«Нарушение явное»: специалисты судебной экспертизы о закрытых дверях в «Крокусе»

Специалисты усомнились в словах Эмина Агаларова о штатной работе эвакуационных дверей в «Крокусе».

По данным специалистов и согласно российскому законодательству, в местах массового пребывания, подобных «Крокусу», все двери считаются эвакуационными, в том числе и предназначенные для персонала

В четверг, 28 марта, в прямом эфире «России 24» глава компании Agalarov Development, сын владельца «Крокуса» Эмин Агаларов заявил, что все эвакуационные выходы в здании, где произошел теракт, сработали штатно. По словам певца и бизнесмена, пострадавшие, которые не могли выбраться на улицу, спасаясь от бушующего пожара, в считанные минуты захватившего здание «Крокус Сити Холла», на своем пути к спасению натыкались на запертые двери, предназначенные для персонала.

 

«Провинция.ру» решила выяснить – допустимы ли закрытые двери при пожаре в здании, где находятся свыше 5000 человек. И что согласно закону считается эвакуационным выходом.

Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» гласит, что эвакуационными выходами являются все, которые ведут из помещений первого, подвального или цокольного этажа наружу.

Пункт 3 Федерального закона:
«Выходы являются эвакуационными, если они ведут:
1) из помещений первого, подвального или цокольного этажа наружу:
а) непосредственно;
б) через коридор;
в) через вестибюль (фойе);
г) через лестничную клетку;
д) через коридор и вестибюль (фойе);
е) через коридор, холл (рекреационную площадку) и лестничную клетку;
2) из помещений любого этажа, кроме первого, подвального и цокольного:
а) непосредственно на лестничную клетку при условиях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности;
б) непосредственно наружу или на лестницу 3-го типа;
в) в коридор, ведущий непосредственно либо через холл (рекреационную площадку) на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
г) в холл (на рекреационную площадку), фойе, имеющие выход непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
д) на эксплуатируемую кровлю или специально оборудованный участок кровли, который ведет на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа, в том числе через коридор;
3) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категории А или Б) на том же этаже, обеспеченное выходами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части. Выход из технического помещения без постоянных рабочих мест в помещение категории А или Б считается эвакуационным, если в техническом помещении размещается оборудование по обслуживанию этого пожароопасного помещения».

То есть фактически все двери, которые уводят от пожара, считаются эвакуационными.

Это «Провинции.ру» подтвердили и в ФБУ Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ:

«Вообще-то все двери должны быть открыты. Все зависит от плотности потока эвакуирующихся людей. Если открытые позволяли выйти всем людям, которые находились внутри, то это одна ситуация. Но если, например, целиком забит зал, часть дверей закрыта, то это нарушение явное».

Скорее всего, именно в этом центре и будет дана экспертная оценка противопожарной системе «Крокуса».

 

О том, что, несмотря на слова Агаларова, не только служебные двери оказались запертыми в стремительно сгорающем здании, говорят и люди, спасшиеся после теракта в «Крокусе». Заперты были и двери, которые вели на улицу.

Ольга С. рассказала, что когда она выбралась из горящего концертного зала в фойе, было очень темно.

«В коридоре темнотень. Мы пошли в сторону улицы, на свет, где выход, но нам сказали, что дверь закрыта. И мы пошли в темноте куда-то искать выход. Ничего не работало, ни оповещение, ни воды не было. Слава Богу, я не в первый раз в этом зале, мы ходили на другие концерты. А те люди, которые на эскалаторе спускались с бельэтажей, я не знаю, как они выбирались», - рассказывает Ольга С.

Женщина плохо помнит дорогу, было абсолютно темно, никаких световых табло с указанием пути к эвакуации она, как и многие другие, не видела. Она просто бежала за толпой, которой пришлось пройти через несколько помещений, прежде чем добраться до заветного выхода на улицу. Все это до смерти напуганным из-за нападения террористов, устроивших массовый расстрел десятков невинных людей на их глазах, и задыхающимся от едкого дыма людям, приходилось делать на ощупь, так как аварийное освещение не включилось.

Ольга более-менее в себя пришла от пережитого ужаса только на следующий день дома. Женщина обнаружила, что получила небольшие, но болезненные травмы, распухло колено, царапины. Обратилась в травмпункт. Оттуда сразу после того, как узнали, что она из «Крокуса», ее направили в больницу на полное обследование.

«Когда я подъехала в больницу, они вызвали следственный комитет. Я все показания свои дала. Потом нам вызвали еще в следственное управление по району. Мы с мужем давали показания вместе – он одному следователю, а с девушкой говорила. Мы все расписывали, что ничего не сработало. Она говорит, а вот они утверждают, что работало, тогда я ответила: «Врут! Нагло врут!», - продолжает женщина.

Светлана Г., покидала концертный зал через подземную парковку, но и там им не удалось найти дверь – вылезали через разбитое стекло.

«Мы побежали в сторону подземной парковки, а там уже молодой человек и там вышли через выбитое стекло, не через двери. Никаких стрелок, показывающих эвакуацию, мы не видели», - вспоминает дрожащим голосом пережитые страшные события Светлана.

То есть, даже те люди, которые находились на первом этаже, не сразу обнаружили выходы. А некоторые выходы на улицу были заблокированы. Как мы писали выше, согласно закону все двери, выходящие на улицу, являются эвакуационными.

 

Кроме того, как уже говорилось ранее, все опрошенные свидетели, спасшиеся от пожара в «Крокусе» утверждали, что не было никаких стрелок, указателей, не работали табло. Люди бежали наугад, в надежде хоть как-то выбраться из «Крокуса», ставшего кровавой ареной для одного их самых масштабных терактов последних десятилетий.

Стоит отдать должное мужеству детей-гардеробщиков, которые спасли огромное количество человеческих жизней. Ребята в стрессовой и опасной для них самих ситуации не только не растерялись, но смогли прекрасно сориентироваться и помочь десяткам напуганных людей, мечущихся в поисках выхода их охваченного дымом и пламенем здания. Подростки, работавшие в «Крокусе» хорошо знали помещения и пути к открытым дверям.

Ранее «Провинция.ру» публиковала расследование о том, что противопожарная система «Крокус Сити Холла» вызывала нарекания еще 4 года назад. При этом, 28 марта, в эфире телеканала «Россия 24» Эмин Агаларов рассказал, почему спасавшиеся в «Крокусе» упирались в закрытые двери.

Источник фото: © Komsomolskaya Pravda/Global Look Press/ Global Look Press,© Bulkin Sergey/ news.ru/Global Look Press,@Roman Denisov/Global Look Press,© Petrov Sergey/ news.ru/Global Look Press