Поиски типографии в Партизанском крае подарили 1000 народных баек из Малого Парижа

Невероятно, но факт: полезные советы из XIX века на все случаи жизни от порховского и дедовичского барина-«корреспондента» Петра КУНИЦЫНА, прославившего на всю Россию своих крестьян. Как партизанские литеры открыли современным псковичам запрещённые азартные игры мужиков, а также суеверия пожеревицких молодух

ОТ РЕДАКЦИИ: чем хороши совместные акции газеты «КурьерЪ», правительства Псковской области и губернатора Ведерникова? Прежде всего тем, что в рамках поддержки региональных СМИ, журналисты предлагают власти эксклюзивные проекты, которые выстреливают дуплетом, открывая сенсационные факты. И власть наша, слава Богу, понимает эту тягу к неизведанному. В тому же все губернские десанты проходят в рамках заявленных патриотических и духовно-нравственных тем по воспитанию молодёжи и детей, в тесной связи со старшим поколением.

Открытие типографии стало... бомбой!

Так, нынешней весной в Партизанском крае, в бывшей усадьбе МаксОво Пожеревицкой волости, мы нашли с «Бригадой-60» Александра ГРАБЧУКА обещанный типографский шрифт и фрагменты печатного станка. Только не партизанской «Бостонки» или «Американки», а куда круче – большой советской довоенной типографии! А ещё вышли на забытых героев Великой Отечественной – редактора Пожеревицкой газеты «Путь к коммунизму», совершившего подвиг в первые дни войны (см. «Под Малым Парижем найден печатный станок и шрифт времён войны», №14, «Малый Париж подарил героев», №15).

Да, есть братская могила в центре волости, есть имя его товарища Н.А. ОРЛОВА, а фамилии геройски погибшего редактора КОМАРОВА нет. Чем не реальный новый проект для дедовичских волонтёров и школьников?

Энциклопедия жизни

Но и это ещё не все открытия! Пожеревицкая типография, как мы установили с друзьями, находилась в доме-усадьбе удивительного человека Петра Николаевича КУНИЦЫНА, выселенного отсюда большевиками в 1925 году. И, о чудо! Забытый всеми дворянин оказался автором неповторимых очерков о быте и нравах пожеревицких крестьян. Написаны материалы для популярного в конце XIX века издания «Этнографическое бюро» князя В.Н. ТЕНИШЕВА.

Сегодня этот труд является раритетом (1898 г.), как и 50 иллюстраций выдающегося фотографа Михаила КРУКОВСКОГО. Впрочем, о самом авторе мы узнали от молодого и талантливого преподавателя Псковского университета Надежды ЛИЩЕНКО. Для Надежды, соответственно, стала открытием усадьба, в которой жил и творил барин-исследователь. Здесь наши стёжки-дорожки пересеклись, с пользой для всех.

Увы, прочитать в свободном доступе зарисовки барина-корреспондента сегодня нереально. Поэтому настоящим подарком для нас стали сохранённые Надеждой Лищенко для своей кандидатской диссертации более 40(!) ПДФ-страниц искомого псковского труда, переизданного малым тиражом. Краевед и член команды нашего «Губернского автодесанта» Роман ЧЕРНОВ в начале июня их оцифровал, сделав доступными для работы и читателей.

А сейчас пройдём по следам КУНИЦЫНА. Его строки и факты никого не оставят равнодушным. Но не забываем, что все эти откровения крестьян мы узнали благодаря совместному проекту, поискам партизанского шрифта и утраченной типографии. Чудеса, да и только! Итак, самые яркие фрагменты из очерка.

Почту привозили 2 раза в неделю!

«Село или, вернее сказать, погост Пажеревицы (ранее Пажицы, позднее Малый Париж. – О.К.), который я и хочу описать в настоящем очерке, – находится в Псковской губ. Порховского уезда (ныне Дедовичского района. – О.К.); расположен он у самой подошвы Урало-Валдайской возвышенности, по большой Великолуцкой дороге; имеет 65 домов, все сделаны из дерева и крыты соломою. Здесь же приходская церковь (Христова Рождества), волостное правление, земская школа, казённая винная лавка, а также 5(!) лавок. В них: сукно, ситец, железо, кадка, мука, крупа, масло, табак, посуда, пуговицы и тесёмки...

