«Чёрный риелтор» обрёл новое жильё в Новгородской области: 14 лет он проведёт в колонии

«Чёрный риелтор» обрёл новое жильё в Новгородской области: 14 лет он проведёт в колонии
Более 25 лет громкое дело об убийстве жителя Мытищ в лесу Маловишерского района оставалось в числе «глухарей». Сегодня, 13 июня, Новгородский областной суд вынес приговор Домбичу Мартову.

В мае 1997 года автомобилисты, остановившиеся на кратковременный отдых на обочине дороги неподалёку от маловишерской деревни Папортно, зайдя в лесополосу, нашли обгоревший труп человека. Уже тогда сомнений в криминальном характере смерти не оставалось.

Хотя туловище было обезображено, пламя пощадило лицо погибшего. Оно годилось для идентификации. В большой степени благодаря этому удалось установить личность человека: в прошлом жителя подмосковных Мытищ – возрастом тридцать лет. По имевшимся сведениям, до своей смерти человек злоупотреблял алкоголем.

В ту пору установить виновника преступления не удалось, хотя уже тогда было известно, что в последнее время в круг общения этого мужчины входили люди цыганской национальности. Кроме того, как выяснилось, незадолго до исчезновения к нему зачастил риелтор. Причём не из Москвы, а из Санкт-Петербурга.

Кто этот человек, стало известно ещё в те годы. Во время допроса Владислав Л. подтвердил, что контакт с мужчиной наладил после того, как к нему обратились питерские цыгане с просьбой переоформить документы на квартиру в Московской области. По объяснениям риелтора, свою часть работы он выполнил добросовестно: 19 января 1997 года квартира была продана третьим лицам. Назвал и имя человека, который получил деньги от покупателей из рук в руки: Домбич Мартов.

Почему сумму отдали ему, а не хозяину квартиры? Причина единственная: большую часть времени тот был пьян. Сильно. Но, казалось, относились к нему цыгане по-доброму. А на полученные деньги собирались купить квартиру в Санкт-Петербурге.

В те годы оперативники полиции проверили все сделки купли-продажи жилья, совершённые в Ленобласти. Фамилия потерпевшего среди покупателей жилья не фигурировала. Появилось предположение, что тот был убит ради денег, полученных за его подмосковную квартиру. Достаточно распространённое в «лихие девяностые» явление, получившее название «чёрного риелторства».

* * *

Домбича Мартова стали искать. Но он словно сквозь землю провалился: человек с такими именем и фамилией нигде более не проходил: он не оформлял никакие сделки, не пользовался поездами и самолётами, не женился, наконец, и не разводился. Тоже исчез.

Из-за того, что «чёрные риелторы» столь умело запутали следы, установить местонахождение подозреваемого тогда не удалось. На долгие годы следствие приостановили.

Лишь в 2023 году сотрудники новгородского уголовного розыска смогли выйти на след злоумышленника благодаря полученной оперативной информации, согласно которой Домбич Мартов проживал в то время в Калуге, в собственном доме.

Туда в марте 2023 года и отправились новгородские оперативники вместе с коллегами из Калуги. Открыл им пожилой цыган высокого роста. Не мешкая, выполнил просьбу предъявить паспорт. Когда полицейские развернули его, увидели, что на них с фотографии смотрит именно тот, в чьём доме они находились. Но имя и фамилия были указаны совсем другие: Алан Смирнов.

Недоразумение? Отнюдь. Сразу же был сделан запрос в Нижегородскую область, где выдали документ. И оттуда пришёл ответ: паспорт на имя Алана Смирнова оформлен 26 июля 2000 года по заявлению некоего Домбича Мартова в связи с утерей собственного документа. При этом при получении нового паспорта заявитель изъявил желание сменить имя и фамилию.

Один из вопросов был снят. 17 марта 2023 года Мартова-Смирнова задержали и доставили в Новгородскую область. На допросе у следователя он признал вину в убийстве, совершённом в 1997 году. А потом дал согласие на участие в проверке показаний на месте.

* * *

Спустя более чем 25 лет после преступления его вывезли за сто километров от Великого Новгорода к деревушке с названием Папоротно. Несмотря на то, что прошло очень много времени, Мартов указал место, где расправился с человеком.

– Там обвиняемый дал подробные показания с записью на видеокамеру, – рассказал следователь-криминалист Следственного управления СК РФ по Новгородской области Иван Елманов, – 26 марта 1997 года в машине ВАЗ-2106, на которой ехали из Санкт-Петербурга, находились трое: кроме двух мужчин, ещё и сожительница Мартова. По словам обвиняемого, в этой точке он остановил автомобиль, потому что нужно было, как это принято говорить, удовлетворить физиологические потребности. Женщина осталась в машине, мужчины отошли в лес. Свою жертву обвиняемый забил палкой – показал, каких размеров она была. Сказал, что первый удар нанёс по затылку мужчины. Когда тот упал на колени, ударил второй раз – «во всю силу». А потом вернулся к машине, взял канистру с бензином и облил им человека с разбитым черепом. По его словам, «с головы до ног». И поджёг.

