Какие технические ухищрения используют мошенники, чтобы нас одурачить?

«Дистанционное мошенничество стало главной бедой последнего времени. Чаще всего жертвами такого обмана становятся пенсионеры. Аферисты придумывают много чего, чтобы вызвать у человека доверие. Недавно, например, мне пришло сообщение в одном из популярных мессенджеров со страницы руководителя (по работе), что со мной намерен пообщаться некий сотрудник правоохранительных органов. Благо, я перезвонил руководителю по телефону и спросил, кто это намерен на меня «выйти». Руководитель очень удивился и сказал, что не отправлял мне никаких сообщений. Как выяснилось, аферисты создали фейк-страницу с его именем, отчеством и фамилией. А что есть ещё в арсенале мошенников?». Александр Романов, Крестцы

За советами на тему, как уберечься от телефонных мошенников, мы обратились к заместителю начальника пресс-службы УМВД по Новгородской области Татьяне Золотухиной:

– Сейчас и в нашем регионе, и у соседей распространяется новая схема мошенничества – через трансляцию экрана смартфона.

Мошенники создают в мессенджере аккаунт с именем, имитирующим логотип банка, с которого совершают первый звонок под видом сотрудника банка и спрашивают собеседника, обновлял ли он своё мобильное приложение. Если ответ отрицательный, «сотрудник» просит подождать звонка от специалиста банка, который поможет обновить приложение.

Второй «сотрудник» звонит по видеосвязи и объясняет это необходимостью идентификации клиента по биометрии. Затем просит включить режим разделения экрана и войти в мобильное приложение банка. При этом аферисты уверяют, что это абсолютно безопасно, поскольку экран виден только роботу, а сам сотрудник его не увидит.

На практике трансляция экрана позволяет злоумышленникам видеть номера карт, суммы счетов и коды из SMS-сообщений, отправленных банком. Располагая этой и другой информацией, мошенники могут получить доступ к личному кабинету клиента из приложения на устройстве и украсть деньги или убедить его перевести их на «безопасный счет».

Стоит напомнить ещё раз: сотрудники банков не связываются с клиентами через мессенджеры, делать это им категорически запрещено.

Роботизированная система для диагностики счета – это тоже выдумка мошенников.

Ещё одна проблема: мошенники научились подделывать видеокружки с лицом владельца аккаунта в Telegram. Аферисты генерируют видеоизображение, подделывают голос и отправляют сообщения якобы от имени владельца аккаунта контактам жертвы.

В посланиях с использованием генерации в специальных программах мошенники просят под разными предлогами перевести деньги, указывая свой счёт. При этом сам владелец не может получить доступ к своему аккаунту.

Самый простой способ защитить свою страницу от взломов – установить двухфакторную аутентификацию.

Если вам приходят подобные сообщения, то лучше связаться по телефону с человеком и уточнить, действительно ли ему нужна финансовая помощь.