В 3-х верстах от Пажеревиц в селе МаксОве живёт становой пристав (здесь и была усадьба Петра КУНИЦЫНА. – О.К.). Всё это недалеко от большой дороги и всегда доступно к проезду. В 10 верстах – почтовая станция Дубровки, где производится выдача и приёмка денежной корреспонденции, письма же и журналы доставляются в Пажеревицкое волостное правление 2 раза в неделю. Вокруг… 14 сёл, принадлежащих местным владельцам, как-то: МаксОво, Горки, Лужск, Князево, Дубровки, Дубровочки, Сосновицы, Борисово, Нартов Городок, Островно, Филипово, Петрово и Княжьи Горки…».

Слепой музыкант...

Далее Пётр КУНИЦЫН подробно описывает административное устройство округи и этнографические особенности жизни крестьян. Здесь и азартные игры, как мужики спускали заработанные деньги, и игры на русской гармонике (делали сами), жалейках, балалайках и даже бандурах. Для меня последние стали полным откровением.

Между тем оказалось, что в Пожеревицах жил бандурист. «Это был старик лет 80-ти, давно уже слепой. Он частенько в праздничный день летом выходит на завалинку со своей самодельной бандурой. А девушки, частью и пожилые женщины, поют около, сразу же собираются и слушатели:

Нигде милого не вижу

Ни в деревне,

ни в Москве.

Только вижу я милого

В тёмной ночи,

в сладком сне...»

О запрещённых играх

К слову, фотограф Круковский запечатлел для иллюстрации слепого бандуриста, но из Онежского уезда, хотя для образа, согласитесь, и он хорош (фото см. вверху слева).

«Есть среди крестьян (азартная) игра, так называемая «ЮЛА», она хотя и запрещается, но всё-таки очень принята, особенно в селе Сорокино (под Пажеревицами). Состоит она в следующем: сделан кубик из крепкого дерева, каждая сторона которого равна не больше, чем полвершка, в две противоположные стороны вбиты булавки наполовину, а на остальных четырёх поставлены точки: на первой одна, на второй две… Играют в ЮЛУ двое, причём играющие условливаются, один берёт чётные точки, т.е. две и четыре, а второй одну и три; тот, чья юла, берёт двумя пальцами за одну из булавок и пускает её по столу. Причём она крутится несколько времени на столе и, наконец, упадёт на одну из сторон, тогда играющие смотрят, сколько на ней точек и кому они принадлежат по уговору, тот и выиграл условленное количество денег. Потом пускают опять снова...

При этой игре тоже часто бывают плутни. Так, сама юла делается немножко однобокая и в руках мастера падает всегда на те точки, которые ему принадлежат. И если только проигравший это заметит, то дело кончится непременно дракой, если ещё не хуже...».

 

Далее в очерке есть и крестьянские приметы: как определить, сколько лет корове (по рогам), когда пускать на отёл и почему в 12 лет следует непременно от кормилицы избавляться.

Ещё очень любопытные строки про счастье: «Если кто найдёт во ржи на одной соломине два колоска, то это считается СЧАСТЬЕМ, и ставят их к иконе. Вообще спорынью называют у нас Божьим хлебцем, и кто найдёт, тот сразу же её съест».

А знаете ли вы, что такое (ведьмины) «заломы во ржи», и почему их непременно делали голые женщины? Обо всём этом также говорится в очерке барина-корреспондента.

Как приворожить к себе парня?

А сейчас специально для девушек: «Чтобы приворожить к себе парня, нередко за этим обращаются к знахарям и цыганкам, которые устраивают приворотные порошки и пользуются девичьей слабостью и доверием.

Такой был случай: одна женщина почему-то думала, что муж не любит её, не верен, и вздумалось жене приворожить его к себе. Для этого она отправилась к цыганке, которая обещала устроить всё, чего она хочет, и чуть ли не даром. Сговорилась так: когда увидит пользу от заговора, тогда и заплатит, сколько не жалко. Однако для совершения наговора цыганке понадобилось серебра на 3 рубля, венчальное кольцо, крест, несколько её платьев и половина мужниного белья (согласитесь, в наши дни такие же гадалки не меньше берут. – О.К.).