Что этому предшествовало? Как установлено следствием, после того, как провернули аферу с продажей квартиры, её хозяина вывезли в Санкт-Петербург. Там продолжали накачивать алкоголем. На вырученные от продажи деньги обещали приобрести жильё в северной столице. По прошествии некоторого времени планы, однако, переиграли. И стали предлагать мужчине купить ему дом в Новгородской области. С этой целью якобы и отправились в Маловишерский район: выбрать подходящее жилище.

Обвинение Домбичу Мартову было предъявлено по двум статьям Уголовного кодекса РФ: «убийство из корыстных побуждений» и «приобретение поддельного паспорта».

* * *

С момента задержания Домбич Мартов сильно изменился: если на месте преступления показания давал человек с гладко выбритым лицом, то в Новгородский областной суд конвоиры привели мужчину с густой «будулаевской» бородой.

В зале суда вёл он себя вежливо. «Взвился» один раз: когда прокурор Юрий Антонов зачитывал обвинение и дошёл до момента, где говорилось о том, что подсудимый совершил убийство ради завладения 15 тысячами долларов, вырученных за квартиру, Мартов вскочил на ноги, принялся жестикулировать и кричать:

– Не было! Не было у меня такого мотива! И мысли такой не было!

Поток сознания прервал судья, объяснив, что свою позицию обвиняемый может изложить по окончании выступления гособвинителя. Мартов сказал, что всё понял и больше не нарушал порядок.

Когда же ему предложили высказать своё отношение к обвинению, подтвердил: он полностью согласен с тем, что человек умер от его ударов, но отрицает, что причина убийства – деньги:

– Я признаю, что убил, – говорил Мартов со скамьи подсудимых. – Но корысти не было. В лесу между нами началась ссора. Он выругал моих детей и мою семью. Я не мог это вытерпеть, взял палку и ударил. Хотел по спине, а получилось по голове.

Сторона обвинения полагала, что и паспорт он поменял только для того, чтобы уйти от ответственности за убийство. И с этим Мартов был не согласен. Теперь факт получения документа на другие имя и фамилию он объяснял так:

– В 2000-ом году я разругался с роднёй. Всё было серьёзно: до крови дрались. Чтобы не носить больше фамилию людей, с которыми больше не хотел никак быть связанным, я и поклялся её поменять. Пошёл в паспортный стол, попросил выдать документ на другую фамилию. А свой настоящий паспорт я, действительно, потерял до ссоры с родственниками.

Для решения вопроса о причинах расправы значимыми были показания двоих людей: риелтора Владислава Л. и бывшей сожительницы Мартова – Марии С, которая присутствовала на месте убийства. После расправы над мужчиной из Мытищ их дороги с Мартовым разошлись, и теперь она живёт в Ленинградской области. Риелтор Владислав Л. – в самом Санкт-Петербурге.

Оба свидетеля приехали в Великий Новгород, чтобы подтвердить показания, которые давали в период предварительного следствия.

– Что касается риелтора, – рассказал государственный обвинитель Юрий Антонов, – то он сообщил, что присутствовал при передаче денег, и их получил не продавец квартиры, а Мартов. А бывшая его сожительница рассказала обо всех этапах оформления сделки купли-продажи квартиры. И о том, что произошло в лесу: как Мартов остановил машину и вывел в лес пьяного человека, которого практически тащил на себе, а потом вернулся, чтобы взять канистру бензина. Когда они тронулись в дальнейший путь, труп погибшего уже пылал. Не скрывала, что в те годы очень боялась Мартова. Когда они доехали до Подмосковья, позвонила родственникам в Санкт-Петербург и попросила её забрать. Что те и сделали. Больше с Мартовым она не виделась – до его задержания.

Как выяснилось, у погибшего есть и близкая родственница – сестра, проживающая в Подмосковье. Она признана потерпевшей.

Извинения ей Мартов принёс. В период судебного следствия изъявил желание компенсировать моральный вред: речь шла о 300 тысячах рублей. По его поручению, деньги были отправлены: но не 300 тысяч, а 10 тысяч рублей. Эту сумму женщина не приняла. Деньги вернулись отправителю.

По информации руководителя Объединённой пресс-службы судов Новгородской области Марии Воробьёвой, гражданский иск с требованием компенсации морального вреда заявлять она не стала.

Сегодня, 13 июня, Новгородский областной суд вынес Домбичу Мартову приговор. Он признан виновным в убийстве из корыстных побуждений. В качестве наказания назначено 14 лет лишения свободы в колонии строгого режима.

У осуждённого есть право обжалования приговора в порядке апелляции.

Алексей КОРЯКОВ,
Великий Новгород



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: автор