«У меня произошла любопытная история. В мае я сменил мобильного оператора. Как только это произошло, на мой телефон поступил звонок от мужчины с приятным голосом, который представился сотрудником «Теле 2» (раньше я пользовался их услугами). Сказал, что у меня истёк срок договора, и его надо продлить. Я вежливо ответил, что подумаю. Потом звонили ещё и ещё с напоминаниями. В конце концов я рассвирепел и, принимая всё за чистую монету, выпалил: мол, я же сказал вашему сотруднику, что подумаю! Вот и думаю! И только из сообщений СМИ я понял, что это были никакие не сотрудники «Теле 2», а махровые разводилы. Можете чуть подробнее рассказать об этом виде мошенничества?» Алексей Корягин, Великий Новгород
Рассказывает заместитель начальника пресс-службы УМВД по Новгородской области Татьяна Золотухина;
– Действительно, в последние месяцы на телефоны жителей области стали поступать звонки от мошенников, выдающих себя за сотрудников операторов мобильной связи, которые требовали предоставления различных данных.
Как правило, в начале разговора потенциальной жертве сообщается, что срок действия договора о пользовании телефонным номером истекает. После этого пользователю присылают код, который, как утверждается, необходимо сообщить «сотруднику» для продления договора. Если человек выполняет инструкции мошенников, они получают доступ к его личным данным.
Вопреки распространённому мифу, активно используемому мошенниками, SIM-карта, оформленная у крупных российских мобильных операторов, не имеет срока годности, и, следовательно, не требует продления.
Специалисты операторов связи никогда не будут запрашивать у абонентов коды из SMS-сообщений для подтверждения каких-либо действий.
Схема обмана со звонками от имени мобильного оператора с требованием продлить договор на SIM-карту отличается от стандартных мошеннических звонков, например, якобы от службы безопасности банка или от правоохранительных органов.
В таких мошеннических звонках обычно не оказывается давления на граждан и не проявляется агрессия. Напротив, мошенники стараются выглядеть максимально заботливыми и заинтересованными в благополучии абонента, чтобы убедить его продлить договор на SIM-карту.
Еще одна схема: злоумышленники звонят потенциальным жертвам под видом представителей сотовых операторов и утверждают, что на их телефонный номер якобы была подана заявка на смену оператора. Когда собеседник отвечает, что не оставлял такую заявку, аферисты предлагают «для обеспечения безопасности» сменить пароль в личном кабинете.
Выманив SMS с кодом, преступники получат доступ к номеру жертвы, и, следовательно, возможность входа в личные кабинеты банков, «Госуслуг» и других сервисов.