Всё это было отдано доверчивой женщиной цыганке; а когда хозяйка пришла за платьем и приворотным, то цыганка сказала, что она назад ничего не отдаст! И если только вздумает силой отобрать, то уже мужа ей не видать, как своих ушей, а в настоящее время сделано так, что муж её будет любить и беречь, словно глаз свой.

Как бы ни была рада крестьянка, но всё-таки вернулась домой со слезами и не знала, как сказать про это мужу. Тот заметил, что жена плачет, начал спрашивать, та сначала не говорила, а потом во всём призналась... Недолго думая, муж пошёл к сельскому (старосте), взяли понятых и отправились к цыганам – но те ещё накануне уехали. Так всё и пропало! Но крестьянка ничуть не жалеет потерянного, так как муж несравненно стал лучше обращаться с нею, чем раньше. А она сама с уверенностью говорит, что цыганка многое знает и сделает, что только захочет!»

Уверен, и с нашими гадалками и женщинами такое же происходит, даже если полиция вмешается.

Всё дело только в жабе и бане?

«Ещё есть поверье, если взять волос от любимого человека и залепить в глину, то любимый будет сохнуть, только и думать о той, у которой его волосы.

Так же делают ещё и следующее: берут жабу и бросают в муравейник и убегают без оглядки, а на третьи сутки приходят и из остова, оставшегося от лягушки, выбирают крючок и лопатку. Если этим крючком зацепить кого-нибудь, то он сразу же полюбит всей душой, а если толкнуть лопаткой, то разлюбит.

Или же девушки делают так: собирают (в бане, где мылся любимый) листья от веника, явно приставшие к тому во время паренья, со словами: «Будь ты мой, а я твоя – желаю любить тебя», потом эти листья бросают в огонь, приговаривая: «Пышет пламя огненное и течёт река огненная; ты куда, река, течёшь и что несёшь; я теку и несу тоску рабу Божьему (имя). Я несу тоску, его сердце разжигати и тело располяти к рабе Божьей (имя своё). Аминь».

«Знахари же дают приворотных корешков, а также наговаривают на волосы, на одежду и на питьё... Некоторые девушки из ревности изводят своих возлюбленных. За советами обращаются также к знахарям, которые или дают совета или тоже наговаривают. Так, например, если парню подложить голик (старый истёртый веник) под сани, то в нынешний год парень не женится, если его волосы сожгут, то он целый год будет ходить как потерянный, а если выпачкать шубу бараньей кровью, то любить его никто не будет».

Что тут сказать: хотите верьте, хотите улыбнитесь, но и это ещё не все советы от наших пожеревицких крестьян.

Вся правда про... жениха и невесту

«Ни одна женщина у нас не пойдёт в церковь во время месячных очищений, так же никогда не венчаются. Есть примета, что во время месячных очищений при совокуплении с мужчиной женщина обязательно забеременеет. Примечают: если у которой девушки рано открываются очищения, то она молодая вый-
дет замуж, а вот если до 16 лет не было, то быть старой девой; если у которой сильные кровотечения, то по замужеству будет больше мальчиков, чем девочек и наоборот».

И совсем уж для самых впечатлительных: «Кончик носа чешется – бывать на пиру; кошка валяется через голову – будут сваты, сверчок трещит в стене – выживает из дому; курица свалилась с нашести – быть свадьбе; шея чешется – быть на свадьбе или обознаешься в ком-то. А если 13 человек за столом на свадьбе – предвещают неудачу молодым; нищий попался навстречу свадебному поезду – быть молодым в бедности. Да, и ещё, у кого из новобрачных сгорала больше свечка при венчании, тот скорее умрёт; разбилось что-нибудь на свадьбе – к благополучию; выпрокинулись (из саней) новобрачные или потеряли кольцо – к несчастью. При венчании расстилается под ноги молодым платок, и кто первый ступит на него, тот и будет старшим, т.е. если жених, то он будет господствовать над женою и наоборот.

