Спустя 20 лет после преступления убийцу пенсионера нашли в панковской «семёрке» – исправительной колонии строгого режима №7, расположенной в близлежащем от Новгорода посёлке Панковка.
«На дело» тот отправился не в одиночестве, но его подельника на скамье подсудимых не было: он уже умер.
Что же касается самого преступления, то труп 72-летнего пенсионера в одном из частных домов Малой Вишеры 21 февраля 2003 года обнаружила родственница, приехавшая из Санкт-Петербурга. Погибший лежал на полу. Его лицо было накрыто подушкой, а руки и ноги связаны верёвкой. В доме царил беспорядок, несвойственный старику: были разбросаны вещи, перевёрнуты бумаги, ящики в шкафах небрежно выдернуты из пазов. Сразу же обращало на себя внимание и то обстоятельство, что из дома пропал телевизор.
Пенсионер жил одиноко. В собственном одноэтажном доме, расположенном на окраине города. Не бездельничал. У него был неплохой приусадебный участок и «хозяйство»: коровы, куры, утки. Считалось, что Роман Сергеевич «справный» хозяин, денежный, из тех, кто чужого не возьмёт, но и своего не отдаст.
Не пил. Друзей к себе не водил. И такая кончина вызвала немало пересудов в городке.
В ту пору подозревать было решительно некого. Сотрудники милиции провели «подворовой» обход, опросили всех, кто поддерживал с пенсионером отношения. Кто мог напасть на пожилого человека? Все опрошенные недоумённо качали головой. Не было ни единого врага, ни одного человека, на кого могло бы пасть подозрение.
Осмотр места происшествия указывал лишь на то, что мотив расправы – корысть. В дом старика тогда ещё неузнанные преступники явно пришли ради чужого добра. Но вынесли оттуда один лишь телевизор.
А деньги? Оказалось, что в доме их не было. Опрошенные по горячим следам родственники все, как один, утверждали: Роман Сергеевич был человеком не без странностей. Как только получал пенсию или продавал что-то из скотины, сразу же клал деньги на сберкнижку. Наличность в доме не держал из принципа. Всякий раз, как редкостный педант, когда отправлялся «закупаться», брал с собой сберкнижку, снимал в отделении банка деньги – ровно столько, сколько, считал, необходимо для запланированных покупок.
Сберкнижку, кстати, потом обнаружили: в «тайнике», найти который было непросто.
Значит, преступники просто не знали о привычках потерпевшего? Совсем чужие, стало быть, люди?
У следствия в 2003 году было много вопросов. Но ни на один из них ответ тогда не был получен.
21 апреля 2003 года следствие по делу было приостановлено с традиционной формулировкой: «За неустановлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности».
* * *
Маловишерское убийство удалось раскрыть спустя 20 лет – благодаря кропотливой работе следователей-криминалистов Следственного управления СК РФ по Новгородской области.
О том, как смогли-таки «вычислить» «лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности», рассказал руководитель отдела криминалистики СУ СК Алексей Васильев (на фото):
– Изучив дело, мы обратили особое внимание на сопутствующие убийству обстоятельства: руки и ноги потерпевшего были связаны, а смерть наступила в результате удушения полушкой. И, руководствуясь методом аналогии, стали штудировать тома уголовных дел, по которым в «нулевые» уже был вынесен приговор, в поисках тех, где есть схожий механизм преступления. «Архивная» работа была вознаграждена. Мы выяснили, что 8 мая 2008 года Новоблсуд вынес приговор по делу, где всё было точно так: связанные потерпевшие, подушка на лице, хищение материальных ценностей – все жертвы тех преступлений были одинокими пенсионерами. К каждому из них преступники являлись в вязаных шапочках, натянутых до подбородка, с прорезями для глаз. По тому делу проходили четверо: две женщины и два мужчины. Одному из них удалось скрыться от правосудия. А второй отбывал срок в колонии в Панковке. За серию разбойных нападений и три убийства он был приговорён к 24 годам и 6 месяцам лишения свободы.
Звать этого человека – Арунас Александравичюс (в паспорте фамилия через «ю», как принято в литовском правописании). Сейчас ему 48 лет. Хотя и имя, и фамилия у человека литовские, он – не литовец, а цыган, родители которого перебрались из Паневежиса на Новгородчину.
28 сентября 2023 года следствие по делу об убийстве пенсионера было возобновлено.
К моменту, когда Александравичюс получил статус подозреваемого, срок за убийство он ещё не отбыл и находился в исправительной колонии строгого режима №7 в посёлке Панковка.
* * *
Следователь по особо важным делам новгородского следкома Станислав Миловзоров допросил Александравичюса 9 октября 2023 года – прямо на территории колонии. Мужчина запираться не стал, усмехнулся лишь: «Узнали? Я ждал…».
И рассказал всю предысторию преступления.
Тогда, в 2003-м, сам он жил в Боровичах. На месте, однако, не сидел и как-то раз отправился в Малую Вишеру к своему товарищу Фёдору С., вместе с которым сидели ещё в Валдае – в колонии общего режима.
Заговорили о делах, о том, где можно поживиться. И маловишерский товарищ рассказал, что есть у него на примете один дед. «Кулаком» его в городе называют. Живёт один, людей сторонится, держит скотину. Пенсию хорошую получает. А недавно – это Фёдор знал точно – дед продал на мясо телёнка. Чем не объект?
Решили дождаться ночи. Отправляясь на «дело», натянули на лица маски. Убивать не собирались. Хотели только «тряхануть».
Без проблем пролезли во двор. «Даже собака не залаяла», – вспоминал обвиняемый. Потом «ломанули» дверь и проникли в помещение.
Надеялись, что старик не проснётся.
Но как только начли «шмон», пенсионер вскинулся на постели.
– Кто такие? Что вам надо?
Но закончить фразу хозяину дома не дали. С двух сторон навалились на пенсионера. Он, человек ещё отнюдь не дряхлый, принялся сопротивляться. И в пылу борьбы сорвал маску с одного из налётчиков. Того, который был жителем Малой Вишеры. Сразу же его узнал. После этого, как объяснял обвиняемый, и было принято решение убить пенсионера. Иначе, полагали налётчики, в любом случае тот обратится в милицию.
«Приговор» тут же был приведён в исполнение.
Согласно нынешних показаний Александравичюса, после того как потерпевший испустил дух, вместе с другом они обшарили весь дом, но никаких денег не нашли. От огорчения прихватили с собой телевизор: хороший, новый. Потом, по словам обвиняемого, друг Фёдор «загнал» его за бесценок.
В ходе следствия Александравичюс полностью признал вину.
– Правда, – добавил следователь СК Станислав Миловзоров, – пытался умалить свою роль. Утверждал, что только связывал руки и ноги потерпевшего, а душил пенсионера – подельник. Так или иначе, но сути это не меняло: обвинение мужчине предъявлено в убийстве, совершённом группой лиц.
По окончании следствия дело было направлено в Чудовский районный суд для рассмотрения по существу.
Как сообщила официальный представитель прокуратуры Новгородской области Елена Григорьева, в суде вину в совершении преступления Арунас Александравичюс признал полностью.
С учетом позиции государственного обвинителя по совокупности преступлений Чудовский районный суд назначил ему наказание в виде 24 лет 9 месяцев лишения свободы в колонии строгого режима.
Приговор ещё может быть обжалован в установленном законом порядке.
Что касается подельника, то в отношении него уголовное дело прекращено: в связи со смертью. Умер Фёдор С. в 2013 году – от естественных причин.
Алексей КОРЯКОВ,
Малая Вишера