый питейный мед – это тоже наше производство. Он бывает обычный, а бывает выдержанный бочковой, который напоминает вино. Есть выдержанная пятилетняя медовуха, ей можно заменить игристое вино. Варенье тоже готовим сами: это, по сути, наша сувенирная продукция, есть чисто вишневое варенье, а есть сочетание вишня-огурец. И вишня, и огурец – это известные на весь мир бренды Владимирской области, поэтому мы решили объединить два популярных туристических продукта в одном варенье. Они достаточно хорошо сочетаются между собой, и вкус играет. Вишня в варенье идет чисто владимирская. Вообще концепция и философия нашего гастробара предполагает использование именно локальной продукции. Что-то мы сами выращиваем, а что-то приобретаем у проверенных поставщиков, но все они именно из Владимирской области. Это одно из основных наших правил, от которого мы отступаем только в крайних случаях. Например, когда создаем напиток из нехарактерных для нашего региона продуктов: с лимонным или, скажем, дынным вкусом.
- Культурно-исторические гастрофестивали, как «Владимирская вишня», нужны регионам именно для того, чтобы демонстрировать свой профессиональный уровень, формировать вкус гостей в области кулинарии и ресторанной гастрономии. Они не только пропагандируют наши исконные традиции, но и вносят свежую струю, дают креативные идеи, знакомят с людьми, которые делают по-настоящему творческие вещи, - отметила начальник управления культуры администрации города Владимира Елена Ермакова.
С «вишневым» настроением областной центр гулял аж до десяти часов вечера. В рамках праздника администрация муниципалитета подвела итоги открытого городского конкурса «Владимирская вишня» и в торжественной обстановке передала Символ Года Семьи от города Владимира Вязниковскому району. Завершился фестиваль большим концертом: на главной площадке на Спасском холме выступили музыкальный театр «Разгуляй», песенно-танцевальный ансамбль «Сузорье» и другие гости праздника.