И пошёл брат на брата: развязка конфликта в посёлке Пролетарий

И пошёл брат на брата: развязка конфликта в посёлке Пролетарий
Следователь Новгородского межрайонного следственного отдела СУ СК РФ по Новгородской области Шамсудин Муртузалиев.
Сообщение о том, что в посёлке Пролетарий 44-летнему Константину Родионову нанесено несколько ножевых ранений, поступило на пульт «скорой помощи» 25 мая 2023 года около пяти часов утра. Медики успели вовремя: раненого немедленно доставили в Новгородскую областную клиническую больницу. Хотя человек потерял много крови, жизнь его удалось спасти.

С раскрытием преступления никаких проблем не возникло. У поножовщины, случившейся в частном доме по Пролетарской улице, был очевидец – сожительница потерпевшего Екатерина Парамонова. Она и вызвала бригаду скорой медицинской помощи.

А нападавшим оказался родной брат пострадавшего человека – Владимир Родионов.

Когда к нему пришли полицейские, он был пьян. Понимая, что «отвертеться» вряд ли получится, безропотно дал надеть на себя наручники.

– В ходе исследования обстоятельств происшедшего, – рассказал следователь Новгородского межрайонного следственного отдела регионального Следственного управления СК РФ Шамсудин Муртузалиев, – выяснилось следующее. В тот день братья пьянствовали. Даже не вдвоём, а втроем: в застолье принимал участие ещё и их двоюродный брат, проживающий на соседней улице. Распивать водку начали около семи часов вечера. Сначала – во дворе: погода позволяла. Потом, когда стало прохладно, переместились в дом. Уже поздно ночью, около трёх часов, тот из братьев, который впоследствии был ранен, сказал, чтобы собутыльники, требовавшие «продолжения банкета», ушли из дома. Они послушались. А мужчина отправился спать – вместе с сожительницей, которая всё это время тоже находилась в доме. Спустя некоторое время, так и не успев задремать, он услышал, что родной брат вернулся в дом: шумел, гремел посудой. Обозлённый, выскочил на кухню. Мирно разрешить конфликт братьям не удалось.

Как рассказывал на следствии потерпевший Константин Родионов, когда он выбежал на кухню и стал предъявлять претензии, в ответ на это брат сразу же схватил первый попавшийся под руку нож и полоснул его по плечу. Потом было ещё три удара: в шею, в грудь и снова в плечо.

Из-за шума и криков поднялась и сожительница потерпевшего. В кульминационный момент расправы она выбежала на кухню.

Екатерина Парамонова рассказывала следователю:

– Когда я выскочила на кухню, увидела, что у Константина из шеи течёт кровь. Я закричала. Не обращая на меня никакого внимания, прямо в моём присутствии, ножом, который держал в правой руке, Владимир Родионов нанёс брату ещё удары: в область левого плеча и грудной клетки. И снова стал замахиваться. Ничего не оставалось делать: я схватила доску, лежавшую на полу, и ударила ею по руке нападавшего. Нож вылетел, упал на пол, а я стала оттаскивать Владимира и оказала первую помощь Константину.

Следствие пришло к выводу: только благодаря тому, что женщина выбила нож из руки нападавшего Владимира Родионова, его брат был спасён.

* * *

Несмотря на присутствие на месте преступления свидетельницы и её личное участие в событиях, в ходе следствия Владимир Родионов выдвинул свою версию, согласно которой брат первым ударил его доской, а потом кулаками по лицу. И он взял нож якобы для того, чтобы защититься от нападения. Говорил и о том, что никакого удара доской женщина ему не наносила, он сам будто бы отбросил нож, «отказавшись от совершения преступления».

По словам следователя СК Шамсудина Муртузалиева, чтобы проверить эту версию, были проведены две очные ставки: между обвиняемым и потерпевшим; обвиняемым и свидетельницей. Хотя Владимир Родионов остался на своих показаниях, они противоречили словам и потерпевшего, и свидетельницы.

Для себя следователь отметил, что, судя по реакции друг на друга, отношения между обвиняемым и потерпевшим были уже совсем не братские. Как выяснилось, и раньше у них далеко не всё было гладко: Константина не устраивало то, что Владимир не работает, постоянно пьянствует и, по сути, висит у него на шее.

В качестве свидетеля следователь допросил и двоюродного брата, принимавшего в тот день участие в пьянке. Хотя по поводу самого преступления рассказать ничего не смог (после того как ушёл из этого дома, обратно не возвращался), он дал оценку личным качествам Владимира Родионова. И совсем не лестную:

– Обвиняемого могу охарактеризовать как неадекватного человека, постоянно злоупотребляющего спиртными напитками.

Преступление Владимира Родионова было квалифицировано по статье «Покушение на убийство»: «Своими действиями он осознанно, целенаправленно намеревался лишить жизни своего брата, однако не довел до конца свой умысел, поскольку потерпевший оказал ему активное сопротивление, а свидетельница пресекла противоправные действия».

* * *

Давая оценку версии обвиняемого, Новгородский районный суд сделал вывод, что такие показания Родионов даёт, чтобы минимизировать свою вину:

Из приговора Новгородского районного суда:

«В ходе предварительного следствия и суда Владимир Родионов неоднократно менял показания. Его доводы, приведённые во время допроса в суде, являются вымышленными, неубедительными, расцениваются судом как способ защиты от предъявленного обвинения. Версия Владимира Родионова о противоправном поведении потерпевшего и об оборонительных действиях не нашла подтверждения в судебном заседании и опровергнута приведенными доказательствами».

В то же время суд не нашёл никаких оснований не доверять показаниям потерпевшего, свидетельницы преступления, а также медиков «скорой помощи» и полицейских, задержавших Владимира Родионова, так как «они являются неизменными на протяжении следствия и суда, логичными, последовательными, согласуются между собой и с другими исследованными доказательствами».

В суде обвиняемый попытался использовать ещё один свой козырь: его якобы «топят», чтобы он не претендовал на родительский дом, в котором и произошла поножовщина. Но и эта версия была признана не соответствующей действительности, потому что ни Константин, ни его гражданская жена в этом доме вообще не прописаны.

Обстоятельством, отягчающим наказание, суд признал совершение преступления в состоянии опьянения, что «повлияло на поведение подсудимого, ослабило его волевой контроль, способствовало совершению преступления».

Приговором Новгородского районного суда Владимиру Родионову назначено наказание в виде 7 лет лишения свободы в колонии строгого режима.

Гражданский иск о компенсации морального вреда потерпевший брату не предъявил.

Алексей КОРЯКОВ,
Новгородский район

(Имена и фамилии участников событий изменены. – Прим. ред.)



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: Анастасия Садриева