Если после венчания пройдёт кто-нибудь между женихом и невестой, то они не будут жить мирно. Если жених первый ляжет на постель, то он будет господствовать над женою, если последним встанет. Если молодая не плакала до свадьбы, то выплачется после свадьбы. Хорошая погода в день свадьбы предвещает счастливую жизнь. Молодые в день свадьбы ничего не едят и не пьют – для счастья и супружеской верности».

 

Кто будет: мальчик или девочка?

«Если беременная женщина ничего не может есть мясного, то у неё родится девочка; также, если у неё наполняется молоком левая грудь, то будет девочка. Но многие уверяют, что дети идут по потомству. Например: у одного крестьянина было три дочери, которые по выходу замуж первый раз родили все по два ребёнка, и он говорит, что и у него были первые двойни, и у его тёщи тоже; после чего у него был мальчик, и у его дочерей тоже родилось по мальчику.

Что просит взаймы беременная женщина – того ей НИКОГДА не дают, так как после этого не будет спору в том, чем выручили. Во избежание греха за отказ люди бросают вслед, что попало и примечают, что родившийся ребёнок будет очень любить то, что бросали вслед его матери…».

Как я думаю, эти отказы не относятся к мужу, так как кто из нас не выполнял просьбы жены и не приносил ей солёных огурчиков, мела, кислой капусты... Жене, точно знаю, отказывать нельзя, эта примета жива и сейчас.

Для вас, дачники

Ну, и в заключение не могу обойтись без огородничества, которому Пётр Куницын выделил особое место. Вот лишь малая толика:

«Когда сажают капусту, то под первую рассадину кладут камень, завёрнутый в тряпку. Для чего? Чтобы кочны капусты были такие же крепкие, как камень, а на капустную гряду зарывают коровью очистку (молозиво) – это для предохранения от червей. Ещё жгут на грядах разный хлам – чтобы не росла трава».

А знаете ли вы, что делать, если ваши пчёлы повадились летать в чужой улей? Кто же их притравил и сглазил? Почему они взбесились? Все эти советы также есть в очерке нашего барина-героя. При этом явно взяты из жизни, и как прокомментировала в своей кандидатской работе Надежда Лищенко, автор сам искренне верит в сказанное.

Мне в этой связи вспоминаются бесценные советы нашего редакционного дачного эксперта Алексея КАЗАРИНА. Но его, увы, уже нет с нами, а здесь всё перед глазами, словно из сказки, вернее – из МаксОво!

Постскриптум

Когда мы с друзьями по «Губернскому автодесанту» первый раз искали в усадьбе МаксОво шрифт, то, конечно, никто не знал про барина-корреспондента, откровения его крестьян и «Этнографическое бюро» князя Тенишева. Во второй раз мы уже пытались обнаружить подтверждение слов барина, описанных им советов и суеверий.

Так, Александр ЛАБАНОВ нашёл на одном из старых дубов выковырянный глубокий квадрат с таинственными начертаниями (надо думать, для гаданий на коре дуба на мужика). На камнях выбиты «отворотные», как стрела, линии, а в ветвях высохшего дерева наверное только я увидел очертания Лешего – хранителя здешних тайн. Удивительная и энергетически сильная усадьба, чем не место для экологического туризма? Но пока я во всё это вглядывался – умудрился потерять очки, друзья же не применили подшутить:

– Видно барину понравилось, что ты откопал его старинные по(а)жеревицкие приметы, вот и забрал твои очки, чтобы почитать на досуге уже тебя. Ну, а в ответ подарил чудную пробку от своего винного штофа (см. фото), чтобы ты отдохнул и продолжил просвещать уже современную молодёжь.

А что, полезные ведь советы, – меня лично зацепили.

Записал и подготовил

Олег КОНСТАНТИНОВ, Порхов – Дедовичи – МаксОво

 

ОТ АВТОРА: друзья, если вам понравились эти крестьянские советы-байки из МаксОво и вы знаете, что осталось за кадром – звоните, давайте вместе с дедовичскими поисковиками снова съездим в усадьбу-типографию. А ещё можете рассказать про суеверия своих предков.